В зависимости от тяжести органического дефекта в периоде отдаленных последствий травмы описывают состояния церебрастении и энцефалопатии. Признаками посттравматической церебрастении являются мягкие невротического уровня психические расстройства — повышенная утомляемость, частые головные боли, нарушения сна, расстройства внимания, раздражительность, ипохондрические мысли. Характерно улучшение состояния после отдыха, однако любая новая нагрузка вновь вызывает резкую декомпенсацию. Посттравматическая энцефалопатия проявляется отчетливыми признаками стойкого органического дефекта — стойким расстройством памяти (корсаковский синдром), снижением интеллекта (вплоть до тотального слабоумия), эпилептическими припадками (обычно парциальными или вторично-генерализованными). Типичным проявлением энцефалопатии являются изменения личности по органическому типу с нарастанием мелочности, торпидности, упрямства, злопамятности и одновременно вспыльчивости, нетерпимости, эмоциональной лабильности, иногда слабодушия.
|
|
Описывают острые психозы, возникающие в отдаленном периоде травматической болезни. Типичные проявления таких психозов — периодически возникающие галлюцинации, психосенсорные расстройства, эпизоды дереализации. При этом галлюцинации (обычно истинные) довольно стереотипны, просты по содержанию. Нередко психотические эпизоды принимают форму пароксизмов. Некоторые бредовые высказывания больных тесно связаны с расстройствами памяти и интеллекта, больше напоминают конфабуляции. Галлюцинаторно- бредовые эпизоды обычно нестойки, но могут повторяться с определенной периодичностью. Возможно, причиной психозов являются временные нарушения ликвородинамики. Более стойким расстройством может быть депрессия, иногда сохраняющаяся в течение многих месяцев. Однако постоянного нарастания симптоматики при травматической болезни не наблюдается.
Вопрос: Психические нарушения в послеродовом периоде. Синдромологическая, нозологическая и прогностическая оценка.
1. Психогенны е (новые обязанности, страх за ребенка, утомление из-за необходимости постоянно кормить и пр, изменение взаимоотношений с мужем, желанный/нежеланный ребенок): астения, тревога, депрессия, фобии.
2. Соматогенные (при развитии осложнений послеродового периода):
· -инфекционные:
острые (продолжаются до 2 недель):синдромы помрачения и выключения сознания;
хронические (продолжаются от 2 недель до 2-3 месяцев): астено-депрессивный,депрессивно-параноидный, галлюцинаторно-параноидный, Корсаковаский синдром;
|
|
· -неинфекционные:депрессия,параноидный синдром.
3. Эндогенные (гормональные изменения могут служить толчком для манифестации до того скрытых или находящихся в ремиссии эндогенных психических растр-тв): шизофрения, биполярное аффективное расстройство.
Умственная отсталость. Степени тяжести. Клинические формы и диагностическое значение, терапевтическая тактика.
Согласно МКБ-10, умственная отсталость - состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей,проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Синонимы:
• общее психическое недоразвитие;
• психическое недоразвитие.
Умственная отсталость - более широкое понятие, чем термин «олигофрения»,
использовавшийся ранее для характеристики заболевания, главными критериями
которого считали тотальность психического недоразвития с преобладанием
слабости абстрактно-логического мышления и непрогредиентный характер
интеллектуальной недостаточности.
КЛАССИФИКАЦИЯ
В большинстве классификаций в качестве основного критерия систематизации
умственной отсталости используют степень глубины интеллектуального дефекта.
Согласно МКБ-10, выделяют умственную отсталость легкой степени (F70),
умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73) умственную отсталость.
В некоторых случаях используют деление умственной отсталости на простые и
Осложненные формы.
К осложненным формам умственной отсталости относят клинические варианты, имеющие наряду с общим психическим недоразвитием дополнительные, факультативные для умственной отсталости в целом, психопатологические синдромы: астенический, психопатоподобный, эпилептиформный и др.
Дополнительно автор выделяет атипичные формы умственной отсталости,
связанные с прогрессирующей гидроцефалией, локальными дефектами развития
головного мозга, эндокринными заболеваниями и другими факторами.
Большое клиническое значение имеет клинико-физиологическая классификация психического недоразвития, предложенная С.С. Мнухиным и в дальнейшем дополненная Д.Н. Исаевым. Согласно этой классификации, выделяют четыреформы умственной отсталости:
• астеническую;
• атоническую;
• стеническую;
• дисфорическую.
ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ
Все этиологические факторы, приводящие к умственной отсталости, подразделяют на эндогенно-наследственные(наслед.фактор, хромосомная патология) и экзогенные:внутриутробные инфекции;прием матерью во время беременности некоторых ЛС; прием матерью во время беременности ПАВ;иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и факторам системы АВ0;тяжелые родовые травмы;оперативное родоразрешение и др.
В постнатальном периоде в качестве этиологических факторов умственной
отсталости чаще всего выступают нейроинфекции, ЧМТ, соматические
заболевания, протекающие с дистрофией и обезвоживанием, интоксикации.
Патогенез. Важная роль принадлежит хроногенному фактору, т.е. периоду
онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ (ДЕБИЛЬНОСТЬ) (F70)
Для легкой умственной отсталости характерна:
1. относительно хорошая механическая память.
2. дети способны приобрести значительный запас сведений и элементарные навыки чтения, письма и счета.
3. слабость мыслительной деятельности и неспособность к образованию абстрактных понятий.
4. Эти больные не проявляют самостоятельности и инициативы в работе (учебе),
5. Основную трудность составляет переход к мыслительным задачам, решение которых требует замены привычного способа деятельности новым и еще неизвестным.
|
|
6. Недостаточная способность к самообладанию и подавлению влечений,
7. повышенной внушаемости и склонности к подражательству.
При правильном воспитании и обучении, психолого- педагогической коррекции с привитием больным трудовых навыков они могут овладевать многими профессиями, не требующими квалификации, прежде всего связанными с ручным трудом, хорошо приспосабливаются к бытовой жизни.
Таким образом, большинство этих больных обучаемы (вспомогательная программа школы) и в дальнейшем могут жить самостоятельно.
Оптимальный возрастной диапазон для окончательной диагностики дебильности - от 6 до 8 лет.
Согласно МКБ-10 их IQ ориентировочно варьирует от 50 до 69.
Однако в Российской Федерации при использовании адаптированного для нашей страны детского варианта методики Векслера стандарты завышены на 10 ЕД. колеблются в пределах от 60 до 7971.
Важно отметить, что в любом случае диагностику умственной отсталости осуществляет в первую очередь психиатр, учитывающий клинические данные.