Осознание блаженства спокойного ума

Освобождение, которое вы испытываете при медитации, прекрасно, на самом деле – это наивысшее удовольствие, которое вы можете испытать. Но помните, что удовольствие от медитации на порядок отличается от удовольствия повседневной жизни – будучи более глубоким и тонким, оно имеет другой вкус. Зачастую люди упускают удовольствие от медитации, потому что ищут что-то знакомое, что-то более близкое их жизненному опыту. Поэтому во время медитации старайтесь замечать даже крохотные частички удовольствия, чтобы вы привыкли распознавать его особые прелести.

Будда сравнивал мирское наслаждение с удовольствием, которое испытывает собака от испачканной кровью кости (МН 54.15). На вкус она похожа на еду, но сытного и питательного мяса в ней нет. Удовольствия от чувств такие же: их вкус обещает удовлетворение, но содержимого там нет. Когда ваша медитация начинает кусаться, вы ощущаете ее содержимое, удовлетворение. Это не просто вкусно, но и питательно, и это не просто поверхностный и пустой вкус, это истинное нечто.

Возможно, вы уже испытали такое блаженство ранее, не оценив его полностью. Это немного похоже на картинки-стереограммы: изначально они выглядят двумерно, но когда вы научитесь видеть их по-другому, то увидите 3D-изображение. Оно всегда там было, но у вас не получалось его рассмотреть, пока вы не последовали инструкциям. Аналогичным образом, хоть вы уже испытывали неподвижное состояние ума, потребуется время, прежде чем вы поймете, как оно прекрасно. Исследуйте покой, и через неоднократные и непрерывные переживания вы начнете распознавать его абсолютное блаженство. Вы осознаете начало конца страданий. Третья благородная истина начинает проявляться для вас в спокойном, неподвижном уме.

Отпускание желания блаженства

Одна из возникающих проблем, когда вы начинаете испытывать блаженство от медитации, заключается в том, что вы совершаете ошибку, желая это блаженство получить, пытаетесь сделать так, чтобы оно наступило. Как только вы почувствовали неподвижность, вас прельщает блаженство, и вы хотите большего. Но это лишь старая привычка, прерывающая путь. Поэтому помните, что само желание всего этого останавливает вас от погружения в более глубокие состояния медитации. Если не быть осторожными, подобное желание приведет к расстройству. Напомните себе, как вы вошли в это спокойное состояние – не желая его, но отпуская все желания.

 


Когда вы входите в это состояние первые несколько раз, кажется, будто это происходит почти случайно – вы его не ожидаете. Возможно, вам еще не время ложиться спать, поэтому вы решили посидеть полчаса в практике, так как все равно нечего делать. Или, может, вы просто убиваете время, поэтому усаживаетесь и ничего не делаете. Вокруг вас может быть довольно шумно. Вы можете стать спокойными в самых странных и неожиданных ситуациях. Через некоторое время вы поймете, почему: не шум или дискомфорт мешают медитации, а ваше отношение. Именно потому, что вы находитесь в настоящем моменте – ничего не ожидая, не пытаясь куда-то попасть, жажда ушла – вы становитесь неподвижными и переживаете прелесть этого состояния.

Будда сказал, что жажда является причиной страдания, и сейчас вы видите это на практике. Вы понимаете жажду непосредственно как движение ума. Осознаёте, что движение ума – это жажда, беспокойство, вовлеченность, upādāna или очарованность вещами – топливо для процесса страдания. Поскольку в своей медитации вы видите все это очень ясно, движение ума останавливается. Вас ничто не заботит, вы не вовлекаетесь и не привязываетесь, вы не наращиваете чувство самости или контроля, не делаете заметки и не оцениваете свой прогресс. Тот, кто спрашивает: «Как я это делаю?» или «Что мне делать дальше?» – просто затихает. Когда вы понимаете источник этих волнующих оценок и успокаиваете его, то погружаетесь в глубокую медитацию.

Чем больше вы следуете такой процедуре успокоения ума, тем больше блаженства вы испытываете и медитация становится по-настоящему радостной. Вы начали чувствовать вкус некоторых из самых восхитительных переживаний, доступных каждому, и стали понимать огромную ценность ретритов и даже монашеской жизни. Если вы ощутите мощное блаженство, например блаженство яркой нимитты, это стоит многих лет вашей жизни, и это даст вам реальное чувство смысла. Вы можете стать миллионером, влюбиться и иметь детей, но у вас все равно остается вопрос, в чем смысл. Все эти вещи непрочные. Они просто лишь кость, испачканная кровью: они обещают многое, но никогда этого не дадут. Глубокая медитация – это совсем другое. Даже если вы войдете в джхану лишь однажды, она удовлетворит вас на годы вперед. Это звучит странно, но когда вы поймете, о чем я говорю, это обретет смысл. Глубокая медитация мощна и приносит удовлетворение – вы прикоснулись к чему-то великолепному.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: