Оценка успешности экологического образования детей разных возрастных групп

Методика № 1. Диагностика экологических знаний дошкольников

Автор: О. Соломенниковой.

  Возрастная группа: младший дошкольный возраст.

 Цель методики: Определить критерии сформированности знаний:

 - о растительном мире;

- о мире животных;

- о неживой природе;

- о временах года;

 - отношение к миру природы.

Оценка результатов деятельности.

 Высокий уровень. Различает и называет при рассмотрении картинок домашних и диких животных. Выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Имеет представление о диких и домашних животных (живут рядом с человеком, приносят пользу, живут в лесу, сами добывают пищу). Узнает основные признаки типичных представителей разных групп животных (у птиц – крылья, хвост, клюв, тело покрыто перьями; у животных – лапы, хвост, уши, тело покрыто шерстью; у рыб – туловище, хвост, плавники, тело покрыто чешуей).

Средний уровень. Ребенок допускает незначительные ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Не всегда выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Называет не все признаки типичных представителей разных групп животных или называет их с помощью наводящих вопросов взрослого. Допускает неточности.

  Уровень ниже среднего. Часто допускает ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, затрудняется в выделении особенностей строения животных, их внешнего облика.

 

 Методика № 2. Диагностика выявления уровня сформированности знаний о мире природы

Автор: Серебряковой Т. А.

  Возрастная группа: средний дошкольный возраст.

Цель методики: выявить уровни сформированности знаний о мире природы

Оценка результатов: 2 балла – высокий уровень – ребенок правильно называет изображенное растение и относит его к нужной группе; ребенок определяет характерные особенности данной группы. 1 балл – средний уровень – ребенок самостоятельно называет изображенное растение, при помощи взрослого относит его к определенной группе. 0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в назывании растения и отнесении его к определенной группе (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.

 

  Методика № 3. Диагностика экологических знаний

Автор: О. Соломенниковой).

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Оценка результатов деятельности:

  Высокий уровень Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

 Средний уровень Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Уровень ниже среднего Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

 

Возможности воспитания ценностного отношения к миру природы у детей среднего дошкольного возраста.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения. В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.

Под ценностным отношением детей среднего дошкольного возраста к природе мы понимаем устойчивое личностное принятие природных объектов и явлений на основе осознания их ценности и практической значимости для человека. Оно характеризуется позитивным отношением к природе и желанием познавать ее и взаимодействовать с ней. Ценностное отношение детей среднего возраста к природе включает в себя три основные группы ценностей:

  • познавательные ценности, определяющие его отношение к познанию природных объектов и явлений;
  • ценности преобразования, определяющие мотивацию деятельности в природе;
  • ценности переживания, определяющие эмоциональное отношение к объектам и явлениям природы.

В связи с содержанием трех основных групп ценностей можно определить три основные группы задач по формированию у детей среднего дошкольного возраста ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту.

Первая группа задач – формирование мотивов и личностных качеств детей на основе ценностного отношения к природе.

Формирование познавательных ценностей:

  • потребность в новых знаниях, понимание значимости познания природы;
  • социальная ориентация на точку зрения других людей в отношении природы;
  • отношение к действиям другого человека в природе как к поступку;
  • экологическое мышление.

Формирование ценностей преобразования:

  • стремление к природоохранительным действиям;
  • осознание экологического опыта других и собственного экологического опыта;
  • творческое отношение к деятельности в природе;
  • стремление воздействовать на природные объекты, брать их под свою защиту, помогать им;
  • стремление передавать свои экологические знания и опыт другому.

Формирование ценностей переживания:

  • чувство красоты, совершенства природы;
  • чувство любви к природе;
  • чувство значимости природы для жизни человека;
  • личностная окрашенность переживаний, выражение сочувствия природным явлениям и объектам и переживание совместной радости;
  • нравственное экологическое сознание;
  • чувство физической и психологической защищенности в природе, полнота разнообразных чувств.

Вторая группа задач – формирование осознанной системы знаний детей о природе, об основных взаимосвязях и нравственных установках, с обязательным объемом краеведческого материала как части общей системы экологических знаний.

Третья группа задач – формирование системы познавательных умений детей как инструмента познания природы и нравственного развития:

  • умения эмпирического познания (наблюдать, проводить опыты);
  • логические умения (сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей);
  • умения теоретического познания (моделировать);
  • умение отражать картину природы в творческой деятельности (применять усвоенные знания, отражать природные объекты средствами искусства, использовать экологические знания и умения в разных видах деятельности);
  • умение выражать эмоциональное отношение к природе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: