Освоение клавиатур баяна и формирование слухо-двигательных представлений на основе художественного материала

Уже на первых уроках наряду с игрой упражнений педагог про­сит ученика пропеть несколько знакомых ему мелодий, предлагая подобрать одну из них. Подбирает ученик методом «проб и ошибок». Важно не торопить ученика, а если надо, помочь ему преодо­леть возникающие трудности. Если в классе есть фортепиано, сна­чала лучше подбирать на нём, это облегчит последующий подбор на баяне. Иногда ученик не может спеть ни одной мелодии и, тем не менее, подбирает их неплохо. Это означает, что слышит он хорошо. Наш опыт показывает, что у большинства шести-семилетних детей ещё недостаточно развит слух, и подбор на инструменте да­же с активной помощью педагога представляет для них очень сложную задачу. В таких случаях вначале нужно научить ребёнка петь отдельные ноты, затем небольшие попевки, после чего можно разучить несколько простых детских или народных мелодий. Как только ученик научится чисто интонировать голосом (для этого, как правило, достаточно нескольких занятий), можно вернуться к подбору мелодий на инструменте.

В том случае, когда ученик всё же не может отыскать нужные звуки на инструменте, рекомендуется применить способ, при кото­ром педагог показывает простенькую мелодию «с пальцев». Здесь, как и при игре упражнений, путь к уточнению слуховых представле­ний лежит через запоминание «клавиатурного рисунка». С этой це­лью может быть предложена мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Ученик может быстро запомнить её рисунок, если объяснить ему, что он состоит из двух треугольников, напри­мер, в ля-миноре - большого (до, си, ля) и маленького (соль, фа ди­ез, ми). Можно нарисовать соответствующие клавиши на бумаге, с тем чтобы ученик в нужной последовательности объединил их ли­ниями с помощью карандаша. Тот же путь, что карандаш на бумаге, второй палец проходит от клавиши к клавише на клавиатуре баяна.

Параллельно с этим песенка пропевается, чтобы связать движения пальцев со слуховыми представлениями. Как только ученик запом­нит мелодию и сможет её чисто проинтонировать голосом, следует приступать к транспонированию в другие тональности, то есть к иг­ре мелодии от других клавиш. И обязательно с других вертикальных рядов баяна. Специфика транспонирования на баяне заключается в том, что изменение тональностей внутри одного ряда позволяет со­хранять неизменным «клавиатурный рисунок», а, следовательно, де­лает возможным транспонирование без опоры на слух. При транспо­нировании с разных рядов такая возможность будет исключена.

В донотном периоде ученик проходит примерно 12-15 про­стеньких пьес; все они подбираются по слуху и транспонируются.

По мере продвижения вперёд ученик начинает подбирать гармони­ческий аккомпанемент к мелодиям (на уровне тоники, субдоминан­ты и доминанты) и варьировать их. Одновременно усложняется и транспонирование.

Подбор по слуху и транспонирование по возможности в равной степени применяются на обеих клавиатурах. Партии правой и ле­вой рук можно менять местами. Если вспомнить, что и упражнения игрались параллельно на двух клавиатурах, то становится понят­ным отсутствие у ученика комплекса боязни выборной клавиатуры и результативная игра на ней.

Переходить к нотному периоду обучения целесообразно после того, как ученик достаточно свободно научится подбирать и транс­понировать. Очень важно при игре по нотам не растерять приобре­тённые в донотном периоде навыки слухо-двигательной взаимосвя­зи. Поэтому необходимо использовать различные способы активи­зации работы слуха, такие как транспонирование мелодий, пропевание с названием нот, игра с разных мест, игра каждой рукой от­дельно и т.д. В дальнейшем можно транспонировать только пьесы с элементами полифонии, либо полифонические.

В заключение особо подчеркнём, что необходимость парал­лельного применения двух методов освоения баянной клавиату­ры вызвана её конструктивными особенностями, а также тем, что оба пути прекрасно сочетаются и дополняют друг друга. Целостное видение клавиатуры, то есть понимание основных закономерностей её «топографии», освоенные на этой основе «формулы-рисунки», скреплённые соответствующими слухо­выми представлениями - всё это будет способствовать успеш­ному подбору по слуху и транспонированию. В свою очередь, подбор по слуху и транспонирование активизируют работу слу­ха, повышая его роль при игре упражнений.

При умелом применении обоих способов освоения клавиатуры, ученик даже средних способностей через три-четыре недели играет двумя руками, через месяц-полтора аккомпанирует аккордами, иг­рает по нескольку вариаций на темы выученных им народных пе­сен, транспонирует их в разные тональности. Параллельно им ос­ваивается комплекс упражнений, способствующих развитию навы­ков ориентирования на клавиатурах и других самых разнообразных технических навыков.


 


МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ КЛАВИАТУР БАЯНА (В.Ушенин)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: