Вопросы для обсуждения

1. Понятие конфликта. Виды конфликтов, Структура конфликта.

2. Технологии регулирования конфликтов.

3. Этапы управления конфликтом.

4. Методы управления конфликтами.

5. Стратегии поведения в конфликте.

6. Функции управления конфликтом, стадии протекания конфликта.

7. Влияние на выбор стратегии поведения в конфликте личностных качеств участника.

8. Методы саморегуляции.

Средство контроля.

Кейс-задача. Конфликты и способы их разрешения

Представьте себе обычный рабочий день в банке. Последний день приема коммунальных платежей без начисления пеней. Работают три кассира. К каждому окну стоит огромная очередь. В атмосфере царит напряженность: все явно утомлены. С разных сторон время от времени доносятся недовольные реплики в адрес работников банка. Неожиданно для очереди и к ее неудовольствию один из кассиров – молоденькая девушка с приятной внешностью – объявляет о временном непродолжительном перерыве в работе для сдачи излишков наличных денег в кассе (она действует по инструкции). Второй кассир. Женщина 35 лет, в присутствии клиентов начинает критиковать действия своего коллеги, что подогревает назревший конфликт. Необоснованная критика вызывает у первого кассира возмущение, обиду и непонимание, так как она действует в соответствии с установленным порядком, который обеспечивает безопасность работников банка и клиентов. Желая погасить конфликт, молодая девушка возвращается к клиентам и молча, затаив обиду и потеряв трудовой настрой, продолжает работать. 

Вопросы:  

1. Кто разжег конфликт? 

2. Насколько обоснованы действия молодого кассира? 

3. Насколько объективна критика ее старшего коллеги?

 4. Как оценить правильность действий каждого из работников? 

5. Что можно посоветовать в данной ситуации? 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Предмет психологии конфликта.

2. Методы диагностики конфликтов различных уровней.

3. Основные функции конфликтов.

4. В чем состоит актуальность изучения конфликтов?

5. Типологии конфликтов по составу участников, по сферам проявления, по степени длительности и напряженности.

6. Конфликты в управленческой деятельности.

7. Определение типа конфликта, в котором вам приходилось участвовать или который вы знаете, с точки зрения какой-либо типологической схемы.

8. С чем связаны объективные факторы возникновения конфликтов?

9. Назовите социально-психологические причины конфликтов.

10. В чем заключаются причины конфликтов с точки зрения личностно

11. ориентированного подхода?

12. Возникновение конфликта и его механизмы.

13. Факторы, стимулирующие и нейтрализующие развертывание конфликта.

14. Развитие конфликта (предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, завершение).

15. Фазы конфликта (начальная фаза, фаза подъема, пик, фаза спада).

 

Занятие 7. Стресс в деятельности специалиста

Цель: познакомиться с понятием стресс, механизмами и закономерностями различных видов стрессов.

Форма проведения: тематическая дискуссия, анализ модельных конфликтных ситуаций, доклады.

Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие от традиционных взглядов на защитные реакции организма.

2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно теории Ганса Селье.

3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма человека к факторам среды обитания.

4. Основные отличия биологического и психологического стресса.

5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического стресса.

6. Общие закономерности профессиональных стрессов.

Средства контроля.

 Кейс-задача. Стресс в деятельности специалиста

На основании изученного материала, определить 3 – 5 ситуаций и факторов, вызывающих стресс и разработать программу борьбы со стрессом в организации для предложенных профессий. Полученные результаты оформить в виде таблицы. 

 

Профессия Стрессовая Ситуация    Стрессоры (факторы стресса)    Программа борьбы со стрессом   
Водитель общественного транспорта         
Врач – терапевт          
Врач - хирург          
Управляющий отделом инвестиций банка          
Руководитель отдела маркетинга крупного торгового предприятия          
Преподаватель вуза            

 

Кейс-задача

1. Из предлагаемых ниже выберите стрессоры, которые явно довлеют над вами: 

• напряженность учебы; 

• нехватка времени; 

• неблагоприятные гигиенические факторы; 

• монотонность учебного процесса; 

• неудовлетворенность результатами учебы; 

• неблагоприятные ситуации в учебной группе; 

• трудности во взаимоотношениях со студентами в группе; 

• конфликты с преподавателями; 

• неблагоприятная атмосфера в семье; 

• неприятности с родственниками; 

• раздвоенность между работой и учебой; 

• тревога о будущем трудоустройстве;

 • волнение в связи с предстоящей сессией; 

• неудовлетворенность выбранной специальностью; 

• отсутствие увлеченностью учебой; 

• отсутствие романтического увлечения; любовные переживания;

 • финансовая зависимость от родителей; 

• тревога по поводу принятого решения; бесхарактерность; 

• плохое самочувствие.

 2. Разделите выбранные стрессоры на три группы: 

а) те, что можете устранить сами; 

б) те, что вы можете ослабить; 

в) те, что находятся вне вашей воли.

 Подумайте, как можно устранить стрессоры первой группы, ослабить стрессоры второй группы. Как следует поступить со стрессорами третьей группы? Отрывайтесь от стрессогенной обстановки.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: