Индивидуальность и утрата целостности

Пока человек может успешно развиваться, он остаётся «инди­видуумом». Он представляет собой нечто неделимое, стремящееся к расширению и совершенствованию своей формы, но желающее сохра­нить свою целостность. Только в результате такого опыта, который на­столько силён, что человеку ради выживания приходится отказаться от целостности, тело и психика вынужденно расщепляются. Утрачивается единство тела и психики, человеческого Я, желаний, восприятия, ощу­щений, мышления и действий. И в конце концов, возникает ложное впе­чатление, будто существует тело без «духа» и «дух» без тела.

Тот факт, что отдельные компоненты как внутри тела, так и вну­три психики могут выпадать из системы, не приводя к её краху, может использоваться в качестве экстренной помощи в случае травматиче­ской реакции на экстремальную ситуацию:

• Когда снабжение питанием или кислородом, а также терморе­гуляция не могут обеспечить весь организм, они могут скон­центрироваться на жизненно важных органах (сердце, мозг).

• Когда дыхание затруднено, оно может быть сведено к мини­муму.

• Когда движения человека могут иметь смертельные последст­вия, они могут быть «заморожены».

• Когда восприятие того, что происходит в данный момент, стано­вится невыносимым, то при необходимости некоторые органы чувств становятся менее активными или совсем отключаются.             |

• Если у нас нет свободы в принятии решений, мы можем пере­ключиться на механистичное функционирование.

• Если человек не справляется с потоком собственных эмоций, эти эмоции могут подавляться, заглушаться или переключать­ся.

• Когда собственные мысли невыносимы, их можно преобра­зовывать и менять до тех пор, пока они не покажутся снова приемлемыми.

• Когда воспоминания слишком мучительны, их можно вытес­нить, забыть или перекрыть приукрашенными образами.

• Когда собственные желания не имеют значения, можно пере­нять чужие и воспринимать их как свои.

• Если наша личность совсем потеряла значение, если личные потребности и ценности ничего больше не значат, то мы, люди, прежде чем подниматься на безнадёжное восстание, можем начать считать «Я» другого человека своим. В таком случае мы сможет функционировать в самых невыносимых условиях. В условиях диктатуры подавляемым людям всегда остаётся возможность самоидентификации со «своим» диктатором.

Психотравма и расщепление

Психотравма — такое событие, с которым человек не может справиться силами своей психики. Даже эффективные в большинстве случаев стрессовые реакции, направленные на защиту от угрозы, в слу­чае травматической ситуации сами становятся опасными. Их приходит­ся подавлять, чтобы не спровоцировать агрессора или защитить себя от «перегрева». В ходе стрессовой реакции тело включает все резервы, а травматический экстренный механизм обеспечивает со своей стороны максимальное торможение. Образно говоря, одна нога у нас давит на газ, а другая на тормоз. Радикальным решением этой дилеммы стано­вится отказ от целостности тела и психики. Целостность распадается, фрагментируется и поддерживается «на плаву» благодаря процессам расщепления.

Распад целостности человеческого тела и человеческой психики в результате травмирующего опыта я схематично обобщу в виде следу­ющей модели (рис. 1):


Здоровые части психики

Человеческая психика по своей природе является здоровой. Только в результате непереносимого опыта она вынужденно пере­ключается на чрезвычайные программы, которые делают возможным дальнейшее существование. Образно говоря, если по человеческому организму ударяет молния, он неизбежно расщепляется.

Несмотря на травматизацию, после неё сохраняется область здоровых телесных реакций и здоровых психических структур. Они по-прежнему способны адекватно реагировать на реальность, видеть её во всей её многослойности. Здоровые части психики по-прежнему интересуются реальностью — такой, какая она есть. Они могут выра­жать чувства в зависимости от стимула. Они помогают устанавливать межчеловеческие связи и вступать в близкие отношения, а также вы­ходить из них, если деструктивные паттерны в отношениях начинают преобладать над конструктивными. Здоровые части делают возмож­ным реализацию сексуальных желаний ответственным способом. Они позволяют критически взглянуть на свои дела. В трудные времена они дают надежду на адекватное решение насущных проблем. Они способ­ны настойчиво стремиться к цели — выходу из расщепления.

Травмированные части психики

Вторую психическую структуру, возникающую в результате уда­ра «травмирующей молнии», я называю травмированными частями. На телесном уровне это разные виды жгучей, колющей, невыносимой боли, неконтролируемые паттерны дыхания, пищеварения и движе­ния, спазмы в мышцах, «замороженность» тела. На эмоциональном уровне это неадекватный страх смерти и одиночества, неконтролиру­емый гнев, невыносимая и непрекращающаяся боль от утрат и рас­ставаний, возникшие во время травмирующей ситуации. Это невыно­симые ощущения отвращения, стыда и вины.

Травмированные части продолжают жить, чувствовать и думать так же, как в ситуации травмы. Они застывают в том моменте, когда произошли травмирующие события. В результате действия определён­ных триггеров легко могут активироваться образы, эмоции и мысли, относящиеся к той самой ситуации. Они переполняют человека и сно­ва запускают изначальные экстренные реакции. Например, внезапно, словно из ниоткуда могут появиться сильные боли, возникнуть воспале­ния, высыпания на коже.

