Современное состояние российского рынка труда

Человеческий потенциал превращается в капитал на рынке труда, другими словами, рынок труда является механизмом, связывающим людей̆ с рабочими местами и определяющим трудовые доходы. Современные рынки очень динамичны и постоянно испытывают изменения. За последние 15 лет окончательно сложились институты российского рынка труда, обеспечивающие доминирование ценовой̆ адаптации к любым изменениям. Это итог эволюционного развития этих институтов со второй̆ половины 80-х г. Начало такому развитию положили половинчатые реформы эпохи перестройки.

Жесткое трудовое законодательство тормозит изменения в занятости, поддерживая ее относительную стабильность, действующие институты МРОТ и пассивной̆ политики поддержки безработных обеспечивают низкий̆ порог заработной̆ платы, а большой̆ удельный̆ вес переменной̆ части заработков является эффективным инструментом гибкости. Действующая настройка этих институтов позволила переваривать сильные шоки, поступающие на рынки труда, с сохранением общей̆ занятости и без взрывного роста безработицы, перекладывая издержки адаптации в цену труда.

Однако следствием такоӗ модели рынка труда стала нарастающая деморализация занятости, что проявляется в сокращении доли занятых в корпоративном сегменте экономики и ростом доли занятости вне его — в нерегулируемых или слаборегулируемых микробизнесах и в форме самозанятости.

В целом ситуация на рынке труда России такова, что в большинстве отраслей хозяйства спрос на рабочую силу не покрывает её предложение, т. е. численность населения в трудоспособном возрасте, желающего работать, больше наличных рабочих мест. Причинами этого являются не только спад производства во многих отраслях экономики страны, но и структурные её диспропорции.

Современный рынок представляет собой некую диспропорцию, что уже укоренилась, отсутствие мотивации в профессиональной сфере, низкая оплата. Минимальная заработная плата в стране очень маленькая, значительно ниже (до нескольких десятков раз), чем в развитых странах близкого и дальнего зарубежья. Сегодня практически отсутствует стимулирование профессионального развития сотрудников и неработающих специалистов. Можно выделять определенные критерии развития:

Государственная политика занятости, ее элементы и виды.

Государственная политика занятости населения- система мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.

Нацелены на защиту граждан от безработицы и охватывают прежде всего две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения.

Государственную политику занятости следует рассматривать как процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и местном уровне.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости, осуществляя: 1) согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической, миграционной политикой. В этот блок входят: • пенсионная политика• образовательная политика• социальная политика • регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда;• содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев;

На региональном уровне: • жилищного, транспортного и производственного строительства;

• государственных (в том числе муниципальных и других) закупок продукции для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и т. д.; • предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях.

На местном уровне политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

ВИДЫ: Активная политика занятости - это: совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная политика занятости обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: