Диалектический подход к бытию

 

Рассуждая о фундаментальной проблеме бытия, необходимо отдельно рассмотреть ее диалектическое видение. Эта необходимость связана с глобальностью, системностью и влиятельностью данного подхода в современной философии.

Сам концепт диалектики в его первоначальном варианте принадлежит Гераклиту, одному из мыслителей-досократиков. Буквально данное слово переводится с греческого языка как «искусство вести беседу». У Гераклита диалектика – это рефлексия по поводу сущностной изменчивости мира, его внутренней противоречивости, а также его становления в горизонте вечных превращений, метаморфоз одних явлений в другие.

На факт глубинной диалектической несамотождественности вещей Гераклит указал в своем известном изречении: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Его ученик Кратил впоследствии усилил эту максиму: «Даже один раз нельзя войти в реку». Речь здесь идет о том, что в определенном смысле процессуально, а значит непостоянно, не только существование вещей во времени, но и существо всякой вещи как таковое. Иначе говоря, бытие является, становится посредством непрерывного преодоления противоречий собственной природы.

В средние века диалектика считалась одной из важнейших наук. При этом средневековое понимание смысла диалектики значительно отличалось от античного. Диалектика рассматривалась в качестве всеобщего учения о законах понимания, и поэтому отождествлялась, с одной стороны, с логикой (истолкованной по Аристотелю), а с другой стороны, с искусством ведения дискуссий. Особенно активно идеи диалектики использовались в рассуждениях о триединой сущности Бога и противоречивом характере мироздания вообще. Так, единство Бога в трех лицах – Отца, Сына и Духа – трактовалось именно диалектически, то есть как превозмогающее все различия тождество изначально не сводимых друг к другу элементов. Что же касается мироздания в целом, то средневековая философия постоянно подчеркивала его диалектическую двойственность: ведь в своей сути мир одновременно имеет сакральную и мирскую размерности, являясь сложным, неоднозначным соединением божественного и тварного начал.      

Истинная важность идеи диалектики, однако, не была в должной степени осмыслена вплоть до эпохи Нового времени. Только у Иммануила Канта появляется понимание диалектики как критического дискурса, направленного против иллюзий так называемого «чистого» разума (специфический термин Канта). «Чистый» разум – это абстракция, связанная с отвлечённым представлением о человеческом разуме как об упорядочивающем опыт механизме, функционирующем внутри условно бесконечного времени. Другими словами, «чистый» разум Канта – это разум, рассмотренный вне всех его практических, реальных корреляций, взятый в качестве «голого» инструмента бесконечной систематизации всех вероятных данных. Такой разум постоянно оказывается охваченным различными иллюзиями, как минимум, по двум причинам. Во-первых, «чистый» разум по определению стремится к обладанию подлинным, абсолютным, окончательным знанием о всякой вещи, а подобное знание невозможно в силу незавершенности мира, в силу его одновременно бесконечности и изменчивости. Во-вторых, «чистый» разум обращается к вещам в их формальной определенности, но вещи постоянно пребывают в диалектическом становлении. Таким образом, именно во взглядах Канта оформляется не только онтологическое понимание диалектики как внутренней логики бытия, но и ее гносеологическое понимание как важнейшего метода познания действительности.

Тем не менее, наибольший вклад в совершенствование идеи диалектики внёс несомненно Георг Вильгельм Фридрих Гегель, интерпретировавший её в качестве всеобщей теории развития. Отправной точкой диалектики Гегеля выступал тезис об устойчивом пребывании мира как такового в состоянии развития, то есть перманентного становления, движущегося между полюсами хаоса и порядка, небытия и бытия. Гегель утверждал, что в каждый момент времени мир устанавливается через преодоление или снятие (специфический термин Гегеля) всех противоречащих друг другу актуальных бытийных возможностей.   

По мнению Гегеля, важнейшим фокусом этого онтологического снятия является диалектическое согласование материального и духовного начал в целом. Для обозначения материального начала Гегель использует термин «Природа», а для обозначения духовного начала – «Абсолютная Идея». Он, таким образом, предлагает рассматривать вообще бытие как диалектический процесс их взаимодействия, в результате которого все противоречия между ними должны оказаться снятыми внутри так называемого Абсолютного духа. Складывание такого Духа можно отследить в логике усовершенствующего становления человеческой культуры.   

Гегель сформулировал представление об основополагающих принципах диалектики.

1) Принцип единства и борьбы противоположностей. Его первой исторической интерпретацией можно считать, кстати говоря, рассуждения Гераклита. По Гегелю, данный принцип звучит так: всякая вещь внутри собственного существования полагает противоположное себе, причем в предельной точке расхождения противоположности сходятся.

В общем виде гегелевские рассуждения о снятии противоречий между Природой и Абсолютной Идеей в Абсолютном же Духе необходимо рассматривать в качестве яркой иллюстрации сущности именно этого принципа.

2) Принцип отрицания отрицания. Согласно ему, всякое явление развивается, движется посредством последовательного отрицания, преодоления собственных предшествующих состояний.

Для прояснения смысла данного принципа сам Гегель приводил следующий пример. Плод является отрицанием цветка, а цветок – отрицанием почки. Плод, следовательно, есть отрицание отрицания почки. Речь здесь идет о любом развитии как о процессе неизбежного преодоления всего ставшего, определившегося в наборе устойчивых качеств.

3) Принцип перехода количества в качество и обратно. В соответствии с ним, всякое явление по мере накопления своих количественных характеристик рано или поздно обретает новое качество. Тут разговор идет об онтологических последствиях критического возрастания частоты тех или иных событий, о том, что любая система пребывает в состоянии равновесия только до момента достижения значимыми количественными показателями определенных пороговых значений. После этого система с неизбежностью меняет собственное качество (или разрушается).

Как можно видеть, интерпретация диалектики у Гегеля носит характер объективного идеализма.

Во второй половине XIX в. на основе взглядов Гегеля его последователи Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали концепцию диалектического материализма. В ней они отвергли учение об Абсолютном Духе и предложили трактовать сами принципы гегелевской диалектики в качестве реальных законов развития физического мира, наглядно явленного в опыте. Также, по мнению Маркса и Энгельса, данные законы полностью задают логику социального прогресса, делая неизбежным постоянный переход общества ко всё более совершенным формам внутреннего устройства.  

В целом диалектический подход к бытию достаточно популярен не только в современной философии, но и в современной практической науке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: