1. Понятие конфликта. Виды конфликтов, Структура конфликта.
2. Технологии регулирования конфликтов.
3. Этапы управления конфликтом.
4. Методы управления конфликтами.
5. Стратегии поведения в конфликте.
6. Функции управления конфликтом, стадии протекания конфликта.
7. Влияние на выбор стратегии поведения в конфликте личностных качеств участника.
8. Методы саморегуляции.
Средство контроля.
Кейс-задача. Конфликты и способы их разрешения
Представьте себе обычный рабочий день в банке. Последний день приема коммунальных платежей без начисления пеней. Работают три кассира. К каждому окну стоит огромная очередь. В атмосфере царит напряженность: все явно утомлены. С разных сторон время от времени доносятся недовольные реплики в адрес работников банка. Неожиданно для очереди и к ее неудовольствию один из кассиров – молоденькая девушка с приятной внешностью – объявляет о временном непродолжительном перерыве в работе для сдачи излишков наличных денег в кассе (она действует по инструкции). Второй кассир. Женщина 35 лет, в присутствии клиентов начинает критиковать действия своего коллеги, что подогревает назревший конфликт. Необоснованная критика вызывает у первого кассира возмущение, обиду и непонимание, так как она действует в соответствии с установленным порядком, который обеспечивает безопасность работников банка и клиентов. Желая погасить конфликт, молодая девушка возвращается к клиентам и молча, затаив обиду и потеряв трудовой настрой, продолжает работать.
|
|
Вопросы:
1. Кто разжег конфликт?
2. Насколько обоснованы действия молодого кассира?
3. Насколько объективна критика ее старшего коллеги?
4. Как оценить правильность действий каждого из работников?
5. Что можно посоветовать в данной ситуации?
Вопросы для самоконтроля:
1. Предмет психологии конфликта.
2. Методы диагностики конфликтов различных уровней.
3. Основные функции конфликтов.
4. В чем состоит актуальность изучения конфликтов?
5. Типологии конфликтов по составу участников, по сферам проявления, по степени длительности и напряженности.
6. Конфликты в управленческой деятельности.
7. Определение типа конфликта, в котором вам приходилось участвовать или который вы знаете, с точки зрения какой-либо типологической схемы.
8. С чем связаны объективные факторы возникновения конфликтов?
9. Назовите социально-психологические причины конфликтов.
10. В чем заключаются причины конфликтов с точки зрения личностно
11. ориентированного подхода?
12. Возникновение конфликта и его механизмы.
13. Факторы, стимулирующие и нейтрализующие развертывание конфликта.
|
|
14. Развитие конфликта (предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, завершение).
15. Фазы конфликта (начальная фаза, фаза подъема, пик, фаза спада).
Занятие 7. Стресс в деятельности специалиста
Цель: познакомиться с понятием стресс, механизмами и закономерностями различных видов стрессов.
Форма проведения: тематическая дискуссия, анализ модельных конфликтных ситуаций, доклады.
Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие от традиционных взглядов на защитные реакции организма.
2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно теории Ганса Селье.
3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма человека к факторам среды обитания.
4. Основные отличия биологического и психологического стресса.
5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического стресса.
6. Общие закономерности профессиональных стрессов.
Средства контроля.
Кейс-задача. Стресс в деятельности специалиста
На основании изученного материала, определить 3 – 5 ситуаций и факторов, вызывающих стресс и разработать программу борьбы со стрессом в организации для предложенных профессий. Полученные результаты оформить в виде таблицы.
Профессия | Стрессовая Ситуация | Стрессоры (факторы стресса) | Программа борьбы со стрессом |
Водитель общественного транспорта | |||
Врач – терапевт | |||
Врач - хирург | |||
Управляющий отделом инвестиций банка | |||
Руководитель отдела маркетинга крупного торгового предприятия | |||
Преподаватель вуза |
Кейс-задача
1. Из предлагаемых ниже выберите стрессоры, которые явно довлеют над вами:
• напряженность учебы;
• нехватка времени;
• неблагоприятные гигиенические факторы;
• монотонность учебного процесса;
• неудовлетворенность результатами учебы;
• неблагоприятные ситуации в учебной группе;
• трудности во взаимоотношениях со студентами в группе;
• конфликты с преподавателями;
• неблагоприятная атмосфера в семье;
• неприятности с родственниками;
• раздвоенность между работой и учебой;
• тревога о будущем трудоустройстве;
• волнение в связи с предстоящей сессией;
• неудовлетворенность выбранной специальностью;
• отсутствие увлеченностью учебой;
• отсутствие романтического увлечения; любовные переживания;
• финансовая зависимость от родителей;
• тревога по поводу принятого решения; бесхарактерность;
• плохое самочувствие.
2. Разделите выбранные стрессоры на три группы:
а) те, что можете устранить сами;
б) те, что вы можете ослабить;
в) те, что находятся вне вашей воли.
Подумайте, как можно устранить стрессоры первой группы, ослабить стрессоры второй группы. Как следует поступить со стрессорами третьей группы? Отрывайтесь от стрессогенной обстановки.