Клиника психических нарушений в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы. Формы течения. Лечение

В зависимости от тяжести органического дефекта в периоде отдаленных последствий трав­мы описывают состояния церебрастении и энцефалопатии. Признаками посттравматической церебрастении являются мяг­кие невротического уровня психические расстройства — повы­шенная утомляемость, частые головные боли, нарушения сна, расстройства внимания, раздражительность, ипохондрические мысли. Характерно улучшение состояния после отдыха, одна­ко любая новая нагрузка вновь вызывает резкую декомпенса­цию. Посттравматическая энцефалопатия проявляется отчетли­выми признаками стойкого органического дефекта — стойким расстройством памяти (корсаковский синдром), снижением интеллекта (вплоть до тотального слабоумия), эпилептически­ми припадками (обычно парциальными или вторично-генера­лизованными). Типичным проявлением энцефалопатии явля­ются изменения личности по органическому типу с нарастанием мелочности, торпидности, упрямства, злопамятности и одновременно вспыльчивости, нетерпимости, эмоциональной лабильности, иногда слабодушия.

 

Описывают острые психозы, возникающие в отдаленном периоде травматической болезни. Типичные проявления таких психозов — периодически возникающие галлюцинации, пси­хосенсорные расстройства, эпизоды дереализации. При этом галлюцинации (обычно истинные) довольно стереотипны, просты по содержанию. Нередко психотические эпизоды при­нимают форму пароксизмов. Некоторые бредовые высказыва­ния больных тесно связаны с расстройствами памяти и интел­лекта, больше напоминают конфабуляции. Галлюцинаторно- бредовые эпизоды обычно нестойки, но могут повторяться с определенной периодичностью. Возможно, причиной психо­зов являются временные нарушения ликвородинамики. Более стойким расстройством может быть депрессия, иногда сохра­няющаяся в течение многих месяцев. Однако постоянного нарастания симптоматики при травматической болезни не на­блюдается.

 

Вопрос: Психические нарушения в послеродовом периоде. Синдромологическая, нозологическая и прогностическая оценка.

1. Психогенны е (новые обязанности, страх за ребенка, утомление из-за необходимости постоянно кормить и пр, изменение взаимоотношений с мужем, желанный/нежеланный ребенок): астения, тревога, депрессия, фобии.

 

2. Соматогенные (при развитии осложнений послеродового периода):

 

· -инфекционные:

острые (продолжаются до 2 недель):синдромы помрачения и выключения сознания;
хронические (продолжаются от 2 недель до 2-3 месяцев): астено-депрессивный,депрессивно-параноидный, галлюцинаторно-параноидный, Корсаковаский синдром;

 

· -неинфекционные:депрессия,параноидный синдром.

 

3. Эндогенные (гормональные изменения могут служить толчком для манифестации до того скрытых или находящихся в ремиссии эндогенных психических растр-тв): шизофрения, биполярное аффективное расстройство.

 


Умственная отсталость. Степени тяжести. Клинические формы и диагностическое значение, терапевтическая тактика.

Согласно МКБ-10, умственная отсталость - состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей,проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

 

Синонимы:

• общее психическое недоразвитие;

• психическое недоразвитие.

Умственная отсталость - более широкое понятие, чем термин «олигофрения»,

использовавшийся ранее для характеристики заболевания, главными критериями

которого считали тотальность психического недоразвития с преобладанием

слабости абстрактно-логического мышления и непрогредиентный характер

интеллектуальной недостаточности.

КЛАССИФИКАЦИЯ

В большинстве классификаций в качестве основного критерия систематизации

умственной отсталости используют степень глубины интеллектуального дефекта.

 

Согласно МКБ-10, выделяют умственную отсталость легкой степени (F70),

умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73) умственную отсталость.

 

В некоторых случаях используют деление умственной отсталости на простые и

Осложненные формы.

К осложненным формам умственной отсталости относят клинические варианты, имеющие наряду с общим психическим недоразвитием дополнительные, факультативные для умственной отсталости в целом, психопатологические синдромы: астенический, психопатоподобный, эпилептиформный и др.

 

Дополнительно автор выделяет атипичные формы умственной отсталости,

связанные с прогрессирующей гидроцефалией, локальными дефектами развития

головного мозга, эндокринными заболеваниями и другими факторами.

 

Большое клиническое значение имеет клинико-физиологическая классификация психического недоразвития, предложенная С.С. Мнухиным и в дальнейшем дополненная Д.Н. Исаевым. Согласно этой классификации, выделяют четыреформы умственной отсталости:

• астеническую;

• атоническую;

• стеническую;

• дисфорическую.

 ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Все этиологические факторы, приводящие к умственной отсталости, подразделяют на эндогенно-наследственные(наслед.фактор, хромосомная патология) и экзогенные:внутриутробные инфекции;прием матерью во время беременности некоторых ЛС; прием матерью во время беременности ПАВ;иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и факторам системы АВ0;тяжелые родовые травмы;оперативное родоразрешение и др.

В постнатальном периоде в качестве этиологических факторов умственной

отсталости чаще всего выступают нейроинфекции, ЧМТ, соматические

заболевания, протекающие с дистрофией и обезвоживанием, интоксикации.

Патогенез. Важная роль принадлежит хроногенному фактору, т.е. периоду

онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга.

 

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ (ДЕБИЛЬНОСТЬ) (F70)

Для легкой умственной отсталости характерна:

1.  относительно хорошая механическая память.

2. дети способны приобрести значительный запас сведений и элементарные навыки чтения, письма и счета.

3. слабость мыслительной деятельности и неспособность к образованию абстрактных понятий.

4. Эти больные не проявляют самостоятельности и инициативы в работе (учебе),

5. Основную трудность составляет переход к мыслительным задачам, решение которых требует замены привычного способа деятельности новым и еще неизвестным.

6. Недостаточная способность к самообладанию и подавлению влечений,

7. повышенной внушаемости и склонности к подражательству.

 

При правильном воспитании и обучении, психолого- педагогической коррекции с привитием больным трудовых навыков они могут овладевать многими профессиями, не требующими квалификации, прежде всего связанными с ручным трудом, хорошо приспосабливаются к бытовой жизни.

 Таким образом, большинство этих больных обучаемы (вспомогательная программа школы) и в дальнейшем могут жить самостоятельно.

 

Оптимальный возрастной диапазон для окончательной диагностики дебильности - от 6 до 8 лет.

Согласно МКБ-10 их IQ ориентировочно варьирует от 50 до 69.

Однако в Российской Федерации при использовании адаптированного для нашей страны детского варианта методики Векслера стандарты завышены на 10 ЕД. колеблются в пределах от 60 до 7971.

Важно отметить, что в любом случае диагностику умственной отсталости осуществляет в первую очередь психиатр, учитывающий клинические данные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: