Устанавливать связь между высотой звука и его расположением на клавиатуре мы начинаем с привлечения внимания ученика к той особенности баяна, что высокие звуки находятся на клавиатуре правого полукорпуса в нижней её части, а низкие - в верхней, на выборной клавиатуре - наоборот (система Б-гриф). Ученику непросто соотнести между собой пространственное и звуковысотное понятие «верха» и «низа» на клавиатуре правого полукорпуса, что может тормозить процесс её освоения.
Мы уже говорили о том, что начинающему ученику достаточно просто после небольшой подготовки сыграть на баяне хроматическую гамму. Намного сложнее уловить на слух движение по полутонам. Чем меньше интервал, тем труднее ученику различить звуки с точки зрения их высоты42. При игре хроматической гаммы задача педагога состоит в том, чтобы установить связь между слуховым восприятием поступательного полутонового движения звуков и соответствующими движениями пальцев ученика. Для того чтобы избежать опасности «механической» игры, необходимо найти такие приёмы и способы работы, которые позволили бы за короткое время добиться эффективных результатов в развитии слуховых представлений.
|
|
; Пение звуков, попевок, песенок - один из эффективных способов развития слуха. Использование голоса как нетемперированного инструмента позволяет в какой-то мере компенсировать проблемы, связанные с темперацией инструментов. Упражнения поются в диапазоне первой октавы. Интонирование должно быть по возможности максимально точным. Ученик повторяет голосом звуки, извлечённые им или педагогом на баяне (можно на фортепиано). Если сразу петь чисто не получается, необходима тренировка. Может помочь предварительное пропевание упражнений педагогом или подпевание им отдельных звуков с целью оказания ученику коррекционной поддержки. В данном случае звучание человеческого голоса будет способствовать восприятию и запоминанию высоты звука лучше, нежели звучание инструмента. Частота колебания голосовых связок человека улавливается быстрее, чем частота колебания металлического язычка баяна или фортепианной струны. (Параллельно с пением используются следующие упражнения для развития звуковысотного слуха:
1. Определение направления движения двух звуков относительно друг друга. Играются два звука по хроматизму в восходящем или нисходящем порядке. Задача ученика - определить направление движения второго звука по отношению к первому (выше, ниже). Вначале это упражнение может производиться со звуками, находящимися друг от друга на расстоянии большем, чем полутон.
|
|
2. Запоминание высоты звука. Педагог играет три звука, расположенные на расстоянии полутона, и называет порядковый номер каждого из них - 1,2,3. При повторном проигрывании он предлагает ученику назвать порядковый номер услышанного им звука. Это упражнение, как и предыдущее, может быть использовано только после того, как ребёнок научится слышать звуки на большем друг от друга расстоянии.
3. Представление и пропевание звука с последующим его проигрыванием на клавиатуре. Это упражнение ключевое, поскольку способствует установлению связи между слуховыми представлениями и соответствующими движениями игрового аппарата. Ученик нажимает клавишу до первой октавы и одновременно пропевает ноту. Следующую ноту - до диез он поёт до нажатия клавиши и так далее. Последующее нажатие клавиши позволяет ученику проверить, насколько точно он пропел ноту. Если ноты поются чисто и уверенно, можно вместо пения вслух переходить к внутреннему представлению их звучания. Последующее нажатие клавиши при этом сохраняется. Названия нот в хроматической гамме, если ребёнок к этому ещё не готов, можно заменить любым слогом, например, слогом «ля».
Игра по хроматизму малых терций, уменьшенных трезвучий, септаккордов нужна нам для воспитания навыков ориентирования как по вертикальным, так и по диагональным линиям баянной клавиатуры. Здесь необходимо учитывать то, что даже незначительноеусложнение «клавиатурного рисунка» существенно затрудняет слуховое восприятие, а, следовательно, формирование слуховых представлений и слухо-двигательных взаимосвязей. Поэтому желательно использовать в работе следующие упражнения:
1. Игра мелодическими малыми терциями.
2. При игре мелодическими малыми терциями одна нота играется, другая поётся.
3. При игре гармоническими малыми терциями по хроматизму один из голосов играется, другой поётся.
4. Игра гармоническими малыми терциями. Слух контролирует при движении вверх - верхний голос, при движении вниз - нижний, можно и в другом порядке.
5. При игре гармонических малых терций по хроматизму один голос играть на правой клавиатуре, а другой на выборной; голоса можно разделить между учениками в случае коллективной формы урока.
Такие действия можно применять и при игре других интервалов, а с соответствующими изменениями - при игре аккордов.
Если упражнения выполняются качественно и работа над ними ведётся систематически, то довольно скоро представления отдельных звуков или их цепочки начинают автоматически связываться с движениями игрового аппарата. Идеальным был бы вариант ощущения звука в кончике или подушечке пальца ещё до момента его прикосновения к клавише (вспомним «слышащие пальцы» С. Савшинского).
Параллельно с игрой упражнений освоение клавиатуры происходит на основе художественного материала. И если последовательность формирования представлений в упражнениях идёт от двигательных к слуховым, то здесь слуховые представления, работа слуха в целом с самого начала играют приоритетную роль.