Система экологического воспитания в детском саду и ее влияние на развитие личности ребенка

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности дошкольников, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме этого, экологическое образование дошкольников – огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребё нка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дошкольники учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры, формирование бережного отношения к окружающему миру, воспитание чувства ответственности за сохранность природы.

Одни из главных задач – развитие у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать её характерные особенности и сезонные изменения, потребности любоваться природой, воспитание стремления охранять и оберегать природу, видеть ее красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней, появится желание оберегать и сохранять ее красоту. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время подготовки творческой работы или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка. Проводятся выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Бережём планету вместе», «Нарисуем волшебство», «Зимняя фантазия» и др., привлечение родителей к участию в оформлении уголка природы, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского участка и детского сада, посадка деревьев и цветов в цветниках, изготовление скворечников и кормушек и т. д.).


7.Внедрение регионального компонента Тюменской области в процессе экологического воспитания дошкольников.

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

* понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

* освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

* проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

В Тюменской области во многих детских садах экологическое воспитание ведется с краеведческим компонентом. Результаты реализации программы экологического воспитания детей:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начальные элементы экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Таким образом, работа по эколого-краеведческому направлению ведется целенаправленно, по семи направлениям: интегрированные занятия, экскурсии, праздники и развлечения, работа с родителями, исследовательскую деятельность детей и педагогов, экологические игры, диагностику знаний, умений, навыков воспитанников по экологическому воспитанию. Работа по этому направлению увлекательна и интересна ребенку, потому что учитываются его возрастные особенности и потребность в познании окружающего мира.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: