Практическое задание № 30 к вопросу «Психологические основы и проблемы совершенствования педагогического мастерства преподавателя психологии»

Педагогическое мастерство преподавателя психологии заключается в совокупности его педагогических способностей, его позитивного отношения к себе, учащимся (студентам), окружающему миру, наличия умений и навыков развивать обучающуюся личность содержанием психологических дисциплин и формами обучения. Одной из закономерностей формирования педагогического мастерства является условия психического и личностного развития педагога. Формирование профессионального мастерства во многом определяют социальные условия развития как в широком плане (уровень и формы отношений в обществе), так и в узком плане (содержание и формы межличностного взаимодействия в малых группах). Определяющими условиями профессионального развития, конечно, являются психологические условия. В отечественной психологии эти условия определяются слишком кратко – активность самой личности. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития есть совокупность внутренних и внешних условий, определяющих систему отношений человека к себе, другим людям, окружающему миру. Единицей социальной ситуации развития является переживание. Следовательно, мир переживаний педагога определяет его профессиональное мастерство: конструктивное отношение педагога к себе, окружающим людям, в том числе и своим ученикам, и окружающему миру и является одним из критериев профессионального мастерства. Следующей закономерностью профессионального и личностного развития специалиста является его обусловленность потребностями и мотивами. Кроме естественных и духовных потребностей (иерархии потребностей, описанной А. Маслоу), необходимо учитывать и возрастные потребности педагога, которые, возникая на определенных периодах жизни, накладывают отпечаток на всю мотивационно-потребностную сферу личности. Педагогическое мастерство во многом определяется уровнем развития педагогических способностей.

В структуру педагогических способностей входят:

- коммуникативные способности, включающие в себя предрасположенность и умения эффективно общаться, строить и прогнозировать межличностные отношения, разрешать конфликтные ситуации и т.д.

- организаторские способности, включающие предрасположенность и умения организовать в нужный момент себя, других людей с целью достижения цели, решения задач;

- академические способности, включающие предрасположенность и умения учиться, видеть учебную дисциплину в целом, прогнозировать использование полученных знаний в будущем;

- суггестивные способности, включающие предрасположенность и умение внушать, влиять на людей, позитивно воздействовать на них;

- способность к эмпатии, включающая в себе предрасположенность и умение сочувствовать, сопереживать другим людям;

- педагогическая наблюдательность, включающая предрасположенность и умения адекватно воспринимать и рефлексировать отношения окружающих людей в процессе обучения и воспитания;

- гностические способности, включающие предрасположенность и умения исследовательской работы, так невозможно обучать и развивать личность, не изучая ее;

- артистические способности, включающие предрасположенность и умение убедительно играть роли, которые естественно вытекают из педагогической деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: