В результате функционирования СЭМ уже на начальном этапе возникают внутренние (между подразделениями) и внешние (с надзорными и контролирующими органами, общественностью, потребителями,
поставщиками) связи. Обмен информацией должен быть предусмотрен во всех процедурах взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами: выбор поставщиков; выбор подрядчиков; разработка продукции, её оформление и упаковка, доставка. Экологические требования к партнерам прописываются в договорах.
К информационным методам относятся:
- экологический мониторинг (ЭМ);
- экологическое образования (просвещение);
- экологическая реклама и пропаганда.
Экологический мониторинг - это система комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
На предприятиях чаще всего проводятся два вида экологического мониторинга: регулярный мониторинг (или производственный
|
|
экологический контроль) и измерение характеристик экологической эффективности, установленных для плановых экологических показателей (это и есть собственно экологический мониторинг). К информационным относится второй вид ЭМ.
Планы измерений экологической эффективности составляются на основе перечней целевых и плановых экологических показателей. В планах указывают контрольные точки регистрации каждой характеристики экологической эффективности или рабочих критериев (параметров), которые используются для их расчета.
Различают два уровня экологического образования:
- общее (дошкольное, школьное, общевузовское);
- специальное (вузовское, дополнительное профессиональное).
Общее экологическое образование направлено на формирование общей экологической культуры и грамотности населения и работников предприятий.
Специальное экологическое образование является основным инструментом для формирования квалифицированного кадрового состава предприятия.
К дополнительному профессиональному образованию относятся повышение квалификации и профессиональная подготовка с получением диплома на право ведения нового вида деятельности.
Законодательно закреплено, что руководство и ответственные должностные лица на предприятии должны периодически подтверждать свою квалификацию в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. На сегодняшний день установлена периодичность повышения квалификации - один раз в пять лет.
|
|
Экологическая реклама и пропаганда осуществляются путем распространения информации о предприятии, его экологической политике, целях и задачах, природоохранных акциях и их результативности среди заинтересованных сторон, например, через средства массовой информации, интернет-ресурсы, информационные стенды, семинары и тренинги, экскурсии, экологическую маркировку на продукции и др. Экологические требования к партнерам прописываются в договорах.
Основными целями при использовании этого информационного метода являются создание положительного имиджа предприятия у заинтересованных сторон; создание условий для привлечения инвестиций и обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции.