Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала по теме контраст как прием в композиции.
Задачи:
1.Дать представления о средствах выразительности контраста;
2. Научить пользоваться контрастом как приемом в композиции;
3. Продолжить формирование художественной культуры.
Ход урока:
Поль Сезанн говорил, что рисунок и цвет неразделимы; по мере того как пишешь — рисуешь, и чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки.
- Что мы изучили на прошлом уроке? (цветовые сочетания)
- Сегодня мы будем изучать контраст в композиции.
Значение контрастов в композиции известно с давних пор. Еще Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» обращал внимание на то, что в композиции следует сочетать контрасты: рядом с высоким ставить низкого, с толстым - худого, с одетым в бархат с его тяжелыми и мягкими складками - фигуру в шелку, дающем мелкие и острые складки, и т. п.Как уже говорилось ранее основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты.
На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты величин, форм, характеров, состояний.
Без контрастов света и тени, контрастов форм, величин, контрастов цветов, человек не увидит ни формы, ни объема. Не будет композиционного центра и все сольется воедино на листе. Человеку будет не интересно и не возможно рассматривать картину.
|
|
Цветовой контраст состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте.
Тональный контраст - сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигается большая выразительность и острота характеристики образов.
-Какие контрасты есть в этих картинах? (В первой контраст светлого лица рук с темным фоном. Здесь применен тоновой контраст. Во второй применен контраст фигура /фон)
На картине Датского художника Вилгельма Хамерсхея «Женщина в черном»
контраст белого и черного дает иллюзию свечения.
В «Девочке с персиками» Серова, на светлом фоне – смуглый силуэт лица. Это контраст.
В иллюстрации «Слон и моська» отлично виден контраст размеров. Слон на фоне малюсенькой моськи становится еще больше.
Практическая работа
-Сегодня выполним сюжетную композицию на тему «Ночь в моем городе» с применением тонового контраста с помощью белой и черной гуаши.
Выставка работ.
3 урок