Уровни | Содержание уровней | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
Высокий | Нравственные качества сформировались | 3 детей или 19% | 12 детей или 58% |
Средний | По формированию нравственных качеств требуется дополнительная работа | 8 детей или 38% | 6 человек или 32% |
Низкий | Нравственные качества не проявлялись | 11 детей или 52% | 3 человека или 10% |
Наиболее четкая картина итогового сравнительного анализа представлена в диаграмме на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 Итоговый сравнительный анализ уровня сформированности нравственных качеств
Результаты диагностики на констатирующем эксперименте 19% детей имели высокий уровень, 38% детей средний уровень, 52% детей низкий уровень. Результаты диагностики на контрольном эксперименте 58% детей достигли высокого уровня, 32% детей среднего уровня, 10% детей остались на низком уровне
После проведенного исследования для детей с низким уровнем сформированности нравственных качеств безусловно будет разработана дополнительная программа по улучшению результатов.
|
|
Как показали результаты проведенного исследования после проведенной работы формирующего эксперимента у 58% детей соответственно стали больше проявляться такие нравственные качества: как доброта, скромность, готовность прийти на помощь, отзывчивость. В ходе игрового взаимодействия реже стали проявляться конфликты. Положительная динамика после проведенной нами работы показывает высокие результаты сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом мы пришли к выводу, что методы, использованные в работе по формированию нравственных качеств, неоспоримо оказались эффективными и повысили уровень сформированности нравственных качеств и гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании мы рассматривали следующие педагогические условия:
1. целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; 2. взаимодействие педагога с семьей воспитанника по проблеме нравственного воспитания ребенка;3. обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием. Данные проведенных нами исследований, таким образом безоговорочно подтверждают гипотезу о том, что сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста при педагогическом руководстве игрой, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой.
Заключение
В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что игра конечно же является важным средством нравственного воспитания для старших дошкольников.
|
|
Особое развитие в дошкольном возрасте уделяется ролевой игре, основанной на роли, выбранной ребенком, и действиях по реализации этой роли. В ролевой игре знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего значения. В игре ребенок активно изучает окружающую действительность и овладевает социальным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предыдущими поколениями.
Ролевая игра определяет наиболее важные изменения в психологических характеристиках личности ребенка. Моральное воспитание определяется тем, как дошкольник усваивает моральные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой степени ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры выявляет ее роль в усвоении нравственных отношений.
Моделируя человеческие отношения в игровой форме, возникает необходимость установить тесный контакт со сверстниками, в результате чего существует «Детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.
В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя полноценным членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Нравственное воспитание - сложный процесс, безусловно требующий постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.
Таким образом, ролевая игра для нравственного формирования личности дошкольника неоценима.
Основой нравственности непосредственно являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, забота. Гуманные качества представляют собой единство трех составляющих: представления о нормах человечности, гуманных чувств (сопереживания, сочувствия, помощи), соответствующих действий.
Опытно-экспериментальная работа включала: констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Результаты констатирующего этапа следовательно показали низкий уровень формирования нравственных качеств у дошкольников. Для повышения уровня моральных качеств на этапе обучения была разработана и создана серия ролевых игр, направленных на формирование моральных качеств и взаимоотношений людей.
Результаты контрольного эксперимента после серии ролевых игр соответственно показали положительную динамику в высоких результатах нравственного качества обучения у старших дошкольников.
В итоге игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность безусловно способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. В основе распределения испытуемых детей по 3 уровням были положены два показателя:
1) Умение замечать эмоциональное благополучие сверстника;
2) Желание и готовность прийти на помощь сверстнику.
Таким образом, безоговорочно неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
Нами были определены педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста:
- целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;
- взаимодействие педагога с семьей воспитанника;
- обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.
Результаты экспериментальной работы безусловно подтверждают гипотезу исследования о том, что ролевая игра станет эффективным средством нравственного воспитания старших дошкольников с педагогическим ходом игры, направленной на обогащение ее содержания непосредственно нравственным мотивом.