Стратегии выживания

Третью структуру на рис. 1 я называю выживающими частями. В травмирующей ситуации они должны помочь избежать худшего, то есть психической смерти и психического распада. Они служат для того, что­


бы пережить ситуацию травмы, в которой произошло расщепление. Они блокируют деятельность травмированных частей, отщепляя их, блоки­руя эмоции, удаляя от «Я» и изгоняя из сознания. Дальнейшее функци­онирование организма обеспечивается тем, что те части тела, которые особенно вовлечены в травматичный опыт, остаются либо в бесчув­ственном состоянии, либо в состоянии сниженного кровотока, либо в напряжённом и застывшем состоянии. Механизмы выживания локали­зуют травматические ощущения в определённых местах тела. Выжива­ющие части активно работают над тем, чтобы удалить весь травматич­ный опыт из сознания человека — как будто его и не было. Они таскают с собой травмированное тело или его части, как тяжкий груз, и не видят этому никакой альтернативы. Выживающие части вырабатывают в этой связи различные стратегии:

• избегают воспоминаний об изначальной травмирующей ситуации;

• убеждают себя в том, что всё было и есть не так уж плохо;

• создают новую реальность, например, мир, полный загадоч­ных «линий судьбы» и «болезней», в котором не существует травмы, ставшей причиной проблем;

• контролируют не только себя, но и всех остальных людей в своём окружении, чтобы они не напомнили им о травме;

• одурманивают себя алкоголем и наркотиками или пользуются соответствующими лекарствами: успокоительными, снотвор­ными, болеутоляющими;

• отвлекают себя разнообразными делами, слишком много ра­ботают;

• изобретают всё новые и новые стратегии, если старых оказы­вается недостаточно, чтобы отразить внутреннюю атаку трав­мированных частей;

• очень благодарны другим людям, которые поддерживают их в усилиях по вытеснению травмы из памяти и показывают им пути, как можно продержаться без анализа своей травмы. Они тратят на это много времени, сил и денег;

• носят своё тело к врачам и целителям, как будто тело — это не они сами, а какая-то мешающая вещь, и пусть о ней поза­ботится кто-то другой;

без особых эмоций воспринимают операции с удалением ча­стей своего тела;

• идут на мучительные медицинские процедуры в надежде, что их тело наконец-то оставит их в покое — тело, которое воспалениями и болями сигнализирует о том, что что-то не в порядке.

Для того чтобы пережить травму, человеческая психика исполь­зует способность порождать собственную жизнь, отдельную от реально­сти. Важный аспект стратегий выживания состоит в том, что при этом исчезает собственное здоровое Я. Это компенсируется конструкцией суррогатного Я, которое в какой-то момент начинает считать себя под­линным Я. Это может быть роль, в которую человек сбегает (например, роль матери или профессионала), или идентификация с религией, на­циональностью или страной. «Мы» становится важнее, чем собствен­ное Я. Если окружающие высказывают сомнения в адекватности этих суррогатных форм Я, это часто вызывает сильную агрессию. Полные ненависти комментарии в интернете, в соцсетях показывают, сколько людей в мире травмированы, сколько людей не могут справиться со своими экзистенциальными страхами иначе, как с помощью агрессии.

Травматичный опыт влияет и на Я, и на желания человека. Мы имеем дело с явным признаком стратегий выживания, когда человек проявляет изрядную силу воли и пытается:

• героически переносить что-то невыносимое;

• закрывать глаза на вещи, на которые нужно посмотреть;

• непрерывно говорить и что-то делать, чтобы отвлечься;

• оказывать другим непрошеную помощь;

• оголтело бороться с чем-то;

• пытаться насилием добиться чего-то невозможного.

К числу стратегий выживания относятся такие желания, как:

• полностью капитулировать;

• подчиниться авторитетам и беспрекословно выполнять приказы;

• вообще исчезнуть.

Многие люди выросли в семьях, где их желания подавили. Или они провели детство и юность при авторитарных режимах и диктатурах, когда было опасно высказывать своё мнение, не говоря уже о проявле­нии своих желаний. Или они долгое время жили в парных отношениях, в которых были полностью подчинены желаниям партнёра. Всем этим людям нужно заново учиться тому, что проявления собственных жела­ний не опасны и не повлекут за собой наказаний в виде отторжения, критики, порицания или насилия. Это предполагает, что человек может покинуть отношения, семью или социальную систему, которые подавля­ют его желания.

Поскольку, как мы знаем, стратегии выживания не способны рефлексировать и опознавать себя, может получить­ся так, что в некоем «Мы» будут считаться здоровыми такие взгляды и такое поведение, которые на самом деле чрезвычайно вредны для всех участников. В качестве примера приведём слишком большое чис­ло родов с помощью кесарева сечения во многих странах мира; такие роды травмируют и матерей, и детей и приводят к расщеплению психи­ки. Победы президентов-деспотов на выборах также доказывают, что большинство избирателей зачастую не видят истинного положения дел. Вслед за желаниями своей выживающей части они добровольно стано­вятся жертвами таких деятелей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: