Методика № 1. Диагностика экологических знаний дошкольников
Автор: О. Соломенниковой.
Возрастная группа: младший дошкольный возраст.
Цель методики: Определить критерии сформированности знаний:
- о растительном мире;
- о мире животных;
- о неживой природе;
- о временах года;
- отношение к миру природы.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень. Различает и называет при рассмотрении картинок домашних и диких животных. Выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Имеет представление о диких и домашних животных (живут рядом с человеком, приносят пользу, живут в лесу, сами добывают пищу). Узнает основные признаки типичных представителей разных групп животных (у птиц – крылья, хвост, клюв, тело покрыто перьями; у животных – лапы, хвост, уши, тело покрыто шерстью; у рыб – туловище, хвост, плавники, тело покрыто чешуей).
Средний уровень. Ребенок допускает незначительные ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Не всегда выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Называет не все признаки типичных представителей разных групп животных или называет их с помощью наводящих вопросов взрослого. Допускает неточности.
Уровень ниже среднего. Часто допускает ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, затрудняется в выделении особенностей строения животных, их внешнего облика.
Методика № 2. Диагностика выявления уровня сформированности знаний о мире природы
Автор: Серебряковой Т. А.
Возрастная группа: средний дошкольный возраст.
Цель методики: выявить уровни сформированности знаний о мире природы
Оценка результатов: 2 балла – высокий уровень – ребенок правильно называет изображенное растение и относит его к нужной группе; ребенок определяет характерные особенности данной группы. 1 балл – средний уровень – ребенок самостоятельно называет изображенное растение, при помощи взрослого относит его к определенной группе. 0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в назывании растения и отнесении его к определенной группе (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
Методика № 3. Диагностика экологических знаний
Автор: О. Соломенниковой).
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Возможности воспитания ценностного отношения к миру природы у детей среднего дошкольного возраста.
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения. В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.
Под ценностным отношением детей среднего дошкольного возраста к природе мы понимаем устойчивое личностное принятие природных объектов и явлений на основе осознания их ценности и практической значимости для человека. Оно характеризуется позитивным отношением к природе и желанием познавать ее и взаимодействовать с ней. Ценностное отношение детей среднего возраста к природе включает в себя три основные группы ценностей:
- познавательные ценности, определяющие его отношение к познанию природных объектов и явлений;
- ценности преобразования, определяющие мотивацию деятельности в природе;
- ценности переживания, определяющие эмоциональное отношение к объектам и явлениям природы.
В связи с содержанием трех основных групп ценностей можно определить три основные группы задач по формированию у детей среднего дошкольного возраста ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту.
Первая группа задач – формирование мотивов и личностных качеств детей на основе ценностного отношения к природе.
Формирование познавательных ценностей:
- потребность в новых знаниях, понимание значимости познания природы;
- социальная ориентация на точку зрения других людей в отношении природы;
- отношение к действиям другого человека в природе как к поступку;
- экологическое мышление.
Формирование ценностей преобразования:
- стремление к природоохранительным действиям;
- осознание экологического опыта других и собственного экологического опыта;
- творческое отношение к деятельности в природе;
- стремление воздействовать на природные объекты, брать их под свою защиту, помогать им;
- стремление передавать свои экологические знания и опыт другому.
Формирование ценностей переживания:
- чувство красоты, совершенства природы;
- чувство любви к природе;
- чувство значимости природы для жизни человека;
- личностная окрашенность переживаний, выражение сочувствия природным явлениям и объектам и переживание совместной радости;
- нравственное экологическое сознание;
- чувство физической и психологической защищенности в природе, полнота разнообразных чувств.
Вторая группа задач – формирование осознанной системы знаний детей о природе, об основных взаимосвязях и нравственных установках, с обязательным объемом краеведческого материала как части общей системы экологических знаний.
Третья группа задач – формирование системы познавательных умений детей как инструмента познания природы и нравственного развития:
- умения эмпирического познания (наблюдать, проводить опыты);
- логические умения (сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей);
- умения теоретического познания (моделировать);
- умение отражать картину природы в творческой деятельности (применять усвоенные знания, отражать природные объекты средствами искусства, использовать экологические знания и умения в разных видах деятельности);
- умение выражать эмоциональное отношение к природе.