Формирование слухо-двигательных представлений при игре упражнений

Устанавливать связь между высотой звука и его расположением на клавиатуре мы начинаем с привлечения внимания ученика к той особенности баяна, что высокие звуки находятся на клавиатуре правого полукорпуса в нижней её части, а низкие - в верхней, на выборной клавиатуре - наоборот (система Б-гриф). Ученику непро­сто соотнести между собой пространственное и звуковысотное по­нятие «верха» и «низа» на клавиатуре правого полукорпуса, что может тормозить процесс её освоения.

Мы уже говорили о том, что начинающему ученику достаточно просто после небольшой подготовки сыграть на баяне хроматическую гамму. Намного сложнее уловить на слух движение по полутонам. Чем меньше интервал, тем труднее ученику различить звуки с точки зрения их высоты42. При игре хроматической гаммы задача педагога состоит в том, чтобы установить связь между слуховым восприятием поступательного полутонового движения звуков и соответствующими движениями пальцев ученика. Для того чтобы избежать опасности «механической» игры, необходимо найти такие приёмы и способы ра­боты, которые позволили бы за короткое время добиться эффектив­ных результатов в развитии слуховых представлений.

; Пение звуков, попевок, песенок - один из эффективных способов развития слуха. Использование голоса как нетемперированного инст­румента позволяет в какой-то мере компенсировать проблемы, свя­занные с темперацией инструментов. Упражнения поются в диапазоне первой октавы. Интонирование должно быть по возможности макси­мально точным. Ученик повторяет голосом звуки, извлечённые им или педагогом на баяне (можно на фортепиано). Если сразу петь чисто не получается, необходима тренировка. Может помочь предваритель­ное пропевание упражнений педагогом или подпевание им отдельных звуков с целью оказания ученику коррекционной поддержки. В дан­ном случае звучание человеческого голоса будет способствовать вос­приятию и запоминанию высоты звука лучше, нежели звучание инструмента. Частота колебания голосовых связок человека улавливается быстрее, чем частота колебания металлического язычка баяна или фортепианной струны. (Параллельно с пением используются следую­щие упражнения для развития звуковысотного слуха:

1. Определение направления движения двух звуков относитель­но друг друга. Играются два звука по хроматизму в восходящем или нисходящем порядке. Задача ученика - определить направле­ние движения второго звука по отношению к первому (выше, ни­же). Вначале это упражнение может производиться со звуками, на­ходящимися друг от друга на расстоянии большем, чем полутон.

2. Запоминание высоты звука. Педагог играет три звука, распо­ложенные на расстоянии полутона, и называет порядковый номер каждого из них - 1,2,3. При повторном проигрывании он предлага­ет ученику назвать порядковый номер услышанного им звука. Это упражнение, как и предыдущее, может быть использовано только после того, как ребёнок научится слышать звуки на большем друг от друга расстоянии.

3. Представление и пропевание звука с последующим его прои­грыванием на клавиатуре. Это упражнение ключевое, поскольку способствует установлению связи между слуховыми представле­ниями и соответствующими движениями игрового аппарата. Уче­ник нажимает клавишу до первой октавы и одновременно пропевает ноту. Следующую ноту - до диез он поёт до нажатия клавиши и так далее. Последующее нажатие клавиши позволяет ученику проверить, насколько точно он пропел ноту. Если ноты поются чисто и уверенно, можно вместо пения вслух переходить к внут­реннему представлению их звучания. Последующее нажатие кла­виши при этом сохраняется. Названия нот в хроматической гамме, если ребёнок к этому ещё не готов, можно заменить любым слогом, например, слогом «ля».

Игра по хроматизму малых терций, уменьшенных трезвучий, септаккордов нужна нам для воспитания навыков ориентирования как по вертикальным, так и по диагональным линиям баянной кла­виатуры. Здесь необходимо учитывать то, что даже незначительноеусложнение «клавиатурного рисунка» существенно затрудняет слу­ховое восприятие, а, следовательно, формирование слуховых пред­ставлений и слухо-двигательных взаимосвязей. Поэтому желатель­но использовать в работе следующие упражнения:

1. Игра мелодическими малыми терциями.

2. При игре мелодическими малыми терциями одна нота игра­ется, другая поётся.

3. При игре гармоническими малыми терциями по хроматизму один из голосов играется, другой поётся.

4. Игра гармоническими малыми терциями. Слух контролирует при движении вверх - верхний голос, при движении вниз - нижний, можно и в другом порядке.

5. При игре гармонических малых терций по хроматизму один го­лос играть на правой клавиатуре, а другой на выборной; голоса можно разделить между учениками в случае коллективной фор­мы урока.

Такие действия можно применять и при игре других интерва­лов, а с соответствующими изменениями - при игре аккордов.

Если упражнения выполняются качественно и работа над ними ведётся систематически, то довольно скоро представления отдельных звуков или их цепочки начинают автоматически связываться с движе­ниями игрового аппарата. Идеальным был бы вариант ощущения зву­ка в кончике или подушечке пальца ещё до момента его прикоснове­ния к клавише (вспомним «слышащие пальцы» С. Савшинского).

Параллельно с игрой упражнений освоение клавиатуры проис­ходит на основе художественного материала. И если последова­тельность формирования представлений в упражнениях идёт от двигательных к слуховым, то здесь слуховые представления, ра­бота слуха в целом с самого начала играют приоритетную роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: