Правильная мысль, правильное намерение

Поскольку у вас есть ум, то неизбежно есть и мысли. Много лет назад Аджан Сумедхо заметил, что правильная мысль не означает отсутствие мыслей – за исключением глубокой медитации – а скорее мысли об отречении, доброжелательности и мягкости по отношению ко всем существам, включая вас самих. Даже у Будды были подобные мысли. Когда ваше сердце ощущает себя свободным, это происходит потому, что вы практиковали эти три вида правильных мыслей. А поскольку эти мысли ведут к миру и спокойствию, вы понимаете, что они возникли из мудрости.

Мудрость всегда можно измерить качествами ума, которые она порождает, а эти качества, в свою очередь, порождают больше мудрости. Какой бы мудростью ни обладал учитель, она появилась из неподвижного ума. Неподвижность дает вам серьезную тему для размышления и способность ясно мыслить. Это увеличивает ваше понимание пути к отказу от чувственного мира, отказу от вещей, понимание ниббиды, безмятежности, upasama, покоя и свободы. Вы осознаете, что это и есть Дхамма, что это – наставление Будды.

Когда вы медитируете, пожалуйста помните, что такое мудрость. Учения Будды существуют для того, чтобы держать вас в узде, чтобы вы понимали, что мудрость, а что нет. Если что-то ведет к благополучию, спокойствию, счастью, миру и свободе, то это и должна быть практика мудрости. Но если создаются негативные качества, то вы на неправильном пути и практикуете не мудро. Поэтому исследуйте – выясните, что такое этот неправильный путь и не вступайте на него снова, смотрите на него как на змею и избегайте его. Если вы находитесь на неправильном пути прямо сейчас, просто будьте терпеливы и спокойны – надолго вы на нем не останетесь. Вместо того чтобы пытаться дисциплинировать свой ум посредством недоброжелательности, придирок, вины, наказания и страха, используйте нечто гораздо более мощное: прекрасную доброту, мягкость и прощение, чтобы примириться с жизнью, иными словами, Дхамму Будды. Чем дольше вы будете так жить и практиковать, тем более чистым станет ваше сердце.

Это и есть путь. Ему не так уж сложно следовать. У вас есть разум – используйте его. У вас есть некоторая осознанность – укрепляйте ее. Внутри вас есть естественная доброта – развивайте ее и дальше. Вы обладаете всем необходимым, чтобы пройти этот путь. В конце концов, появится великая мудрость и глубокое понимание. Когда появляется глубокое понимание, а это как если бы вы поднялись на огромную высоту, то вы видите больше и получаете еще больший обзор, чем когда-либо до этого. Вы начинаете понимать, чему учил Будда.

Глава 9. Счастье приходит от исчезновения

 

Перевод выполнен: Sharmath
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Когда Будда давал свое первое учение, Dhammacakka-ppavattana Sutta (СН 56.11), Аннья Конданнья стал вошедшим в поток. Основное внимание в этой сутте уделяется объяснению масштабов страдания, которые, по словам Будды «должны быть полностью поняты». Среди группы из пяти монахов, которые слушали учение, только Аннья Конданнья понял его всецело и полностью. Знать страдание в полной мере трудно – у нас есть естественное сопротивление видению этой реальности. Поэтому я думаю, что легче стать вошедшим в поток, сосредоточившись на безличности и сути того, кем мы себя считаем.


Все обусловлено

В Sammādiṭṭhi Sutta (МН 9) великий монах Сарипутта раскрывает учение о безличности. Используя структуру Четырех Благородных Истин, он проходит через все возможные аспекты ума и тела, показывая, как каждый из них полностью зависит от причины, и объясняет, как эту причину можно оставить. Эта глубокая обусловленность означает, что у всего есть причина: нет ни постоянного «я», ни бога, ни чего-либо иного, что являлось бы постоянным. Когда вы видите, что у всех вещей есть причина – топливо и основа, из которой они растут – вы также видите, что как только эта причина устранена, сама вещь исчезает.

В той же сутте Сарипутта, описывая зависимое возникновение, показывает, что даже сознание имеет причину, и что без этой причины не было бы никакого сознания. Это сильное утверждение, потому что практически все люди – то есть все, кроме арьев —считают сознание, познающего, своим «я». И поскольку они отождествляют себя с познающим, они лелеют его и не отпускают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: