Блаженство исчезающих вещей

Возможно, некоторые индуистские и христианские мистики достигали джханы. По крайней мере, у них были какие-то глубокие медитативные переживания. Этот опыт настолько мощный для них, что они называют его единением с Богом. Это не единение с Богом, но тогда почему они так говорят? Потому что такое переживание – абсолютная целостность ума, ощущение блаженства и силы, отсутствие «я» — невероятно глубоко. Подобные необычные переживания – это результат не-делания, полного расслабления. Вы позволяете всему успокоиться до такой степени, что оно угасает и исчезает. Думание невозможно и слышание прекратилось. В это время вы этого даже не осознаете, поскольку такое понимание требует движения ума. Лишь когда вы позднее вспоминаете о данном событии, можете поразмышлять о том, что на самом деле произошло.

Будда говорил: «Терпение есть высшая аскеза» (Дхп. 184). «Терпение» в данном примере не означает терпеть боль или голодать, хотя вам кажется, что мучить себя вот так – это хорошо. Будда имел в виду не это. То, что он подразумевал под «терпением» – это просто наблюдение без вовлечения. Признак истинного терпения – когда все исчезает, а вы становитесь неподвижным. Когда устанавливается неподвижность, ваше эго начинает угасать. Чтобы быть кем-то, вы должны что-то делать, но когда вы перестаете что-то делать, когда вы полностью терпеливы, вы исчезаете. Вы больше не определяете себя вашим прошлым и не заключены в тюрьму своими надеждами и планами на будущее. Когда вы пребываете в настоящем моменте и ничего не делаете, вы свободны – исчезаете, пропадаете, растворяетесь в пустоте. Вы понимаете, что конец страдания не повлечет за собой что-то еще: может быть только небытие, пустота, исчезновение. Когда вы это читаете, если вы действительно внимательны, ваш ум пуст от вашей комнаты, обязанностей, семьи – всего, кроме чтения. Даже с таким типом пустоты вы ощущаете небольшой вкус свободы.

Есть история о монахе, который сидел под деревом, постоянно повторяя: «О, какое блаженство! О, какое блаженство!» (Уд. 2.10). Поскольку этот монах был бывшим королем, то другие монахи, проходя мимо, думали, что он вспоминает радость царствования. На самом деле, все было наоборот: он размышлял об отсутствии царских обязанностей и опасений, и думал о том, как прекрасно не быть королем. Когда вы сосредотачиваетесь на том, что осталось позади, то ощущаете свободу и счастье. Счастья угасания и исчезновения показывает вам важность пустоты. Вы отмечаете то, чего больше нет, и ту свободу, которое это приносит. Это личное описание Будды медитации пустоты (МН 121).

Подумайте о том, как хорошо вы себя чувствуете, когда выздоровели или вас выписали из больницы. Много лет назад, когда я был молодым монахом и жил в Тайланде, у меня был сыпной тиф. В течение месяца я лежал в больнице и чувствовал себя ужасно. Когда меня выписали, я все еще был слаб, но чувствовал себя хорошо. Это было счастье, порожденное чем-то исчезнувшим: пропали страдания из-за тифа. На этот раз я реально стал ценить свое здоровье. Пока ваше здоровье хорошее, вы, как правило, его не цените, если только сознательно не размышляете об отсутствии боли или болезни. Точно так же бывший королем монах осознал блаженство свободы только тогда, когда вспомнил о страхах и переживаниях царствования.

Постарайтесь применить этот аспект в своей медитации. Когда вы сидите с закрытыми глазами, распознайте свободу от беспокойства за свою семью, за свое тело, обязанностях или о чем-либо еще, за исключением того, чтобы просто быть здесь. Вы свободны: это праздник, сокровенный момент. Получите это удовольствие. Когда остановятся фантазии, остановится мышление, ступите на этот путь. Делая так, вы цените наслаждение от того, что все исчезает. Понимаете, что мы подразумеваем под nirāmisa sukha, счастьем отпускания, радостью от того, что все исчезает.

Блаженство отречения

В Araṇavibhaṅga Sutta (МН 139.9) Будда различает два типа удовольствия: чувственное – удовольствие от обладания чем-то, от вовлеченности, и удовольствие от Дхаммы, то есть от отречения, от того, что все пропадает и исчезает. Одно из моих первых переживаний наслаждения от Дхаммы произошло очень рано, когда я еще учился в школе. У нас был полуденный отдых: если ты был хорошим мальчиком, то тебе давался выходной. В те дни я выполнял всю домашнюю работу в обеденный перерыв, чтобы не мешала. После выполненных обязанностей я был полностью свободен. Эта свобода от всей ответственности делала мой полуденный отдых самыми запоминающимися днями моей молодости. То, что я испытывал, будучи тринадцатилетним мальчиком, было наслаждением и счастьем от исчезновения каких-либо вещей.

Практикуйте такую медитацию. Не думайте о том, что нужно делать дальше и о всех других глубоких ее стадиях, которых вам еще предстоит достичь. Думая об этом, вы не цените настоящий момент, и путь к более глубоким состояниям закрыт. Не обременяйте себя мыслями, особенно на ретрите, что вы должны войти в джхану или стать просветленным. Вместо того, чтобы на себя давить, просто оставайтесь спокойными: больше нет целей или требований, не нужно ничего делать, кроме как наблюдать за дыханием и ценить его. Вы максимально облегчаете свое душевное состояние. Делая так, вы расчищаете путь в джхану и из сансары.

Ценить простоту это как посадить семя: состояния начинают развиваться сами по себе. По мере того, как вы начинаете облегчать свое состояние ума, оно становится все более и более приятным. Медитативное счастье, которое вы поначалу не ощущали так ясно, теперь завораживает и захватывает ум. Это то, что с ним должно происходить. Не беспокойтесь о привязанности к нему, как говорят сутты, «такое счастье благоприятно и необходимо, а не опасно» (МН 66.21). У него есть свойство освобождать: отсекая страстное желание, эго не может выжить, и вы все глубже и глубже погружаетесь в отпускание и отстраненность. Подобное счастье ощущается естественно чистым, ведет к неподвижности и склоняется к свободе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: