Анри Матисс. Молодая женщина в синей блузе (портрет Л.Н. Делекторской). 1939

В начале Второй мировой войны Матисс переехал из Парижа в Рошфор-ан-Ивлин. По словам л.Н. Делекторской, портрет был написан там в конце сентября 1939 года, но датирован октябрем, когда художник подарил ей картину. В том же году был создан еще один портрет л.Н. Делекторской (не опубликован, хранится в семье художника): он ближе к рисунку «Женский портрет в капюшоне». В картине точно подмечены особенности внешнего облика портретируемой: небольшая ассиметрия лица и приподнятость одного плеча. Портрет был написан на куске холста, прикрепленном кнопками к доске. Позже, но не Матиссом, был записан нижний край и пробелы на месте кнопок. Необычная плетеная рама картины была найдена Л.Н. Делекторской и получила одобрение художника.

Портрет молодой женщины был выполнен Матиссом в начале Второй мировой войны. Лидия Николаевна Делекторская, позировавшая художнику, с 1930 г. вплоть до смерти Матисса, была его секретарем, помощником и любимой моделью. В год написания портрета ей было двадцать девять лет. Лицо молодой женщины покойно и прекрасно. Чуть заметная асимметрия придает ему выразительную индивидуальную неповторимость. Линия, бережно строящая изображение, лаконична и одухотворена, узорность охристых волос золотым ореолом окружает модель. Нежно-розовый тон лица и стройной шеи в союзе с сине-голубым и бирюзовым - очень точно найденное цветовое выражение молодости и свежести.

 

 

Сотрудничать с Матиссом было непросто. Для мастера помимо увлечения внешней привлекательностью модели важным являлся психологический и интеллектуальный контакт, способствовавший успеху работы. Раймон Эколье, известный биограф художника, писал: «…основной вдохновительницей художника, благодаря великолепной пластике, красоте и выразительности лица, благодаря уму и характеру, осталась Лидия Делекторская». Затем она стала приводить в порядок мастерскую, заниматься фотографированием работ художника, вести деловую переписку, выполнять разнообразную секретарскую работу и так далее.

Ее роль в поздние годы жизни мастера трудно переоценить. Она стала совершенно необходимым человеком в его судьбе и абсолютно преданным. Ее положение в доме художника становилось с годами все более двусмысленным. В 1939 году мадам Матисс оставила супруга, и больше они не встречались. Спустя годы Л.Н. Делекторская писала: «Вас интересует, была ли я “женой” Матисса. И да, и нет. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении – даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет “светом его очей”, а он для меня – единственным смыслом жизни».

За 22 года жизни, связанные с Матиссом, Лидия Николаевна собрала значительную коллекцию его работ, состоявшую из нескольких картин и множества рисунков. Делекторская избегала подарков, но стремилась приобретать работы по той цене, по которой они доставались торговцам- маршанам. Мастер уважал желание сотрудницы сохранить достоинство, но иногда добавлял какую-то работу. