Есть два уровня исследований: эмпирический и теоретический. На эмпирическом - устанавливают новые научные факты и на основе их обобщения формируют закономерности. На теоретическом уровне выдвигаются и формулируются основные общие закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предусмотреть факты и явления, которые состоятся в будущем.Эмпирическое исследование направлено непосредственно на конкретный объект: явление, процесс или закономерность - и опирается на данные наблюдений и экспериментов. К методов эмпирического исследования относят: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, эксперимент.
Теоретическое исследование связано с развитием и совершенствованием понятийного аппарата соответствующей науки и направлено на всестороннее познание объективной действительности вместе с ее существенными связями и закономерностями. К теоретических методов исследования относят: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, логические методы (сравнение, различение, сходство). К теоретических методов исследования относят также моделирование и частично - эксперимент.
|
|
Теоретические методы исследования предусматривают глубокий анализ фактического материала, абстрагирование от всего второстепенного, выявление процесса в чистом виде, раскрытие его существенных закономерностей, объяснения внешнего внутренним и т.д. Эмпирические методы предусматривают исследования на уровне явлений, теоретические - на уровне их сущности.
Метод наблюдений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов как целостной и общей картины их изменений.
Анкетирование является методом получения информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами системы вопросов, каждое из которых логически связано с целью исследования.
Беседа - это метод установления особенностей респондентов во время непосредственного общения, который дает возможность получить от них информацию, интересующую исследователя с помощью заранее подготовленных вопросов.
Интервью - это вид беседы, когда исследователь ставит вопрос одному или нескольким собеседникам.
Тесты - это объективное и стандартизированное определения выбора поведения.
Анализ результатов деятельности учащихся. Анализируя контрольные работы, сочинения, тетради с отчетами о прочитанном, различные изделия, изготовленные учениками, можно получить информацию о аккуратность, систематичность работы, особенности восприятия, наличие практических умений, направленность творческих интересов.
Шкалирование означает определение масштаба, единицы измерения. Это диагностический метод определения, с помощью которого реальные качественные явления получают свое числовое отображение в форме количественных оценок.
|
|
Рейтинг - это диагностический метод определения достижений путем сбора суждений и всесторонних оценок компетентными судьями, экспертами качеств ученика (студента).
Исследователь должен знать, что надежность результатов исследования зависит от адекватно подобранном комплекса методов, ведь каждый из них в отдельности может иметь определенные недостатки, которые заключаются в том, что они:
- не дают возможность охарактеризовать все стороны объекта;
- не позволяют глубоко войти в ситуацию;
- не дают возможность прогнозировать исключительную правильность, полноту, точность ответов;
- не позволяют вмешиваться в опрос, и поэтому их нельзя считать достаточно гибкими;
- не дают возможность получить ответы высокого уровня объективности;
- составляют искусственный, неестественный метод, который не позволяет учитывать разницу в понимании вопросов респондентами.
С развитием педагогической науки в ней все больше используются статистические методы. Статистика - это наука о массовых явлениях, с помощью которой можно получить обобщенные данные о совокупности, которые изучаются, рассчитать показатели связи и влияния, выявить закономерности в развитии процессов, которые изучаются.