Практическое задание № 28 к вопросу «Методика контроля и оценки знаний при изучении психологии. Виды и формы контроля. Методики проведения экзамена и зачета»

основные функции, которые выполняет провер­ка и оценка знаний, умений и навыков в учебном процессе.

1. Ориентирующая: текущая оценка дает учащемуся ориентир (обратную связь) с точки зрения того, на­сколько успешно он усвоил определенные знания, умения и навыки, и таким образом способствует их корректировке и совершенствованию.

2. Стимулирующая.

3. Аттестационная (контролирующая). Данная функция проявляется в выявле­нии знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных ими на определенном эта­пе обучения. Контроль призван гаран­тировать достижение целей соответствующей образовательной программы

 Виды проверки знаний при обучении психологии:

Опрос может быть устным или письменным. Устный опрос имеет то преиму­щество, что: 1) позволяет экзаменатору задавать уточняющие вопросы по содер­жанию излагаемого материала, которые выявляют осмысленность его понимания студентом; 2) дает возможность исключить случайные недочеты в воспроизведе­нии материала; 3) проверяет умение студента строить связный монолог.

Опрос может быть свободным и программированным. Свободный опрос под­разумевает ответ на широко поставленный вопрос. Про­граммированный опрос предполагает постановку конкретных вопросов. Типичный пример тако­го опроса представляют тесты.

Практические задания также могут быть свободными или программированны­ми. Проверка знаний и умений может быть индивидуальной или фронтальной, в зависимости от того, осуществляется ли она индивидуально с каждым студен­том или сразу с группой. Фронтальный вид проверки обладает безус­ловным преимуществом с точки зрения экономии времени преподавателя, однако не позволяет в достаточной мере реализовать индивидуальный подход к студенту. Полезно использование письменного фронтального экспресс-опроса в начале лек­ции, семинарского или практического занятия. Как показывает опыт, проведение такой проверки существенно повышает их мотива­цию в подготовке к занятиям.

В зависимости от того, осуществляет ли проверку один экзаменатор или не­сколько, можно выделить персональную и экспертную проверку знаний. Персональная проверка проводится одним экзаменатором, экспертная — группой экза­менаторов. Очевидно, что экспертная проверка придает оценке большую объектив­ность. Поэтому она используется в тех случаях, когда требования к объективности особенно важны, например в ситуации государственного экзамена или защиты дипломной работы.

Следует различать также однократную и распределенную проверку знаний. Экзамен по предмету во время сессии представляет собой типичный пример одно­кратной проверки.

Распределенная проверка подразумевает, что весь объем знаний, подлежащих проверке, разбивается на определенные порции. Оценка зна­ний по предмету в целом осуществляется в виде накопительного балла. Такую форму оценки в последнее время называют рейтинговой.

Рейтинговое оценивание. Возможность достичь полноты, достоверности, объ­ективности в оценке знаний дает рейтинговая система оценки успеваемости.

Эта система построена на использовании кумулятивной (накопительной) оценки успеваемости. Рейтинговая система учитывает трудоемкость разных видов учебной работы с помощью зачетных единиц.

гибкость, дифференцированность и комплексный характер — главные достоинства, которыми характеризуется рейтинговая система.

К основным формам проверки знаний учащихся и студентов относятся: коллок­виум, зачет, экзамен, контрольная работа, поурочное оценивание, тесты, рейтин­говое оценивание, выполнение квалификационных работ.

Зачет представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую аль­тернативную оценку и соответственно бинарную отметку: «зачет» или «незачет». «Зачет» ставится в том случае, если студент выполнил задание, дал правильный ответ, усвоил учебный материал. «Незачет» ставится в том случае, если студент не выполнил задания, дал неправильный ответ, не усвоил материал.

Экзамен представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций.

При оценивании ответов студентов экзаменатор обычно руководствуется сле­дующими критериями:

1. полнота и содержательность ответов на вопросы;

2. умение отобрать существенный материал для раскрытия поставленных вопросов;

3. логичность и последовательность в раскрытии вопросов;

4. точность в описании фактов, изложении теорий и формулировке понятий;

5. умение привести примеры, иллюстрирующие излагаемый материал (особенно ценятся самостоятельно подобранные примеры);

6. умение делать выводы;

7. умение стилистически и грамматически правильно оформить ответ;

8. умение уложиться в отведенное время;

9. умение отвечать на поставленные экзаменатором вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: