Обоснование необходимости использования наглядных и практических методов в организации познавательной деятельности ребенка-дошкольника

Метод – это способ достижения поставленной цели, предполагающий определенную упорядоченную деятельность. Наглядные методы - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.
Практические методы обучения дошкольников – это методы, направленные на организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, с целью усвоения ими новых знаний и умений, имеющих практический характер.
Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.

Наглядные методы обучения бывают:

1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

• показ способов, действий;

• показ образца.



Практические методы обучения

1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы;

- оснащенности педагогического процесса;

- личности воспитателя.

Проведение экологической тропы в условия дошкольного учреждения.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе. Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

· Экологические беседы;

· Наблюдения;

· Элементарные опыты;

· Экскурсии;

· Целевые прогулки;

· Экологические конкурсы, викторины;

· Решение экологических ситуативных задач;

· Чтение художественной литературы;

· Обсуждение и проигрывание ситуаций;

· Трудовой десант;

· Труд в природе;

· «Красная книга природы»;

· Коллекционирование;

· Экологические досуги, развлечения, праздники;

· Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

· Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

· Взросло-детские проекты;

· Изготовление рисунков, поделок;

· Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

· Участие в конкурсах

· Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

· Фотовыставки;

· Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: