Следующей ступенью формирования игровых навыков является освоение басо-аккордового аккомпанемента - чередующихся нажатий баса и аккорда на готовой клавиатуре. Этот игровой навык принадлежит к числу основных, уровень владения аккомпанементом во многом определяет художественные достоинства исполнения. Приступая к изучению данного типа аккомпанемента, баянист должен осознать функциональные различия между взятыми басом и аккордом, а также необходимость их варьирования исходя из характера исполняемой музыки. Например, исполняя распевную, протяжную музыку, желательно приблизить басы к звучанию смычкового контрабаса. При исполнении танцевальной, подчеркнуто ритмичной музыки уместно ориентироваться на звучание балалайки контрабас в ансамбле народных инструментов или бас-гитары в ансамбле электроинструментов. Естественно, ориентиры такого рода могут быть весьма разнообразными, в зависимости от слуховых представлений, накопленных учеником. Однако благодаря упомянутым параллелям достигается надлежащее качество звучания, активизируется работа исполнительского слуха, обогащается штриховая палитра баяниста. Опираясь на полученные результаты, можно в дальнейшем перейти к освоению других функций баса - метрических, ритмических, формообразующих.
Впрочем, на первых порах следует уделить максимум внимания собственно озвучиванию басового голоса - с использованием различных видов атаки, ведения и снятия звука. Аккомпанируя медленной, протяжной мелодии, баянист обычно применяет мягкую атаку (нажим клавиши в сочетании с эластичной подачей меха), выдержанную основную часть (иногда с некоторым освобождением клавиши) и снятие - пальцевое освобождение. Активному,, маршеобразному характеру музыки сопутствуют твердая атака (предварительное давление в меховой камере согласно определенному уровню громкости, дополнительный рывок меха перед толчком клавиши), основная часть - выдержанная (с освобождением клавиши), снятие - пальцевое отдергивание. Аналогичные параметры" сопровождения танцевальной музыки: жесткая атака (интенсивный толчок меха и удар клавиши), основная часть - ритмически выдержанная (с освобождением клавиши), окончание - активное, резкое. При этом, работая над басами, необходимо помнить, что нажатие одной басовой клавиши фактически озвучивает сразу три-четыре голоса (в зависимости от модификации инструмента). Поскольку эти голоса различаются и по длине, и по звуковысотности, добиться единого, целостного их звучания оказывается весьма непросто: от исполнителя требуется уверенное владение техникой «синхронизирующих» движений меха. Следует заметить, что навыки озвучивания баса требуют регулярной шлифовки и неустанного совершенствования. Порой неряшливо взятый бас может испортить благоприятное впечатление от игры баяниста.
При исполнении аккордов в условиях данного типа аккомпанемента звуковые параллели с ансамблевым музицированием сохраняют свою значимость. К примеру, исполнение аккордовой фактуры может быть поручено: группе скрипок (протяженные звучности, играемые смычком, короткие пиццикато, спиккато), балалаек (секунды-альты - при помощи медиаторов; длинные звуки - гаснущие, короткие - сопровождаются снятием пальцев с грифа), гитаре-ритм и т. д. О формировании звука на перечисленных инструментах недостаточно рассказать -очень важны прослушивание и наглядный показ описываемого процесса. Равным образом необходимо продемонстрировать работу валиковой механики левого полукорпуса баяна, благодаря которому при нажатии одной клавиши открываются сразу три окошка. Затем, очень медленно, постепенно нажимая клавишу, педагог показывает, как звуки возникают один за другим8. После этого изучаются способы одновременного озвучивания тонов аккорда. Работая над аккордовой составляющей аккомпанемента, аналогично исполнению басового голоса, следует учитывать специфику формирования звука в условиях разнопланового музыкального материала.
Освоению постановочных навыков аккомпанемента на баяне должно сопутствовать постепенное накопление художественных впечатлений и выразительных средств. Ознакомление с клавиатурой желательно начинать с основных басов, располагающихся на 2-м вертикальном ряду, а также мажорных трезвучий и их обращений (3-й вертикальный ряд, по диагонали к основным басам). В качестве исходного упражнения рекомендуется последовательно нажимать басы и аккорды по указанной схеме:
Чтобы избежать однообразия в занятиях, можно при освоении первоначальных навыков аккомпанемента использовать последовательность аккордов Т- D-T-S, связанную с простейшей гармонизацией мелодии. К примеру, возьмем в качестве отправной точки уже знакомую клавишу «до». Как показано на схеме, выше этой клавиши расположена клавиша «соль» (D - доминанта по отношению к тонике «до»); ниже - клавиша «фа» (S - субдоминанта):
Работая над простейшим аккомпанементом, следует представлять, что в это время исполняется (на другом инструменте или голосом) протяжная, певучая мелодия, сопровождение которой должно иметь соответствующий характер. Для этого рекомендуется медленно нажимать каждую клавишу (басовую и аккордовую), точно выдерживать длительность звуков и мягко отпускать клавишу. Внимание ученика в этот момент концентрируется на создании равномерного давления в меховой камере, а нажатие клавиши сопровождается дополнительным усилием левой руки (и соответствующим давлением в меховой камере), благодаря чему обеспечивается раскачивание голоса при зарождении звука. Дополнительное усилие сохраняется до появления устойчивого тона - «точки озвучивания» (после неё дальнейшее раскачивание голоса приводит к «завываниям» на каждом звуке). Прекращение (снятие) звучания равным образом связано с участием меха. Рука исполнителя посредством движения меха амортизирует закрытие клапана, добиваясь некоторого ослабления давления в меховой камере.
Иные задачи возникают в процессе аккомпанемента быстрым танцевальным мелодиям. Здесь, как правило, используется другая штриховая палитра. Бас играется активно, глубоко за счет опережающего давления в меховой камере и быстрого нажима клавиши. Аккорды исполняются легко, полетно; этому способствуют небольшое предварительное давление в меховой камере, создаваемое исполнителем, толчок пальца с площади клавиши (если при воздействии на аккордовые клавиши озвучиваются все тоны, допускается пальцевой удар) и быстрое снятие:
В очередном упражнении бас аккомпанирующей линии исполняется активным ударом пальца с интенсивным предварительным рывком меха. Каждому аккорду сопутствует удар пальца по клавише при подготовленном к озвучиванию всех тонов мехе:
Нами умышленно рассматривались виды аккомпанемента, контрастирующие друг другу. В условиях определенного музыкального материала упомянутые разновидности штрихов и их сочетаний формируют разнообразную палитру выразительных звуковых ресурсов инструмента.
Вслед за освоением аккомпанемента, использующего мажорные трезвучия и их обращения, желательно уделить внимание пространственным ощущениям: поиску отдельных клавиш, рядности минорных аккордов, септаккордов и вспомогательного ряда басов.