Пока человек может успешно развиваться, он остаётся «индивидуумом». Он представляет собой нечто неделимое, стремящееся к расширению и совершенствованию своей формы, но желающее сохранить свою целостность. Только в результате такого опыта, который настолько силён, что человеку ради выживания приходится отказаться от целостности, тело и психика вынужденно расщепляются. Утрачивается единство тела и психики, человеческого Я, желаний, восприятия, ощущений, мышления и действий. И в конце концов, возникает ложное впечатление, будто существует тело без «духа» и «дух» без тела.
Тот факт, что отдельные компоненты как внутри тела, так и внутри психики могут выпадать из системы, не приводя к её краху, может использоваться в качестве экстренной помощи в случае травматической реакции на экстремальную ситуацию:
• Когда снабжение питанием или кислородом, а также терморегуляция не могут обеспечить весь организм, они могут сконцентрироваться на жизненно важных органах (сердце, мозг).
|
|
• Когда дыхание затруднено, оно может быть сведено к минимуму.
• Когда движения человека могут иметь смертельные последствия, они могут быть «заморожены».
• Когда восприятие того, что происходит в данный момент, становится невыносимым, то при необходимости некоторые органы чувств становятся менее активными или совсем отключаются. |
• Если у нас нет свободы в принятии решений, мы можем переключиться на механистичное функционирование.
• Если человек не справляется с потоком собственных эмоций, эти эмоции могут подавляться, заглушаться или переключаться.
• Когда собственные мысли невыносимы, их можно преобразовывать и менять до тех пор, пока они не покажутся снова приемлемыми.
• Когда воспоминания слишком мучительны, их можно вытеснить, забыть или перекрыть приукрашенными образами.
• Когда собственные желания не имеют значения, можно перенять чужие и воспринимать их как свои.
• Если наша личность совсем потеряла значение, если личные потребности и ценности ничего больше не значат, то мы, люди, прежде чем подниматься на безнадёжное восстание, можем начать считать «Я» другого человека своим. В таком случае мы сможет функционировать в самых невыносимых условиях. В условиях диктатуры подавляемым людям всегда остаётся возможность самоидентификации со «своим» диктатором.
Психотравма и расщепление
Психотравма — такое событие, с которым человек не может справиться силами своей психики. Даже эффективные в большинстве случаев стрессовые реакции, направленные на защиту от угрозы, в случае травматической ситуации сами становятся опасными. Их приходится подавлять, чтобы не спровоцировать агрессора или защитить себя от «перегрева». В ходе стрессовой реакции тело включает все резервы, а травматический экстренный механизм обеспечивает со своей стороны максимальное торможение. Образно говоря, одна нога у нас давит на газ, а другая на тормоз. Радикальным решением этой дилеммы становится отказ от целостности тела и психики. Целостность распадается, фрагментируется и поддерживается «на плаву» благодаря процессам расщепления.
|
|
Распад целостности человеческого тела и человеческой психики в результате травмирующего опыта я схематично обобщу в виде следующей модели (рис. 1):
Здоровые части психики
Человеческая психика по своей природе является здоровой. Только в результате непереносимого опыта она вынужденно переключается на чрезвычайные программы, которые делают возможным дальнейшее существование. Образно говоря, если по человеческому организму ударяет молния, он неизбежно расщепляется.
Несмотря на травматизацию, после неё сохраняется область здоровых телесных реакций и здоровых психических структур. Они по-прежнему способны адекватно реагировать на реальность, видеть её во всей её многослойности. Здоровые части психики по-прежнему интересуются реальностью — такой, какая она есть. Они могут выражать чувства в зависимости от стимула. Они помогают устанавливать межчеловеческие связи и вступать в близкие отношения, а также выходить из них, если деструктивные паттерны в отношениях начинают преобладать над конструктивными. Здоровые части делают возможным реализацию сексуальных желаний ответственным способом. Они позволяют критически взглянуть на свои дела. В трудные времена они дают надежду на адекватное решение насущных проблем. Они способны настойчиво стремиться к цели — выходу из расщепления.
Травмированные части психики
Вторую психическую структуру, возникающую в результате удара «травмирующей молнии», я называю травмированными частями. На телесном уровне это разные виды жгучей, колющей, невыносимой боли, неконтролируемые паттерны дыхания, пищеварения и движения, спазмы в мышцах, «замороженность» тела. На эмоциональном уровне это неадекватный страх смерти и одиночества, неконтролируемый гнев, невыносимая и непрекращающаяся боль от утрат и расставаний, возникшие во время травмирующей ситуации. Это невыносимые ощущения отвращения, стыда и вины.
Травмированные части продолжают жить, чувствовать и думать так же, как в ситуации травмы. Они застывают в том моменте, когда произошли травмирующие события. В результате действия определённых триггеров легко могут активироваться образы, эмоции и мысли, относящиеся к той самой ситуации. Они переполняют человека и снова запускают изначальные экстренные реакции. Например, внезапно, словно из ниоткуда могут появиться сильные боли, возникнуть воспаления, высыпания на коже.
Стратегии выживания
Третью структуру на рис. 1 я называю выживающими частями. В травмирующей ситуации они должны помочь избежать худшего, то есть психической смерти и психического распада. Они служат для того, что
бы пережить ситуацию травмы, в которой произошло расщепление. Они блокируют деятельность травмированных частей, отщепляя их, блокируя эмоции, удаляя от «Я» и изгоняя из сознания. Дальнейшее функционирование организма обеспечивается тем, что те части тела, которые особенно вовлечены в травматичный опыт, остаются либо в бесчувственном состоянии, либо в состоянии сниженного кровотока, либо в напряжённом и застывшем состоянии. Механизмы выживания локализуют травматические ощущения в определённых местах тела. Выживающие части активно работают над тем, чтобы удалить весь травматичный опыт из сознания человека — как будто его и не было. Они таскают с собой травмированное тело или его части, как тяжкий груз, и не видят этому никакой альтернативы. Выживающие части вырабатывают в этой связи различные стратегии:
|
|
• избегают воспоминаний об изначальной травмирующей ситуации;
• убеждают себя в том, что всё было и есть не так уж плохо;
• создают новую реальность, например, мир, полный загадочных «линий судьбы» и «болезней», в котором не существует травмы, ставшей причиной проблем;
• контролируют не только себя, но и всех остальных людей в своём окружении, чтобы они не напомнили им о травме;
• одурманивают себя алкоголем и наркотиками или пользуются соответствующими лекарствами: успокоительными, снотворными, болеутоляющими;
• отвлекают себя разнообразными делами, слишком много работают;
• изобретают всё новые и новые стратегии, если старых оказывается недостаточно, чтобы отразить внутреннюю атаку травмированных частей;
• очень благодарны другим людям, которые поддерживают их в усилиях по вытеснению травмы из памяти и показывают им пути, как можно продержаться без анализа своей травмы. Они тратят на это много времени, сил и денег;
• носят своё тело к врачам и целителям, как будто тело — это не они сами, а какая-то мешающая вещь, и пусть о ней позаботится кто-то другой;
• без особых эмоций воспринимают операции с удалением частей своего тела;
• идут на мучительные медицинские процедуры в надежде, что их тело наконец-то оставит их в покое — тело, которое воспалениями и болями сигнализирует о том, что что-то не в порядке.
Для того чтобы пережить травму, человеческая психика использует способность порождать собственную жизнь, отдельную от реальности. Важный аспект стратегий выживания состоит в том, что при этом исчезает собственное здоровое Я. Это компенсируется конструкцией суррогатного Я, которое в какой-то момент начинает считать себя подлинным Я. Это может быть роль, в которую человек сбегает (например, роль матери или профессионала), или идентификация с религией, национальностью или страной. «Мы» становится важнее, чем собственное Я. Если окружающие высказывают сомнения в адекватности этих суррогатных форм Я, это часто вызывает сильную агрессию. Полные ненависти комментарии в интернете, в соцсетях показывают, сколько людей в мире травмированы, сколько людей не могут справиться со своими экзистенциальными страхами иначе, как с помощью агрессии.
|
|
Травматичный опыт влияет и на Я, и на желания человека. Мы имеем дело с явным признаком стратегий выживания, когда человек проявляет изрядную силу воли и пытается:
• героически переносить что-то невыносимое;
• закрывать глаза на вещи, на которые нужно посмотреть;
• непрерывно говорить и что-то делать, чтобы отвлечься;
• оказывать другим непрошеную помощь;
• оголтело бороться с чем-то;
• пытаться насилием добиться чего-то невозможного.
К числу стратегий выживания относятся такие желания, как:
• полностью капитулировать;
• подчиниться авторитетам и беспрекословно выполнять приказы;
• вообще исчезнуть.
Многие люди выросли в семьях, где их желания подавили. Или они провели детство и юность при авторитарных режимах и диктатурах, когда было опасно высказывать своё мнение, не говоря уже о проявлении своих желаний. Или они долгое время жили в парных отношениях, в которых были полностью подчинены желаниям партнёра. Всем этим людям нужно заново учиться тому, что проявления собственных желаний не опасны и не повлекут за собой наказаний в виде отторжения, критики, порицания или насилия. Это предполагает, что человек может покинуть отношения, семью или социальную систему, которые подавляют его желания.
Поскольку, как мы знаем, стратегии выживания не способны рефлексировать и опознавать себя, может получиться так, что в некоем «Мы» будут считаться здоровыми такие взгляды и такое поведение, которые на самом деле чрезвычайно вредны для всех участников. В качестве примера приведём слишком большое число родов с помощью кесарева сечения во многих странах мира; такие роды травмируют и матерей, и детей и приводят к расщеплению психики. Победы президентов-деспотов на выборах также доказывают, что большинство избирателей зачастую не видят истинного положения дел. Вслед за желаниями своей выживающей части они добровольно становятся жертвами таких деятелей.