Диагностика и ее значение для совершенствования процесса формирования основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста, ее основные этапы и функции

Диагностика – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Диагностика пед. процесса выполняет ряд функций:

1) обратная связь. Не контролируя своих действий, педагог теряет возможность управлять процессом формирования личности.

2) Оценка результативности педагогической деятельности основывается на сравнении достигнутых педагогических результатов.

3) Воспитательно-побуждающая. При педагогической диагностике нужно не только получить информацию о каждом в отдельности ребёнке, но и активно включиться в их реальную деятельность, в сложившиеся отношения.

4,5) Коммуникативная и конструктивная. Выполнение этих функций возможно при условии, когда диагностика определяет индивидуально-типологические особенности детей и педагогов в процессе их взаимодействия, а также в процессе достижения воспитательного результата.

6) Информационная. Результаты педагогической диагностики интересны всем педагогам, родителям и руководителям образования, как в ДОУ, так и в районе, городе.

7) Прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование – определение перспективы развития диагностируемого объекта.

Формы педагогической диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование и другие опросные методики, анализ документов и работ воспитанников, рисование, конкурсы, выставки творческих работ детей.

 

Правила, принципы и основные методы проведения диагностики формирования основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Принципы педагогической диагностики:

1.Принцип объективности. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.

2.Принцип наглядности (диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям).

3. Принцип оптимальности (в выборе метода, объема и тд) – например, диагностирование познавательных способностей детей считается целесообразным анализировать всего 5-6 умений.

4. Принцип системности, комплексности методик – т. е. при диагностировании каждой конкретной способности необходимо видеть систему, например, диагностируя наблюдательность можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия и, конечно же, об особенностях речи и т.п..

5. Принцип учета и преемственности между возрастами – получаемая в итоге диагностирования информация может быть использована при планировании и организации воспитательной работы с детьми как в разновозрастных, так и в однородных по возрасту группах.

Правила проведения диагностики:

1. Установление контакта между педагогом и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность.

2. Обследование проводится в зависимости от возраста детей и задач исследования.

3. Испытываемые должны быть поставлены в одинаковые условия.

4. Следует принимать ребенка таким, какой он есть.

5. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.

6. Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса.

7. В существующих многочисленных методиках диагностики зачастую берутся критерии самой педагогической деятельности: ее содержание, направленность, качество исполнения, действенность влияния безотносительно к ребенку. Это непродуктивно: изучать ребенка и сам процесс его воспитания по разным показателям и разным методикам.

8. Диагностику должны осуществлять профессиональные люди.

 

Оценка эффективности работы ДОУ по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

В ходе проверки должны быть изучены следующие вопросы:

- выполнение нормативно-правовых документов;

- содержание и методы воспитания и обучения детей по образовательной области «Безопасность»;

- планирование работы с детьми;

- организация предметно-развивающей среды;

- система работы с родителями;

- оценка профессиональной деятельности педагога;

- самообразование педагога, углубленная работа.

 

Формирование безопасного поведения дошкольников в общении с другими людьми: о несовпадении приятной внешности и добрых намерений, ситуации насильственного поведения со стороны взрослых.

Использование сказок в воспитании безопасного поведения детей с незнакомыми людьми.

Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Взр-е должны рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми людьми. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, («бородатые дяди», неприятно одетые люди), а молодые, хорошо одетые люди с дружелюбной улыбкой не могут причинить вред. Здесь поможет сказка «Аленький цветочек».

Необходимо научить детей говорить нет людям, которые хотят их куда-то увести без разрешения родителей.

В ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину) дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.

Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Пример: «Волк и семеро козлят».

Следует объяснить детям, что в сказке Ш. Перро «Красная шапочка» нарушены несколько правил безопасности. 1) Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком, 2) рассказала ему, где живёт её бабушка; 3) легла рядом вместе с  бабушкой, кот. выглядела не так как обычно, вместо того, чтобы позвать кого-нибудь из взрослых на помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: