Ответ: (под вопросом)

1) Затрачивается много времени для получения информации.

2) Специалист не сообщил руководителю о сроках предоставления информации, тем самым задержав разработку одного из крупных направлений проекта.

3) При разработке планов необходимо предусмотреть методы и средства для оценки и учета фактических результатов, объемов, затрат, времени.

Необходимо собирать данные о фактически выполненных работах, использованных ресурсах и произведенных затратах в рамках каждого элемента, пакета работ. Необходимо определить частоту сбора первичных данных о текущем состоянии проекта для дальнейшего их анализа.

Чем выше важность и неопределенность проекта, тем полнее, последовательнее и строже должны представляться работы по проекту и чаще осуществляться контроль.

 

 

«Принятие и исполнение управленческих решений»

1. Муниципальное образование как система включает ряд подсистем. Подсистемы:

- население;

- территория;

- градообразующая сфера (предприятия и организации);

-градообслуживающая сфера/ городское хозяйство (инженерная, транспортная, социальная сферы и пр.);

- управленческая подсистема (система органов местного самоуправления).

Задание 1: Выделите характеристики (параметры) каждой из подсистем, необходимые для принятия управленческих решений.

Ответ:

Управленческое решение — важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач.

Состояние и развитие общества в значительной степени определяются численностью и составом населения. Население характеризуется и как элемент производительных сил, и как носитель производственных отношений. Ему присуще и само воспроизводство.

Население - это естественно, исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства жизни совокупность людей, проживающих на определенной территории - в селе, городе, районе, регионе, стране.

Территория— часть поверхности суши с определёнными границами.

Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе.

Территория в международном праве играет важную роль с позиции ее принадлежности или непринадлежности определенному территориальному суверену (государству) либо возможности ее использования всеми государствами-членами мирового сообщества. Отсюда выделяют два вида территорий:

А) государственную;

Б) международную.

Международная территория - это территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства. Таких территорий немного: открытое море; международный район морского дна - морское дно и его недра за пределами континентального шельфа прибрежных государств (за пределами национальной юрисдикции); воздушное пространство за пределами государственных территорий; Антарктика; космическое пространство, Луна и другие небесные тела. На этой территории, находящейся в общем пользовании государств, действуют общепризнанные принципы и нормы международного права.

Градообразу́ющее предприя́тие — производственное предприятие, на котором занята значительная или основная часть работоспособного населения города или посёлка. Такие населённые пункты называют моногородами, социальная и экономическая сфера в них напрямую зависит от ситуации на производственном комплексе.

Традиционно градообразующие предприятия служили решению государственных задач. Их продукция может быть реализована на локальном, областном, межрегиональном, общенациональном и международном уровнях. Но для большинства свойственна ориентация на федеральные источники спроса.

Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. Городское хозяйство относится к непроизводственной сфере (по Классификатору отраслей народного хозяйства).

1. Транспортный комплекс. Одна из самых сложных задач городского хозяйства – обеспечение населения, предприятий и организаций города транспортными услугами. Транспорт предъявляет соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности. Потребность населения в транспортных перевозках неравномерна по времени и по направлениям

(спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха и т.д.), что вызывает сложности в организации пассажирских перевозок. В последние годы в осуществлении транспортного обслуживания повысилась роль частного сектора. Это позволило снять напряжение на ряде загруженных маршрутов, но и породило проблемы, связанные с экологией и безопасностью дорожного движения.

2. Строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство и строительная индустрия местного значения).

Город не может существовать без строительства для городских нужд, реконструкции и ремонтов ранее построенных жилых и нежилых зданий и сооружений. В состав комплекса входят:

- предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хозяйства;

- предприятия по производству местных строительных материалов (песок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из предприятий являются акционерными обществами, часть работ осуществляется малыми предприятиями. Органы м/с способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают заказчиком работ, выполняемых за счет бюджетных средств.

3.Общегородское коммунальное хозяйство, объединяющее системы внешнего благоустройства и содержания территории города, а также некоторые другие хозяйства. Включает ряд подсистем:

а) Дорожное хозяйство. Улицы и дороги являются сложными инженерными сооружениями. На дорожной сети имеются:

- мосты;

- путепроводы;

- виадуки;

- пешеходные тоннели;

- водостоки.

- набережные (в некоторых городах).

Для содержания и ремонта дорог – специальные заводы, производящие асфальт, гравий и др. материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги подвергаются чистке от снега, летом – поливке и ремонту.

б) Санитарная очистка территории города. Включает:

- уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов;

- вывоз снега в зимний период;

- сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов (проблема в организации полигонов и строительстве мусороперерабатывающих заводов).

в) Ливневая канализация для сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система:

- коллекторов;

- ливневых насосных станций;

- очистных сооружений.

Современные технологические требования не позволяют смешивать ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая (общесплавная) система канализации.

г) Инженерная защита территории:

- необходима городам, расположенным на заболоченных территориях или на территориях с высоким уровнем грунтовых вод, чтобы защитить подземные сооружения от разрушений;

- ограждающие дамбы по берегам рек, необходимые в период паводков;

- в некоторых городах проблема повышенного уровня сейсмичности.

д) Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.). Помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль играет сохранение памятников истории и культуры.

е) Зеленое хозяйство. Во многом определяет облик города и комфортность проживания:

- зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют оздоровительное значение, т.к. очищают и увлажняют воздух, снижают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей;

- зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта;

- садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте;

- озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать их вредное воздействие на жилые массивы города.

Важная задача – озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства – выбор типа деревьев, кустарников и цветов, соответствующих условиям конкретного города.

ж) Гостиничное хозяйство. Большинство гостиниц частные. Задача городской власти – обеспечение достаточного количества гостиниц.

з) Банно-прачечное хозяйство.

и) Ритуальное хозяйство. Обеспечивает:

- содержание городских кладбищ;

- функционирование служб оказания ритуальных услуг.

Во многих городах относится к частному сектору, но есть и муниципальные предприятия.

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий.

 

 

Задание:  Нугманова

на основе анализа представленной информации необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Составьте список решений, которые были приняты для устранения проблемы.

2) Какие из рассмотренных мер применяются или могут быть применены в российской практике управления?

3) Какие решения приняты за последнее время в России в рассматриваемой области?

4) Какие еще решения необходимо принять на ваш взгляд?

 

В 2000 г. мэром Лондона стал Кен Ливингстон. К этому времени центр города «стоял в пробках». В 2002 г. Ливингстон ввел плату за въезд в исторический центр: 5 фунтов (сейчас уже в 8 фунтов) с 7.00 до 18.30 в будние дни. В остальное время въезд бесплатный. Чтобы контролировать поток машин, Ливингстон оцепил центральную зону Лондона (21 кв. км) видеокамерами - они считывают номер пересекающего границу автомобиля и передают его в центр управления движением. В тот же день, до 22.00, водитель должен оплатить въезд: в банке, в обычном магазине или через интернет. Забывчивость стоит дорого - назавтра неплательщику придется отдать уже не 5, а все 50 фунтов. От платы освобождены только автомобили неотложных служб, такси и мотоциклы. Жители центрального района получили 10-процентную скидку; еще небольшие скидки дали водителям, часто бывающим в центре. Общественность встретила инновации в штыки. Негодование подогревала стоимостью «умной системы» - более 200 млн фунтов. Бурное недовольство выражали торговцы, которые почувствовали, что могут лишиться части покупателей. Однако только за первый год городская казна пополнилась на 80 млн фунтов., машин в центре стало на 40% меньше. Многим стало не по карману каждый день ездить туда на собственном транспорте, и они пересели на общественный.

4) Прежде чем сделать центр платным, мэр увеличил число автобусов, расширил сеть маршрутов и отвел специальную полосу на дорогах для общественного транспорта и такси - частников за заезд на нее жестко штрафуют. Но основная нагрузка пришлась не на автобусы, а на подземку. Впрочем, мэр-реформатор предусмотрел и это. Общественный транспорт - дорогая и не очень привлекательная для инвесторов сфера. Ливингстон направил на решение проблем городской инфраструктуры транспортные сборы. Эти деньги, но и этого было недостаточно. Самый старый на планете метрополитен (лондонское метро основали в 1863 году) поизносился. В 2002 г. было принято решение: подземка стала частно-муниципальной. Владеет ею по-прежнему город, но обслуживают частные сервисные компании. Кроме того, в Лондоне действует целая система оценки нарушений. Все дорожные преступления делятся на пять групп - по степени тяжести. Максимальный штраф в самой «легкой» первой группе - 200 фунтов, в «тяжкой» пятой - 5 тысяч фунтов. Столько заплатит рискнувший сесть за руль пьяным. Но за прегрешения автомобилисты расплачиваются не только деньгами - им могут начислить штрафные очки. Двенадцать очков за три года - и права отбирают на шесть месяцев. Не забыли и про парковки: оставить машину на улице тоже стало дорогим удовольствием - 4 фунта в час, при этом больше двух часов подряд на одном месте стоять запрещено. За нарушение - снова штрафы и эвакуация.

 

ОТВЕТ: 1) Для решения проблем с пробками в центральной части города мэр Кен Левингстон:

• Ввел плату за въезд в исторический центр с 7:00 до 18:30 у будние дни (тогда 5 фунтов, сейчас уже 8);

• Оцепил центральную зону Лондона (21 кв.м) камерами, чтобы считывать номера машин, пересекающих границу;

• Увеличил число автобусов, расширил сеть маршрутов и отвел специальную полосу на дорогах для общественного транспорта и такси;

• Принял решение о смене статуса подземного транспорта с муниципальной собственности на частно -муниципальную;

• Введена система оценки штрафов. Все дорожные преступления делятся на пять групп - по степени тяжести. Самый тяжкий – штраф за то, что сел пьяным за руль;

• Введены штрафные очки,набрав 12 – водитель лишается прав на 6 месяцев.

2) В России так же есть определенная система штрафов. Мелкие штрафы до 1000 т.р., средние от 1000 т.р. До 3000т.р., тяжкие от 3000 т.р. (вплоть до лишения водительских прав). 

Еще в России за некоторые виды нарушений делают предупреждение и только на второй раз штрафуют (например за остановку под знаком «остановка запрещена»). За двойное превышение скорости начисляют штраф в 5000 т.р и только в случае повторного нарушения лишают прав. (Это, что касается лондонской системы начисления баллов).

В России так же есть специальная полоса для автобусов и такси, проезд по которой наказывается начислением штрафа.

Можно было бы использовать Кена Левингстона, допустим, на Садовом кольце и перекрывать движение по нему для автомобилей на определенное время.

3) Федеральным законом вносятся изменения в статью 20 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с положениями которой строительство и реконструкция сооружений пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

Федеральным законом устанавливается предельный срок, в течение которого владельцем автомобильной дороги должно быть выдано такое согласие (не более чем тридцать календарных дней со дня поступления заявления), а также регламентируется порядок его выдачи.

Кроме этого, статья 32 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняется положениями, предусматривающими, что до 31 декабря 2018 г. допускается установление сервитутов в отношении земельных участков, на которых будут расположены линейные сооружения, переносимые в связи со строительством, реконструкцией или эксплуатацией на указанных земельных участках объектов инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла, предусмотренных Программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.

4) Думаю, чтобы в России не было пробок, нужно ввести реверсивное движение, которое открывало бы дополнительную полосу для движение в часы пика.

Задание:  

на основе анализа представленной информации необходимо ответить на следующие вопросы:

1.  Составьте список решений, которые были приняты для устранения проблемы.

Ответ: 1)) Население используют раздельный сбор мусора, заключающийся в сортировке отходов по трем позициям (синий, зеленый, черный).

2)) Вывоз отходов осуществляется мусоровозами, работающими на газовом топливе для снижения загрязнения окружающей среды, по графику (обычно – 1 раз в неделю).

3)) Для вывоза отходов применяются двухкамерные мусоровозы, чтобы за один рейс вывезти мусор двух позиций.

4)) Изделия из пластмасс, стекла, бумаги, металлов направляются на мусоросортировочный комплекс (МСК), откуда рассортированное вторичное сырье направляется потребителям.

5)) Органические отходы направляются на площадку для полевого компостирования.

 

2. Какие из рассмотренных мер применяются или могут быть применены в российской практике управления?

Ответ: В Российской практике управления для устранения проблемы переработки отходов применяются следующие меры:

1)) Для изделий из пластмасс на улицах установлены специальные контейнеры, также установлены специальные контейнеры для бумаги.

2)) Компостирование, заключается в разложении биологических отходов. В России в каких-то регионах такое существует,но не получило распространение, несмотря на массу положительных моментов.

Могут быть применены такие меры как вывоз отходов мусоровозами, работающими на газовом топливе, также было бы эффективно сделать также раздельный сбор мусора.

 

3. Какие решения приняты за последнее время в России в рассматриваемой области? Какие еще решения необходимо принять на ваш взгляд?

Ответ: В Российской Федерации переработка мусора охватывает около 5% от его общего объема. Это очень маленькое значение, так как ежегодно объем ТБО в стране увеличивается в среднем на 10%. Большое количество отходов от населения, предприятий, магазинов и т. д. в России выбрасывается на свалки или в реки.

Министерство природы Российской Федерации считает оптимальным решением для уничтожения мусора его сжигание. Для этого запланировано построить большое количество мусоросжигательных фабрик до 2030 года. Использование таких заводов позволяет осуществлять переработку отходов без предварительной сортировки. Захоронение предполагает закапывание ТБО на специализированных полигонах. Основная их масса в РФ утилизируется именно таким способом.

Метод компостирования используется для утилизации отходов биологического происхождения.

Была принята реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в России — комплекс мероприятий по изменению структуры системы обращения с отходами, который реализует в 2010-х годах Правительство и регионы Российской Федерации.[1]

С 2017 по 2019 годы в субъектах Российской Федерации началось внедрение новой системы обращения с отходами; преобразования будут осуществляться согласно этапам, зафиксированным в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления».[2]

В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года в части обращения с отходами предполагается раздельный сбор отходов, жёсткие санкции за ненадлежащую утилизацию, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке. В ряде регионов разработаны стратегии обращения с отходами, предполагающие достижение целевых показателей уровня переработки и снижения воздействия на окружающую среду, а также и использование наилучших доступных технологий. Затраты на реализацию программ варьируются в диапазоне 20—100 млн евро. Все стратегии предполагают финансирование преимущественно за счёт внебюджетных средств.

Также во многих магазинах принимают старую одежду для дальнейшей ее переработки.

На мой взгляд, могут принять такие решения как вывоз отходов мусоровозами, работающими на газовом топливе, также было бы эффективно сделать также раздельный сбор мусора, открывать больше предприятий по сбору мукулатуры.

 

Решение проблемы переработки отходов:

В 2003 г.в городе и округе Сан-Франциско была принята резолюция по достижению 75% уровня рециклинга и «Zero Waste»(«Нулевые отходы») к 2020 г. В 1932 г. законом г. Сан-Франциско двум коммерческим компаниям: «Sunset Scavenger» и «Golden Gate Disposal» было предоставлено эксклюзивное право по сбору и переработке коммунальных отходов со всего города и округа. Сбор строительных отходов производится на конкурсной основе также и другими компаниями по выбору образователя отходов.

Для повышения уровня рециклинга в муниципалитете внедрена программа раздельного сбора коммунальных отходов «Фантастические 3». Коммунальные отходы сортируются жителями и на предприятиях по трем позициям: в синий складываются все виды пригодных для вторичной переработки материалов (изделия из пластмасс, стекла, бумаги, металлов); в зеленый – все виды органических отходов, пригодных для компостирования, в т. ч. садовые, пищевые отходы, бумажная упаковка с пищевыми загрязнителями и др.); в черный – все остальные отходы. Стандартный объем контейнера для частных домовладений составляет 64 галлона. У многоквартирных домов и предприятий располагаются крупные контейнеры.

Вывоз отходов осуществляется мусоровозами, работающими на газовом топливе для снижения загрязнения окружающей среды, по графику (обычно – 1 раз в неделю). Двухкамерные мусоровозы позволяют вывозить отходы из синего и черного контейнеров за один рейс. При этом, объем кузова поделен в соотношении 60%:40%. В большее отделение складываются вторичные ресурсы из синего контейнера, для сохранения их качества, в случае наличия пересортицы - контейнер не опустошается. Отходы из синего контейнера направляются на мусоросортировочный комплекс (МСК), откуда рассортированное вторичное сырье направляется потребителям. Органические отходы направляются на площадку для полевого компостирования. Отходы из «черного» контейнера направляются без сортировки на полигон для захоронения, принадлежащий внешней компании «Waste Management».

Финансирование как сбора, так и захоронения отходов осуществляется их производителями – предприятиями и жителями, в частном секторе – индивидуально, а в многоквартирных домах – исходя из общего объема образования отходов. Оплата расходов компании осуществляется по тарифу, определяемому путем переговоров муниципалитета с компанией – исполнителем, и пересматриваемому один раз в 5 лет. При этом плата с жителей взимается только исходя из объема и частоты вывоза черного контейнера. Синий и зеленый контейнеры вывозятся как бы «бесплатно». С коммерческих предприятий взимается также плата за вывоз органических отходов из зеленого контейнера, в размере 75% от тарифа на вывоз черного контейнера. В настоящее время стоимость работ по обращению с отходами составляет 19 долларов США в месяц, при объеме черного контейнера 64 галлона и вывозе – 1 раз в неделю. Такая схема стимулирует образователей отходов заниматься сортировкой.

 

4. Задание:

на основе анализа представленной информации необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Составьте список решений, которые были приняты для устранения проблемы.

ОТВЕТ:1. зародилась разветвленная система футуристических скоростных трасс и развязок, которые за неимением места в Токио развесили прямо над городом, на высоте 20-30 метров.

2. Город напичкан сенсорами и камерами, собирающими данные, которые стекаются в единый центр.

3. Город патрулируют контролеры из специальных частных компаний

4. Чтобы быстро попасть на противоположный конец мегаполиса, можно выбрать одно из восьми бесплатных скоростных колец, если времени совсем в обрез - одно из четырех платных.

 

2) Какие из рассмотренных мер применяются или могут быть применены в российской практике управления?

3) Какие решения приняты за последнее время в России в рассматриваемой области? Какие еще решения необходимо принять на ваш взгляд?

ОТВЕТ: увеличивать количество такси на дорогах. Так, например, в Нью-Йорке на Манхэттене выгоднее всего ездить на такси, их там много, и стоит оно относительно дешево;

развивать мото- и велотранспорт. Яркий пример - Китай. Можно ввести прокат велосипедов. Велосипед, к тому же, - экологически чистый вид транспорта. Минус: у нас климат позволяет ездить на велосипеде и мотоцикле по большому счету только летом;

организовать воздушный транспорт (минус - дорого);

сделать использование автомобиля максимально дорогим. Сама машина должна быть безопасной (с АБС, подушками безопасности) и надежной. Чем меньше автомобилей, тем меньше и пробок. Минус: это приведет к росту транспортных тарифов;

разрешить делать правый поворот на “красный свет”, как в США. Запретить левые повороты везде;

запретить въезд крупных грузовиков в центральную (историческую) часть города, особенно если улицы узкие;

задействовать, в случае необходимости, переулки и внутридворовые дороги. Минусы тут очевидны - двор, дети, загазованность. Но этот способ объезда используется водителями, при этом часто создаются пробки и во дворах.

Предлагается также создать координационные центры, которые бы, используя стандартные средства связи, например, сотовые телефоны, оповещали водителя, где и в каком месте дорога более разгружена. Кстати, в столице Италии Риме около 5 миллионов горожан пользуются специальной программой для мобильных телефонов Atac Mobile. Atac Mobile - это информер, доставляющий на сотовый телефон сведения о текущей ситуации на дорогах Рима. О российских интернет-ресурсах, информирующих водителей о ситуации на дорогах (автомобильные пробки онлайн), читайте ниже.

Работа на дому, например, через Интернет (всегда онлайн), может также сократить количество автомобилей на дорогах и сэкономить кучу времени работнику, бензина.

Одна из мер по повышению качества дорог - поиск им альтернативы: строительство платных дорог. Средства, собранные с водителей, могли бы пойти на ремонт и строительство новых дорог.

Мера по оптимизации дорожного движения: предлагается ввести в крайних левых полосах реверсивное движение, установить реверсивные светофоры. В случае пробок с одной стороны, включать в работу полосы встречного направления. В Нижнем Новгороде пошли чуть дальше: на Окском съезде вводилась практика однонаправленного движения, когда полностью перекрывалось на определенное время одно направление, и по всей дороге пускали машины с другого направления. При этом создавались “ждущие” пробки.

 

В Токио проживает 12,544 млн. человек, или 5740 чел. на км². И хотя именно здесь родилась самая длинная в мире пробка - 112 км, даже при такой дикой плотности люди умудряются перемещаться по городу. В начале XX века в Японии случилось страшное землетрясение и Токио пришлось отстраивать заново. Планировали город, естественно, с учетом новых потребностей, не забывая о том, что по его улицам будут ездить автомобили. Впрочем, современная планировка сама по себе не решает проблему пробок. Места в Японии всегда было мало, и токийские улицы не слишком широки. Мало того, до начала 1960-х годов лишь четверть из них покрывал асфальт. Примерно в это время город и стал испытывать проблемы с движением. Одним из самых дальновидных решений стали скоростные шоссе. Первое, длиной 71 км, появилось в 1963 году. Так зародилась разветвленная система футуристических скоростных трасс и развязок, которые за неимением места в Токио развесили прямо над городом, на высоте 20-30 метров. Исходят они из разных концов мегаполиса и «протыкают» его на манер спиц. Это дает возможность автомобилистам попасть из одного удаленного района в другой, минуя центральную часть Токио, то есть без пробок. Система воздушных дорог прижилась в городе, где идет битва за каждый метр: кое-где трассы лежат в пять слоев. Что важно, хайвеи не заменяют обычные улицы, а существуют параллельно и предназначены только для езды на большие расстояния. Чтобы быстро попасть на противоположный конец мегаполиса, можно выбрать одно из восьми бесплатных скоростных колец, если времени совсем в обрез - одно из четырех платных.

Конечно, решая проблему пробок, японцы обратились к высоким технологиям. Как и в Сингапуре, вся система управления движением и сбора платежей в Токио автоматизирована. Город напичкан сенсорами и камерами, собирающими данные, которые стекаются в единый центр. Этой информацией пользуются не только дорожные службы, она доступна и автомобилистам. Токийская транспортная система информации и коммуникации рассылает сообщения по навигаторам, которыми оснащены большинство машин. Ну а если уж водитель не озаботился покупкой специального устройства, к его услугам ТВ-, радио- и интернет-сводки и информационные щиты на дорогах.

Но даже дисциплинированные японцы нуждаются в контроле. Нарушение правил дорожного движения, как и парковка в неположенном месте, грозит токийцу внушительным штрафом. Город патрулируют контролеры из специальных частных компаний: увидев неправильно припаркованную машину, они оставляют весточку - квитанцию об оплате штрафа. Второй квитанции уже не будет - машину эвакуируют. Такая парковка обойдется безответственному автовладельцу примерно в $250. Штрафуют даже велосипедистов, которых в Токио немало.

Агрессивная агитация по душе далеко не всем. Но к токийским чиновникам это явно не относится. Городские власти активно используют лозунги нехитрого содержания: биллборды и растяжки с призывами правильно парковаться и не садиться за руль в час пик.

 

Задание: НЕТ ОТВЕТА

на основе анализа представленной информации необходимо ответить на следующие вопросы:

Составьте список решений, которые были приняты для устранения проблемы.

Какие из рассмотренных мер применяются или могут быть применены в российской практике управления?

Какие решения приняты за последнее время в России в рассматриваемой области? Какие еще решения необходимо принять на ваш взгляд?

В отличие от наших традиционных рейдов выходного дня, мероприятия немецкой дорожной полиции носят скорее предупреждающий характер и проводятся, как правило, после серьезного ДТП. Но, зато, как проводятся. Во-первых, никаких предупреждений через средства СМИ, как это практикуется у нас. Представьте себе, поздно вечером на большой автостоянке возле дороги припарковано несколько полицейских машин и установлены мощные «юпитеры», высвечивающие каждый метр проезжей части. Полицейские останавливают сразу по несколько машин и, не объясняя причин, предлагают свернуть на парковку. На залитой светом площадке, среди припаркованных автомобилей снуют люди в форме, в руках у них алкотестеры. Приблизившись к машине и представившись, полицейские любезно предлагают водителям пройти проверку на наличие в организме алкоголя или наркотиков.

Если в Германии у водителя, находящегося за рулем, уровень алкоголя в крови превышает 0,5 промилле, то это считается административным правонарушением, если свыше 1,1 промилле - это уже уголовно наказуемое деяние. Впрочем, стражи порядка не советуют превышать и уровень в 0,3 промилле - в случае аварии или нарушения правил алкоголь будет засчитан как отягчающее обстоятельство. При отказе пройти проверку на алкотестере, вас заберут в участок и там, вы уже в принудительном порядке сдадите кровь для анализа на наличие алкоголя в крови.

Если водитель оказался нетрезв, на него составляется акт об административном правонарушении, либо о совершении уголовного преступления (в зависимости от количества алкоголя в крови), водительские права изымаются прямо на месте проверки. У некоторых водителей выборочно берется анализ крови слюны и мочи на содержание в организме наркотиков марихуаны, гашиша, ЛСД и т. д.

При таких рейдах даже велосипедистам не избежать контроля со стороны органов правопорядка. Дело в том, что если содержание алкоголя в крови у велосипедиста превысит 1,6 промилле (для мужчины средней комплекции это четыре литра пива), то ему грозит лишение водительских прав.

Штрафы в Германии, фиксированные. Водитель, попавшийся в первый раз, заплатит 500 евро, второй раз — 1000 евро, ну а третье нарушение, согласно недавно выросшим тарифам, обойдется в 3000 евро. Главные трудности поджидают злостных нарушителей (тех, кто пойман в третий раз или тех, кто умудрился сесть за руль, превысив дозу в 1,6 промилле алкоголя в крови) при возвращении прав. Экс-водителю придется пройти медико-психологическую экспертизу, как ее называют немцы, «идиотентест». Помимо компьютерных тестов и врачебных осмотров, незадачливому автомобилисту психологи будут несколько часов задавать вопросы типа «Сколько в Германии поворотов» (ответ — «два: правый и левый»). Причем перед сдачей «идиотентеста» нужно еще пройти специальные курсы за 300–500 евро. А каждая попытка доказать, что ты не «верблюд», может стоить до 450 евро.

 

6.Задание:

Властно-управленческий характер деятельности государства предполагает определенные типы его целенаправленной активности: влияние, властвование, регулирование, управление, контроль, действие в форс-мажорных обстоятельствах. Однако, обладая способностью действовать в различных форматах и областях социальной жизни, государство не может не испытывать и не учитывать действия и мнения котрагентов.

 Контрагенты – это те, кто оказывает или может оказывать косвенно воздействие на принятие и реализацию государственных решений, каждый своими специфическими каналами воздействия.

Среди основных котрагентов государства можно выделить:

- международные структуры,

- гражданские структуры,

- корпорации/бизнес-структуры,

- экспертно-академическое сообщество.

Содержание задания: приведите примеры влияния вышеуказанных контрагентов или взаимодействия государства с контрагентами в процессе выработки государственных решений.

ОТВЕТ

Важно отметить, что каждый из этих контрагентов государства имеет свои каналы воздействия на процесс целеполагания, обладает специфическими способами взаимодействия с центрами подготовки и принятия решений.

Например, во многих странах более интенсивными и развитыми являются контакты властей с представителями групп интересов, чье мнение часто мало совпадает с мнением общественности, однако чаще всего становится основанием для принятия государственных решений. Таковы «субправительственные модели» ‑ замкнутые системы взаимной поддержки бизнеса, политиков и чиновников (например, в виде «железных треугольников» Т. Лоуи). Причем, помимо официальных контактов, схемы взаимоотношений групп интересов с госорганами предполагают и многие теневые этажи взаимодействий.

Система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов носит название лоббизм. В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Лоббизм столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.

Практика лоббирования, т.е. оказания влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов, в той или иной степени присуща любой политической системе. Однако характер её политического и институционального оформления зависит от характеристик этой политической системы – сложившейся политической культуры, развитости правовой системы, политических традиций, правил взаимоотношений государства и бизнеса, степени демократизации политического процесса.

Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.).

В США для наиболее эффективной реализации целей лоббизма существуют развитые структуры. Во-первых, практически все крупные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своём составе особые, подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен человек. Во-вторых, заинтересованные группы, особенно монополии, активно пользуются услугами наёмных лоббистов, в роли которых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные (профессионально-лоббистские) фирмы или их ведущие сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предпринимательских, профессиональных или общественных по членству и другим признакам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению.

Одним из легальных методов лоббистской деятельности является создание в крупных корпорациях специальных отделов по связям с органами государственной власти – так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.

Законодатели в Германии исходят из того, что лоббизм как система организованного оформления, выражения и представительства определенных интересов через правительственные институты, является неотъемлемым и важнейшим элементом жизни демократической страны между гражданским обществом и государством должен происходить непрерывный и свободный коммуникационный обмен. Без такого обмена большинство граждан страны могут оказаться в изоляции и отчуждении, лишиться возможности оказывать сколько-нибудь действенное влияние на процесс выработки и принятия властных решений, затрагивающих их жизненно важные интересы. В свою очередь органам государственной власти угрожала бы потеря обратной связи с обществом, утрата необходимой способности корректировать свою деятельность в соответствии с динамикой социальных потребностей.

В отличие от США в Германии нет единого федерального закона о лоббистской деятельности. Эту деятельность регулирует ряд правовых актов. В 1972 г. был принят закон, предусматривающий обязательную публикацию в специальном издании так называемого «лоббистского списка» – перечня организаций и их персональных представителей, желающих получить официальный доступ к парламенту и федеральному правительству. Наконец в соответствии с «кодексом поведения члена бундестага» каждый депутат обязан регистрировать в специальных документах данные о своем прежнем участии или сотрудничестве с союзами, а также своевременно заявлять обо всех нынешних соглашениях и контактах с союзами и фирмами.

Есть и другие подходы к упорядочиванию лоббизма. Так в Австрии, Франции, Голландии пошли по пути создания соответствующей структуры, специального института – «социально-экономического совета», который, имея весьма четкий юридический статус, исполняет роль своеобразного лоббистского парламента. Он может выступать и в качестве консультативного совещательного органа, а может и обладать правом решающего голоса в законотворческом процессе. Но и тут до эффективного урегулирования еще далеко, ибо остаются без ответа в частности следующие вопросы. Какие группы должны быть представлены в данном органе и, иметь право голоса? Каким образом учитывать изменение численности существующих в стране лоббистских групп?

В России лоббирование существовало еще в советский период. Оно характеризовалось отсутствием широкой социально-экономической базы процесса лоббирования интересов экономических и общественных групп; узким кругом участников процесса лоббирования, в основном в рамках номенклатуры; преимущественно производственно-отраслевым и территориальным характером; высокой идеологизацией; скрытым характером; осуществлением давления на власть в рамках официальных каналов. Со второй половины 70-х гг., в связи с активным разрастанием сфер теневой экономики, методы лоббирования стали приобретать криминальный характер. В современной России лоббизм значительно расширил сферу и методы своей деятельности, что делает необходимым принятие специального закона. В этом объективно заинтересован как бизнес, так и само общество. Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее и существующее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы, носящее «теневой» характер.

По мнению профессора С.П. Перегудова наличие контактов в Администрации Президента позволили в свое время ряду компаний, в частности «Сибнефти» и банковской группе МДМ осуществить вторжение в машиностроительную, металлургическую, энергетическую отрасли. За короткое время на базе банка МДМ, возглавляемого А. Мамутом, была создана мощная финансово-промышленная группа, которую можно включить в «большую десятку» интегрированных бизнес-групп.

В России лоббистские технологии не институализированы, а все нормы лоббистской деятельности – условны. Закон о лоббизме уже долгие годы не принимается. Вместе с тем, лоббизм, в случае превращения его в полноценный политический институт, представляющий не только мощные корпоративные структуры, но и интересы различных сегментов общества, может стать эффективным механизмом принятия государственных решений на основе согласования различных позиций и интересов.

Контакты государства с гражданскими структурами осуществляются на основе функционирования системы представительства, куда входят и электоральный механизм, и формы прямого представительства интересов населения. Причем коммуникации такого рода, как правило, поддерживаются властно-управленческими структурами по тем вопросам, которые либо вызывают острый интерес со стороны граждан, либо являются предпосылкой для оживления массового внимания к тем проблемам, которые являются значимыми с точки зрения власти и к чему она хотела бы привлечь внимание общества.

На Западе влияние общественности на целеполагание достаточно велико. Распространено создание нетрадиционных центров власти. ‑ системы совещательных органов, в которых общественность может представлять свои интересы и осуществлять общественный контроль. Так, комиссия по этическим аспектам энергетической политики ФРГ добилась того, что А.Меркель полностью отказалась от использования атомной энергии в ФГР.

А.Р.Степанян в статье «Репрезентация интересов в обороны принятии политических решений: плюралистический подход» тоже приводит примеры и анализирует ситуации мощного влияния общественности на процесс принятия политических решений на Западе. Так, в 2012 г. Министр обороны Швеции Стен Толгфорса подал в отставку под давлением шведских пацифистских организаций за проведение тайных переговоров с Саудовской Аравией по вопросам совместного построение военного завода.

Характеризуя формы взаимодействия власти с общественностью в России, нужно подчеркнуть, что она включается в процесс разработки целей время от времени, реагирует не на все, а на наиболее значимые управленческие проблемы и взаимодействует с государством непостоянно и в основном по поводу официальной повестки дня через публичное позиционирование своих оценок и настроений.

По мнению А.А.Соловьева достаточно ощутимыми являются и позиции экспертно-академического сообщества, которое нередко лидирует при диагностике сложных и нестандартных вопросов.

«Экспертные подразделения в Конгрессе США (Исследовательская служба Конгресса, Бюджетное управление, Управление по оценке технологий, Главное контрольно-финансовое управление) играют очень существенную роль при подготовке решений. Причем по узко специальным вопросам аналитические функции разделены с аппаратами комитетов Конгресса и Исследовательской службой, работники которой осуществляют комплексную проработку текущих и стратегических вопросов, анализ законопроектов, рекомендаций Президента, органов исполнительной власти и т.д. А Бюджетное управление при Президенте занимается по сути и публичной деятельностью, подготавливая документы для открытой печати, где дается анализ принимаемых решений с точки зрения различных кругов населения. Все это резко повышает авторитет работников этих служб при принятии решений».

 

Признание значимого влияния контрагентов показывает, что их позиции и интересы могут не только повлиять, но и в определенных условиях подменить общие коллективные цели и ориентиры деятельности государства. Так что, однозначная уверенность в том, что государство реализует общеколлективные интересы, является вполне распространенным заблуждением.

 

«Геополитика»

Кейс 1.

Национальная безопасность предполагает защиту каждым государством своих национальных интересов и соответственно территориальной ценности, сбережения народа и т.п.

Как объяснить, что, наибольшее число американских военных баз расположено в Кувейте, Саудовской Аравии, Бахрейне, Катаре, Омане, ОАЭ, Турции?

 

Присутствие военных баз США в таких странах, как СА, Катар, ОАЭ и Бахрейн, обучение местных армий и проведение совместных американо-арабских военных учений рассматривается как своего рода неоколониализм и механизм для дальнейшего укрепления господства США над нефтяными ресурсами региона. СА, безусловно, имеет наибольшее значения в плане удовлетворения интересов США на Ближнем Востоке, и Вашингтон уже давно поддерживает с Эр-Риядом сотрудничество в сфере безопасности. Американские военные инструктора тесно взаимодействуют с саудовскими вооруженными силами и превратились уже в интегральную часть министерства обороны и воздухоплавания СА.

 

Почему мощный пятый американский флот (которому приданы еще три атомных авианосца) несет вахту в районе территориальных вод этих стран, которые расположены за более чем 10 тысяч км от территории США и не могут им угрожать агрессией.

 

Кейс 2.

Сухопутные границы государств пролегают непосредственно по государственной территории. А что считается морскими и воздушными границами государства? В 90е годы XX века один бизнесмен из Одессы предлагал всем могущим заплатить 500 долларов беременным женщинам своеобразную услугу - роды на яхте, стоящей на рейде Одессы под американским флагом. Удивительно, но желающих было много. Объясните почему?

Ответ: Территориальные воды, также территориальное море — полоса моря (океана), прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть государственной территории.

Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами.

 

Кейс 3.

Нефть называют кровью современной экономики. Но парадокс состоит в том, что добывается нефть в одних районах, а большинство потребителей находятся в других. Поэтому транспортировка нефти играет очень большую роль в современной политике.

Задание:

Какие виды транспортировки нефти преобладают в мире, а какие в России? Какие это имеет последствия для взаимоотношений с соседними государствами?

                                 ОТВЕТ

Мировая практика транспортировки нефти и нефтепродуктов включает железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный виды транспорта.

В России существует четыре основных вида транспортировки: железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. Выбор в пользу той или иной формы зависит от того, насколько она сможет обеспечить регулярность, и от себестоимости, которая связана с расположением нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и другими факторами.

Например, все регионы страны охватывает сеть автомобильных дорог. Однако из-за ограничения грузоподъемности автомобилей у этой формы транспорта очень высокая себестоимость. Поэтому автомобильные перевозки используются лишь на короткие расстояния и преимущественно для нефтепродуктов.

Значительно ниже себестоимость водного транспорта, который делится на морские и речные перевозки. Однако и у него есть несколько важных ограничений. Во-первых, он доступен далеко не везде — многие месторождения и НПЗ расположены в глубине континента. Во-вторых, из-за сезонности и особенностей климатических условий навигация по некоторым маршрутам доступна лишь в летний период.

Этих недостатков лишены железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, использование которых доступно практически в любых погодных условиях и на любые расстояния. В железнодорожных перевозках применяются специальные цистерны. Состав из таких вагонов формирует наливной маршрут. Себестоимость перевозки вагонов обратно пропорциональна их количеству. Однако железнодорожный транспорт также имеет существенные недостатки. Ключевые из них — большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции путей, относительно высокие эксплуатационные расходы.

Единственный вид транспорта нефти, для которого характерны низкие операционные издержки — трубопроводный. Он может использоваться как для перекачки нефти (нефтепроводы), так и для перекачки различных нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы). Сейчас по трубопроводам проходит более 90% добываемой в стране нефти. Длина магистральных трубопроводов, находящихся под управлением ОАО «АК «Транснефть», превышает 70 тыс км.

В отдельных случаях нефтепродукты доставляют потребителям авиатранспортом, например, для срочной переброски горючего в небольших количествах или в малодоступные места, при невозможности использовать другие виды транспорта.

СМЕШАННЫЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ

Очень часто конечный потребитель расположен достаточно далеко от мест добычи и транспортировки. Как правило, в таких случаях не удается организовать «прямые поставки» и приходится передавать нефтяные грузы с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками.

Например, нефтепродукты с нефтеперерабатывающего завода могут перевозиться морем с помощью танкеров. Затем в устье реки их перекачивают в баржу, плывущую на головную станцию нефтепродуктопровода, по которому транспортируются на распределительные нефтебазы. Оттуда через железные дороги они будут распределены по мелким нефтебазам, которые с помощью бензовозов переправят их конечным потребителям. Чаще всего встречается сочетание трубопроводного с железнодорожным транспортом, на долю которых приходится более 80% перевозок.

Всем известно, что экспорт нефти из России осуществляется по трём основным направлениям.

• Европа. Туда нефть Россия экспортирует по нескольким маршрутам. Два из них, транзитные, уже упоминались — это направления через Белоруссию и Украину. Через морские порты: «Туапсе» и «Новороссийск» на Чёрном море и «Приморск» и «Усть-Луга» на Балтийском. Последнее направление на Усть-Лугу сейчас только осваивают, для этого строят Балтийскую трубопроводную систему II (БТС-2). Именно БТС-2 позволит обойти Украину и снизить нагрузку на белорусский участок.

• Азия. В этом направлении экспорт нефти осуществляется через Казахстан.

• И третье направление, которое на сегодняшний день является самым перспективным — восточное. Первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» позволяет экспортировать нефть в Китай, а также осуществлять поставки на рынки АТР.

Важно понимать, что государству невыгодно отказываться от экспорта нефти и продуктов из неё. Из основных нефтедобывающих районов (Западная Сибирь и Урало-Поволжский район) в западном направлении проложены нефтепроводы:

Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва с ответвлением Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;

Сургут — Пермь — Нижний Новгород — Полоцк;

экспортная нефтепроводная система «Дружба», состоящая из нескольких трубопроводов большого диаметра: Нижневартовск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест — Европа с ответвлениями Унеча —Полоцк — Вентспилс (крупнейший нефтеэкспортный порт бывшего СССР) и Мозырь — Ужгород — Восточная Европа.

На территории Белоруссии нефтепровод разделяется на две ветки — северную (Белоруссия, Польша, Германия, Латвия, Литва) мощностью 70 млн т и южную (Украина, Чехия, Словакия, Венгрия) мощностью 65 млн т.

В последние годы, в связи с развитием альтернативных маршрутов экспорта нефти через новые терминалы в Балтийском бассейне, объём перекачки нефти значительно снизился. В юго-западном направлении из Поволжья к крупным нефтеперерабатывающим заводам Украины и России, а также нефтеэкспортным портам на Чёрном море построены нефтепроводы Самара — Лисичанск — Кременчуг — Снигиревка — Николаев — Одесса с ответвлением от Снигиревки на Херсон, Самара — Волгоград — Тихорецк — Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном море).

В восточном направлении к Тихому океану действуют нефтепроводы Александровское — Анжеро-Судженск — Ачинск — Тайшет — Ангарск (крупный нефтехимический комбинат), продолженный в Китай от Тайшета до Сквородино (Амурская область), а в перспективе — до нефтеэкспортного терминала в Японском море в порту Козьмино. В южном направлении из Западной Сибири сооружён нефтепровод Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу.

К этим высокопроизводительным системам преобладающего широтного направления подключены нефтяные месторождения Республики Коми (нефтепровод Ухта — Ярославль), Северного Кавказа (Баку — Грозный — Тихорецк), Казахстана (Новый Узень — Гурьев — Самара и Гурьев — Орск — Уфа) и другие. На Дальнем Востоке проложен нефтепровод через Татарский пролив (Оха — Комсомольск-на-Амуре).

 

Кейс 4.  

Главными нефтяными регионами России являются:

A) Западная Сибирь. Волго-Уральский район. Северный Кавказ и Европейский Север.

Б) Татарстан, Башкирия, Дальний Восток, Северный Кавказ

В) Сибирь, Магаданский край, Урал, Чукотка

Г) Чукотка, Якутия, Северный Кавказ, Приволжский Федеральный Округ

Задание:

Какой регион в России добывает больше всех нефти и как она транспортируется до основных потребителей? Какие порты в России оборудованы для нефтеналивных судов?

Ответ:

1)Главные нефтяные районы - Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Северный Кавказ и европейский Север. Особенно перспективными районами являются континентальные шельфы на европейском Севере и Дальнем Востоке.

В настоящее время главным районом добычи нефти является Западная Сибирь. В 1970 г. здесь было добыто 31 млн т нефти, в 1980 г. - 312 млн т, а в настоящее время месторождения этого региона дают две трети добываемой в России нефти.

 Автомобильные перевозки

 Трубопроводная транспортировка

 Железнодорожные перевозки

 Водным транспортом

· 2) Варандейский терминал

· Комплекс «Пригородное»

· Приморск (порт)

· Спецморнефтепорт Козьмино

 

 

Кейс 5.

Газ - второй после нефти источник энергии и ценное сырье для химической промышленности. Логично предположить, что чем больше газа добывается и доставляется потребителем, тем лучше для всех.

Почему тогда строительство газопроводов «Набукко», «Северный поток», «Южный поток» вызывает такие дипломатические осложнения во взаимоотношениях стран-участников и стран транзитеров?

 В каких регионах строятся указанные газопроводы и какое они имеют геополитическое значение для России?

Ответ:

 

Набукко — нереализованный проект магистрального газопровода протяжённостью 3300 км из Ирана, а затем Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. Планировался под давлением США и имел целью не только создать альтернативный маршрут для поставок газа в Европу, обеспечив до 10% её потребностей, но и вывести из-под влияния России страны Средней Азии. Был отменён в связи с решением России и Турции строить газопровод «Южный поток».

«Северный поток» — магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. Является морской частью одной из веток системы газопроводов Ямал-Европа.

Газопровод протяжённостью 1224 км проходит от компрессорной станции у бухты Портовая близ Выборга, Ленинградская область до точки выхода рядом с АЭС Грайфсвальд, земля Мекленбург-Передняя Померания. Это самый протяжённый подводный газопровод в мире.

«Ю́жный пото́к» — нереализованный международный проект газопровода, который планировалось проложить по дну Чёрного моря из Анапского района в болгарский порт Варну, вместо которого в 2016 году пришел новый проект газопровода «Турецкий поток». Первоначально две ветки должны были пройти через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты так и не были утверждены. Строительство газопровода началось 7 декабря 2012 года и по плану должно было закончиться в 2015 году. Мощность «Южного потока» должна была составить 63 млрд кубометров газа в год. Оценочная стоимость проекта — 16 млрд евро. Предполагалось, что газопровод позволит диверсифицировать поставки российского природного газа в Европу и снизить зависимость поставщиков и покупателей от ненадёжных стран-транзитёров (в частности, от Украины).

Согласно первоначальным планам проекта, строительство газопровода «Южный поток» могло быть начато в ноябре 2010 года, однако в ходе дальнейших разработок проекта было объявлено, что начало строительства запланировано на 2013 год. В феврале 2012 года совету директоров оператора проекта «South Stream Transport AG» был представлен план, по которому реализация проекта должна была начаться 7 декабря 2012 года.

Первые поставки газа были запланированы на конец 2015 года. 17 апреля 2014 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой рекомендовал отказаться от строительства газопровода, однако, по словам Еврокомиссии, о заморозке строительства «Южного потока» речь не шла.

1 декабря 2014 года президент России Владимир Путин во время переговоров в Турции заявил, что Россия не может продолжать реализацию «Южного потока» из-за неконструктивной позиции Евросоюза и что подписан меморандум о строительстве газопровода такой же мощности в Турцию, а также расширении газопровода «Голубой поток».

 

Нефть и газ — важнейшие для мировой экономики полезные ископаемые, которые качают по трубам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что контроль над трубопроводами важен не только с экономической точки зрения: он имеет огромное значение с точки зрения политики и стратегии. Коротко говоря, контролировать трубопроводы означает обладать властью.

Это в особенности касается газопровода «Южный поток», от строительства которого отказалась Россия. В середине 2007 года Россия объявила о проекте «Южный поток», который был задуман в первую очередь как конкурент европейского газопровода Nabucco. По его трубам газ должен был идти по дну Каспийского моря из Центральной Азии через Турцию в Южную Европу и Австрию. Но Nabucco угрожал позиции России — самого важного поставщика газа в Европу. Европейцы могли бы покупать топливо непосредственно в Центральной Азии и импортировать его в обход России. С политической и экономической точки зрения это стало бы тяжелым ударом для влияния Москвы, потому что Россия заключила выгодную сделку с Центральной Азией. Москва закупает топливо у Казахстана, Туркменистана и Азербайджана, закачивает его в российские трубы и продает как российское топливо по более высокой цене Западной Европе.

Из-за угрозы со стороны Nabucco Кремль неожиданно заявил о планах строительства «Южного потока» — аналога «Северного потока», по трубам которого Германия через Балтику получает российский газ. Газ из Центральной Азии должен был поступать по трубам «Южного потока» по дну Черного моря в Южную Европу. Таким образом, в дальнейшем Москва могла бы контролировать газовый экспорт из данного региона в Европу. Различные геостратегические последствия работы обоих трубопроводов были очевидны: Nabucco мог уменьшить зависимость Европы от российских поставок газа, а «Южный поток» — усилить.

По этой причине США, например, все время так рьяно выступали за строительство газопровода Nabucco. Зато Европейская комиссия долгое время отказывалась называть Nabucco геополитическим проектом и, соответственно, в него инвестировать. Некоторое время бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер лоббировал консорциум Nabucco. Правда, без существенного успеха.

Было бы просто невозможно проложить оба газопровода. Прикаспийские страны не добывают достаточное количество газа для того, чтобы наполнить два больших газопровода и использовать его с экономической выгодой. Тем не менее, колоссальная экономическая неуверенность вокруг Nabucco, которая появилась одновременно с газопроводом «Южный поток», привела к тому, что европейский проект был приостановлен в 2013 году. Таким образом, «Южный поток» выполнил важную для России цель, даже если сейчас проект прекратил существование якобы из-за политического давления со стороны Еврокомиссии на страну-транзитера — Болгарию.

 

 

Кейс 6.

Размеры территории государства - важная геополитическая характеристика. В мире самыми большими по территории являются (выберите верный ответ):

А) Китай, Россия, США

Б) Канада, США, Россия

В) Россия, Китай, Канада

Г) Австралия, Канада, Россия

Д) США, Китай, Австралия

Е) Канада, Германия, Россия

Ж) Австралия, Канада США

Задание:

Что интегрирует даже самую большую и разнородную территорию?

Ответ: Например России можно сделать следующие выводы: территория нашей страны где можно встретить совершенно разные климатические, рельефные, природные места, такие как вечная мерзлота, зима 9 месяцев в году, степи, леса, морские порты, южные курорты, и даже субъекты, находящиеся уже в самой Европейской части континента, отделенной от территории нашей страны другим государством, но несмотря на всё это всё выше перечисленное объединяется в одной стране.

Почему, например, Германию называют более связанной территорией, чем Канаду?

ОТВЕТ: Германия граничит на севере с Данией, на востоке с Польшей и Чехией, на юге и юго-востоке с Австрией, на юге со Швейцарией, на юго-западе с Францией, на западе с Люксембургом и Бельгией, на северо-западе с Нидерландами. Омывается с севера Северным и Балтийским морями.

Канада — государство в Северной Америке, занимает второе место в мире по площади. Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами. Граничит с США на юге и на северо-западе, также имеет морские границы с Данией (Гренландия) на северо-востоке и с Францией (Сен-Пьер и Микелон) на востоке

Мне кажется Германию называю более связанной территорией потому что она граничит с наибольшими странами, чем Канада.

Кейс 7.

Столица государства может располагаться в разных частях его территории. Какое расположение столицы можно считать идеальным и почему?

A) локализация, приближенная к морским побережьям Б) локализация в центре страны

B) периферийная локализация по отношению к центру страны и морским берегам

ОТВЕТ: Центр государства лучше выбирать исходя из сухопутных границ. Географическая центральная точка России без учёта Арктического пространства находится примерно на пересечении 105о широты к востоку от Гринвича и 60о северной долготы, а с учётом Арктики – 64о Структуру территории государства и столицы логично сформировать по аналогии со схемой строения земного шара, а пропорции отношения меньшей части к большей взять оптимальные, то есть в соответствии с правилом золотого сечения. Тогда с учётом гармонической пропорции, географический центр находится примерно в пределах крайних точек на западе и востоке соответственно 85о и 125о широты к востоку от Гринвича, а на севере и юге – 65о и 55о северной долготы (с Арктикой – 70о и 58о). А центральная территория Российской Федерации располагается примерно в пределах на западе и востоке соответственно 52о и 158о восточной широты, а на севере и юге – 74о и 46о (или 80о и 48о) северной долготы.

 

Задание:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow