Практическое задание № 27 к вопросу «Методика организации и проведения научно-исследовательской работы студентов»

Есть два уровня исследований: эмпирический и теоретический. На эмпирическом - устанавливают новые научные факты и на основе их обобщения формируют закономерности. На теоретическом уровне выдвигаются и формулируются основные общие закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предусмотреть факты и явления, которые состоятся в будущем.Эмпирическое исследование направлено непосредственно на конкретный объект: явление, процесс или закономерность - и опирается на данные наблюдений и экспериментов. К методов эмпирического исследования относят: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, эксперимент.

Теоретическое исследование связано с развитием и совершенствованием понятийного аппарата соответствующей науки и направлено на всестороннее познание объективной действительности вместе с ее существенными связями и закономерностями. К теоретических методов исследования относят: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, логические методы (сравнение, различение, сходство). К теоретических методов исследования относят также моделирование и частично - эксперимент.

Теоретические методы исследования предусматривают глубокий анализ фактического материала, абстрагирование от всего второстепенного, выявление процесса в чистом виде, раскрытие его существенных закономерностей, объяснения внешнего внутренним и т.д. Эмпирические методы предусматривают исследования на уровне явлений, теоретические - на уровне их сущности.

Метод наблюдений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов как целостной и общей картины их изменений.

Анкетирование является методом получения информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами системы вопросов, каждое из которых логически связано с целью исследования.

Беседа - это метод установления особенностей респондентов во время непосредственного общения, который дает возможность получить от них информацию, интересующую исследователя с помощью заранее подготовленных вопросов.

Интервью - это вид беседы, когда исследователь ставит вопрос одному или нескольким собеседникам.

Тесты - это объективное и стандартизированное определения выбора поведения.

Анализ результатов деятельности учащихся. Анализируя контрольные работы, сочинения, тетради с отчетами о прочитанном, различные изделия, изготовленные учениками, можно получить информацию о аккуратность, систематичность работы, особенности восприятия, наличие практических умений, направленность творческих интересов.

Шкалирование означает определение масштаба, единицы измерения. Это диагностический метод определения, с помощью которого реальные качественные явления получают свое числовое отображение в форме количественных оценок.

Рейтинг - это диагностический метод определения достижений путем сбора суждений и всесторонних оценок компетентными судьями, экспертами качеств ученика (студента).

Исследователь должен знать, что надежность результатов исследования зависит от адекватно подобранном комплекса методов, ведь каждый из них в отдельности может иметь определенные недостатки, которые заключаются в том, что они:

- не дают возможность охарактеризовать все стороны объекта;

- не позволяют глубоко войти в ситуацию;

- не дают возможность прогнозировать исключительную правильность, полноту, точность ответов;

- не позволяют вмешиваться в опрос, и поэтому их нельзя считать достаточно гибкими;

- не дают возможность получить ответы высокого уровня объективности;

- составляют искусственный, неестественный метод, который не позволяет учитывать разницу в понимании вопросов респондентами.

С развитием педагогической науки в ней все больше используются статистические методы. Статистика - это наука о массовых явлениях, с помощью которой можно получить обобщенные данные о совокупности, которые изучаются, рассчитать показатели связи и влияния, выявить закономерности в развитии процессов, которые изучаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: