Одно из направлений Вашей работы в период практики – изучение индивидуальных особенностей одного из учеников. Выбирая кандидатуру, опирайтесь на свои впечатления от первых посещенных уроков, а также посоветуйтесь с классным руководителем.
1. Из классного журнала выпишите общие сведения об учащемся:
Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________________________________
Состав семьи, социальное положение членов семьи ______________________________________________________
Успеваемость ______________________________________________________________________________________
2. Из беседы с классным руководителем выясните:
Условия семейного воспитания: кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние (положительное или отрицательное), взаимоотношения с членами семьи ____________________________________________________________
Учебные интересы (математика и т. п.) _______________________________________________________________
Внеучебные интересы (кружок, спортивная секция, музыкальная школа и т.п.) ______________________________
Выполняемое общественное поручение ________________________________________________________________
|
|
В дальнейшем, при посещении уроков, проводите наблюдения за этим учеником, за проявлением общих качеств его личности (отметьте знаком «+»):
№ | Качества | Качество выражено ярко | Качество выражено | Качество выражено слабо |
1 | Общительность | |||
2 | Инициативность | |||
3 | Активность | |||
4 | Находчивость | |||
5 | Наблюдательность | |||
6 | Работоспособность | |||
7 | Настойчивость | |||
8 | Организованность | |||
9 | Самостоятельность | |||
10 | Самообладание |
Выводы: _____________________________________________________________________________________________
3. Индивидуальная беседа с изучаемым Вами учеником.
Вы продолжаете изучать индивидуальные особенности выбранного Вами ученика. Теперь Вы должны изучить его отношение к учению и к учебным предметам.
Предложите ученику в указанной ниже таблице подчеркнуть доводы, характеризующие его отношение к Вашему предмету. При желании он может дописать недостающие причины.
№ | Люблю предмет, потому что: | Не люблю предмет, потому что: |
1 | данный предмет интересен | данный предмет неинтересен |
2 | нравится, как преподает учитель | не нравится, как преподает учитель |
3 | его нужно знать всем | его не нужно знать всем |
4 | он нужен для будущей работы | он не нужен для будущей работы |
5 | он легко усваивается | он трудно усваивается |
6 | он заставляет думать | он не заставляет думать |
7 | он считается выгодным | он считается невыгодным |
8 | он требует наблюдательности, сообразительности | он не требует наблюдательности, сообразительности |
9 | он требует терпения | он не требует терпения |
10 | он занимательный | он не занимательный |
11 | одноклассники интересуются им | одноклассники не интересуются им |
12 | интересны отдельные факты | интересны только отдельные факты |
13 | родители считают его важным | родители не считают его важным |
14 | у меня хорошие отношения с учителем | у меня плохие отношения с учителем |
15 | учитель часто хвалит | учитель редко хвалит |
16 | учитель интересно объясняет | учитель неинтересно объясняет |
17 | получаю удовольствие при его изучении | не получаю удовольствие при его изучении |
18 | знания по предмету необходимы для поступления в ВУЗ | знания по предмету играют несущественную роль при поступлении в ВУЗ |
19 | он способствует развитию общей культуры | он не способствует развитию общей культуры |
20 | он влияет на изменение знаний об окружающем мире | он не влияет на изменение знаний об окружающем мире |
21 | просто интересно | просто неинтересно |
Выводы: _____________________________________________________________________________________________
|
|
______________________________________________________________________________________________________
4. Выявление индивидуальных особенностей характера учащихся.
Проведите исследования по выявлению черт характера путем анализа и обобщения характеристик, данных самим экспериментатором (студентом), классным руководителем и самим учащимся (самооценка черт характера). В таблице приводится перечень черт характера разной модальности и степеней их выраженности (в 1-ю колонку вносятся данные классного руководителя; во 2-ю – учащегося; в 3-ю – студента) (Знак «+» ставится в соответствующей колонке).
Черты характера | Степень выраженности | ||||||||
часто | иногда | никогда | |||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
1. Моральные: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, доброта, честность. 2. Волевые: выдержка, самообладание, решительность, смелость, настойчивость, упорство, организованность, дисциплинированность. 3. Эмоциональные: вспыльчивость, тревожность, чувствительность (ранимость), уравновешенность, впечатлительность. 4. Интеллектуальные: сообразительность и находчивость, наблюдательность, вдумчивость, любознательность, эрудированность. 5. Черты, проявляющиеся в общении: общительность, тактичность, отзывчивость, непринужденность, доверчивость. |