Принцип открытости государственной гражданской службы и ее доступности общественному контролю

Государственная гражданская служба России - вид государственной службы, которая является профессиональной служебной деятельностью граждан России на должностях государственной гражданской службы по осуществлению осуществления полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов России, лиц, занимающих государственные должности России, и лиц, занимающих государственные должности субъектов России.

Одним из базовых механизмов построения и функционирования системы государственной службы является принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю. Принцип открытости государственной службы базируется, в первую очередь, на ч. 2 ст. 24 Конституции России: «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны гарантировать каждому возможность познакомиться с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если другое не оговаривается законом».

Федеральным законом «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» гарантирован перечень мер, направленных на реализацию принципа открытости государственной гражданской службы, например реализация конкурсных процедур при поступлении на государственную гражданскую службу и др.

С целью организации взаимосвязи органов государственной власти России с общественными объединениями, движениями и экспертными организациями в России осуществляется комплекс мероприятий по развитию системы «Открытое правительство». «Открытое правительство» - это система инструментальных методов, гарантирующих оптимальное взаимодействие власти и гражданского общества. Итогом такой взаимосвязи является не только совершенствование качества разрабатываемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, но и развитие новой для России культуры взаимосвязи, поиска удачных решений и компромиссов.

С 2012 года на федеральном, региональном уровне сформированы и начали работу общественные советы при органах государственной власти. В состав советов вошли эксперты и представители заинтересованных общественных организаций. Роль общественных советов означает участие в обсуждении проектов нормативных правовых, правовых актов органов власти, заседаниях конкурсных и аттестационных комиссиях органов.

Задание:

1. Перечислите основные принципы государственной гражданской службы России, закрепленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 Ответ: Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

2. Продолжите перечень мер, направленных на реализацию принципа открытости государственной гражданской службы.

Ответ: Конституцией РФ предусмотрен ряд мер, направленных на реализацию принципа открытости государственной гражданской службы. В первую очередь необходимо отметить обязательность включения представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в ряд комиссий, результаты деятельности которых имеют наиболее важное значение для гражданской службы, а именно:
а) в состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов (ст. 19);
б) в состав конкурсной комиссии (ст. 22);
в) в состав аттестационной комиссии (ст. 48).

3. Предложите и обоснуйте комплекс мер по повышению открытости государственной гражданской службы в Республике Татарстан.

Ответ: 1. Разработка показателей и механизмов оценки открытости деятельности государственных органов и гражданских служащих с учетом применяемых в федеральных органах исполнительной власти критериев и механизмов открытости.

2. Разработка механизмов учета результатов оценки гражданами и обществом открытости деятельности государственных органов и качества оказываемых ими государственных услуг.

3. Разработка механизмов по управлению качеством предоставления государственных услуг.

4. Разработка методических инструментариев по:

- организации деятельности государственных органов на основе стандарта государственно-служебной культуры;

- определению этических принципов внутренних и внешних взаимодействий государственных служащих как представителей особой профессиональной сферы при реализации служебных полномочий и функций;

- применению критериев и механизмов оценки соответствия деятельности гражданских служащих стандартам государственно-служебной культуры.

5. Развитие нормативной правовой базы, закрепляющей разработанные подходы к осуществлению деятельности гражданских служащих на основе стандарта государственно-служебной культуры и к осуществлению государственными органами деятельности по управлению качеством государственных услуг.

6. Проведение цикла теле- и радиопередач, публикации в печатных изданиях и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленных на информирование граждан о деятельности государственных органов, повышение престижа гражданской службы и авторитета государственных служащих, а также способствующих повышению престижа муниципальной службы и авторитета муниципальных служащих.

Реализация мер предусматривает следующие результаты:

- внедрение в деятельность государственных органов стандарта государственно-служебной культуры, способствующего ориентации деятельности гражданских служащих на учет потребностей граждан и общества;

 

 4. Индивидуальные служебные споры на государственной гражданской службе.

Гражданин П. обратился с иском к Управлению Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике об изменении формулировки увольнения, взыскании компенсации денежного содержания, компенсации морального вреда, процентов за нарушение сроков выплаты. В обоснование П. указал, что состоял на службе в Управлении Россельхознадзора по Кировской области, последняя должность - главный специалист - эксперт отдела правовой работы. В должностные обязанности истца входило правовое обеспечение контрольно-надзорной деятельности Управления, он курировал работу инспекторов в сфере ветеринарии. 14.12.2012 Россельхознадзором был издан приказ о реорганизации в форме слияния двух территориальных Управлений Россельхознадзора: по Кировской области и Удмуртской Республике, которым предписано провести все необходимые процедуры, в том числе организационно-штатные. 22.01.2013 истцу было вручено уведомление о реорганизации и сокращении должности, указано, что ему будет предложена иная вакантная должность в Управлении. В устной форме истцу предложили должность в новом Управлении, в новом отделе, с иным руководством, с большим объемом должностных обязанностей и измененным функционалом, но без изменения денежного содержания. В течение двух месяцев ему не было предложено иной должности и не разъяснены условия прохождения госслужбы. 15.03.2013 Управление прекратило свое существование и было зарегистрировано новое юридическое лицо - Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике. После чего истцу было предложено заполнить заявления о назначении на должность (переводе) с указанием должности главного специалиста - эксперта отдела правовой и организационно-кадровой работы. 19.03.2013 П. написал отказ от предложенной иной должности и просил уволить по сокращению штатов. На свое заявление истец получил ответ, что его должность не сокращается, а изменяются существенные условия служебного контракта. После выхода с больничного 12.04.2013 повторно написал заявление о расторжении служебного контракта, в котором указал, что не согласен с ответом на его заявление. 22.04.2013 П. был уволен с государственной службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе" - в связи с отказом гражданским служащим от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Полагая нарушенными свои права, П. просил отменить приказ Управления от 18.04.2013 N 182-к "О прекращении служебного контракта и увольнении с государственной службы"; обязать ответчика изменить запись в трудовой книжке об увольнении с гражданской службы в части основания увольнения с государственной гражданской службы, а именно: признать недействительной имеющуюся и заменить ее на: "Уволен с государственной гражданской службы по п. 8.2 части 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" - в связи с сокращением должностей в государственном органе; взыскать с ответчика компенсацию четырехмесячного денежного содержания, компенсацию морального вреда, проценты за нарушение сроков выплаты четырехмесячного денежного содержания.

Задание:

Дать определение понятия «индивидуальный служебный спор».

Указать причину возникновения индивидуального служебного спора в вышеприведенном примере.

Кто выступает в качестве субъекта и объекта индивидуального служебного спора в данном примере?

Какое, на ваш взгляд, было принято решение судом по иску гражданина П. и на каком основании? (удовлетворил суд исковое требование или отказал гражданину П.)

Опишите способы урегулирования индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе.

 

Ответ

Дать определение понятия «индивидуальный служебный спор».

Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Указать причину возникновения индивидуального служебного спора в вышеприведенном примере.

19.03.2013 П. написал отказ от предложенной иной должности и просил уволить по сокращению штатов. На свое заявление истец получил ответ, что его должность не сокращается, а изменяются существенные условия служебного контракта. После выхода с больничного 12.04.2013 повторно написал заявление о расторжении служебного контракта, в котором указал, что не согласен с ответом на его заявление. 22.04.2013 П. был уволен с государственной службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе" - в связи с отказом гражданским служащим от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Кто выступает в качестве субъекта и объекта индивидуального служебного спора в данном примере?

Какое, на ваш взгляд, было принято решение судом по иску гражданина П. и на каком основании? (удовлетворил суд исковое требование или отказал гражданину П.)

Опишите способы урегулирования индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров: · комиссией государственного органа по служебным спорам;

· судом.

Служебный спор рассматривается Комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: