основные функции, которые выполняет проверка и оценка знаний, умений и навыков в учебном процессе.
1. Ориентирующая: текущая оценка дает учащемуся ориентир (обратную связь) с точки зрения того, насколько успешно он усвоил определенные знания, умения и навыки, и таким образом способствует их корректировке и совершенствованию.
2. Стимулирующая.
3. Аттестационная (контролирующая). Данная функция проявляется в выявлении знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных ими на определенном этапе обучения. Контроль призван гарантировать достижение целей соответствующей образовательной программы
Виды проверки знаний при обучении психологии:
Опрос может быть устным или письменным. Устный опрос имеет то преимущество, что: 1) позволяет экзаменатору задавать уточняющие вопросы по содержанию излагаемого материала, которые выявляют осмысленность его понимания студентом; 2) дает возможность исключить случайные недочеты в воспроизведении материала; 3) проверяет умение студента строить связный монолог.
|
|
Опрос может быть свободным и программированным. Свободный опрос подразумевает ответ на широко поставленный вопрос. Программированный опрос предполагает постановку конкретных вопросов. Типичный пример такого опроса представляют тесты.
Практические задания также могут быть свободными или программированными. Проверка знаний и умений может быть индивидуальной или фронтальной, в зависимости от того, осуществляется ли она индивидуально с каждым студентом или сразу с группой. Фронтальный вид проверки обладает безусловным преимуществом с точки зрения экономии времени преподавателя, однако не позволяет в достаточной мере реализовать индивидуальный подход к студенту. Полезно использование письменного фронтального экспресс-опроса в начале лекции, семинарского или практического занятия. Как показывает опыт, проведение такой проверки существенно повышает их мотивацию в подготовке к занятиям.
В зависимости от того, осуществляет ли проверку один экзаменатор или несколько, можно выделить персональную и экспертную проверку знаний. Персональная проверка проводится одним экзаменатором, экспертная — группой экзаменаторов. Очевидно, что экспертная проверка придает оценке большую объективность. Поэтому она используется в тех случаях, когда требования к объективности особенно важны, например в ситуации государственного экзамена или защиты дипломной работы.
Следует различать также однократную и распределенную проверку знаний. Экзамен по предмету во время сессии представляет собой типичный пример однократной проверки.
|
|
Распределенная проверка подразумевает, что весь объем знаний, подлежащих проверке, разбивается на определенные порции. Оценка знаний по предмету в целом осуществляется в виде накопительного балла. Такую форму оценки в последнее время называют рейтинговой.
Рейтинговое оценивание. Возможность достичь полноты, достоверности, объективности в оценке знаний дает рейтинговая система оценки успеваемости.
Эта система построена на использовании кумулятивной (накопительной) оценки успеваемости. Рейтинговая система учитывает трудоемкость разных видов учебной работы с помощью зачетных единиц.
гибкость, дифференцированность и комплексный характер — главные достоинства, которыми характеризуется рейтинговая система.
К основным формам проверки знаний учащихся и студентов относятся: коллоквиум, зачет, экзамен, контрольная работа, поурочное оценивание, тесты, рейтинговое оценивание, выполнение квалификационных работ.
Зачет представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую альтернативную оценку и соответственно бинарную отметку: «зачет» или «незачет». «Зачет» ставится в том случае, если студент выполнил задание, дал правильный ответ, усвоил учебный материал. «Незачет» ставится в том случае, если студент не выполнил задания, дал неправильный ответ, не усвоил материал.
Экзамен представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций.
При оценивании ответов студентов экзаменатор обычно руководствуется следующими критериями:
1. полнота и содержательность ответов на вопросы;
2. умение отобрать существенный материал для раскрытия поставленных вопросов;
3. логичность и последовательность в раскрытии вопросов;
4. точность в описании фактов, изложении теорий и формулировке понятий;
5. умение привести примеры, иллюстрирующие излагаемый материал (особенно ценятся самостоятельно подобранные примеры);
6. умение делать выводы;
7. умение стилистически и грамматически правильно оформить ответ;
8. умение уложиться в отведенное время;
9. умение отвечать на поставленные экзаменатором вопросы.