Инструкция и/или методические рекомендации по выполнению

Кейс-задача это пакет заданий, индивидуальных или групповых, которые очерчивают реальную проблему, не имеющую единственного и очевидного решения. Кейсы могут быть как профессиональные, так и общекультурные, психологические.

Для поисков оригинального выхода студент должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов.

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:

1) индивидуальная самостоятельная работа студентов с материалами кейса (идентификация проблемы, формулировка ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и проверка результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации, а также аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные умения.

Под кейс-методом в цитируемой работе понимается активный метод обучения, основанный на организации преподавателем в группе студентов обсуждения задания, представляющего собой описание конкретной ситуации с явной или скрытой проблемой. Источником кейсов, по А. М. Деркачу, могут являться ситуации, описанные в специальной литературе, разборы неисправностей и методов их устранения, публикующиеся в профессиональных изданиях и др.

Использование кейс-метода ставит целью включение в учебный процесс элементов профессиональной деятельности, обеспечивать переход от учебных ситуаций к профессиональным.

Для достижения целей предметного обучения в системах общего, начального и среднего профессионального образования наиболее пригодны мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения. Общие требования к кейсам, используемым в обучении, заключаются в:

1. Правдоподобности описания ситуации;

2. Полноте фактов, достаточной для понимания ситуации;

3. Минимальности описания ситуации, отсутствии избыточных сведений и подсказок.

Инструкция по выполнению кейс-заданий: Проанализируйте предложенные проблемные ситуации в соответствии с планом:

1. Предварительное описание проблемной ситуации;

2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;

3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;

4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);

5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;

6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;

7. Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3

8. Рефлексия.

 

Критерии оценки:

5 баллов выставляется студенту, при условии выполнения вышеназванных требований в полном объеме.

4 балла выставляется студенту, при условии правильного определения причин возникновения проблемы, описанной в сценарии деловой игры, выполнения требований обоснованности и реализуемости предлагаемых решений, но недостаточно четко и последовательно аргументированных.

3 балла выставляется студенту, при попытке определении возможных причин возникновения проблемы, описанной в кейсе, представления характеристик участников проблемы и предложении варианта ее решения.

0 баллов выставляется студенту в случае неверного определения причин возникновения проблемы, описанной в кейсе, отсутствии вариантов ее решения, и в целом не выполнения требований, согласно критериям оценки результатов проведения кейсе.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое стресс?

2. В чем состояла основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды?

3. Перечислите основные отличия психологического стресса от стрес­са биологического.

4. В каких случаях начальный стресс может принимать форму дист­ресса?

5. Какова роль мотивации человека в развитии стресса?

6. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?

7. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.

8. Опишите основные стадии развития стресса, согласно концепции Ганса Селье.

9. От каких трех факторов больше всего зависит характер влияния стресса на человека?

10. Перечислите субъективные причины возникновения стресса.

11. Перечислите возможные неадекватные установки и убеждения личности, которые могут приводить к стрессам.

12. Перечислите четыре основные группы объективных причин возникновения стресса.

13. Перечислите стрессы, вызываемые постоянными условиями жизни и работы.

14. Перечислите стрессы, вызываемые межличностными отношениями. Дайте обоснование утверждению «Помехоустойчивость, как фактор надежности».

15. Дайте понятие информационного стресса.

16. Назовите главные причины информационного стресса.

17. Влияние стресса на профессиональную надежность.

 

 

Занятие 8. Профессиональное выгорание и его профилактика

Цель: освоить научные знания о профессиональном выгорании и его профилактике.

Форма проведения: тематическая дискуссия, освоение методических разработок, доклад.

Методический инструментарий: тест описания поведения Томаса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: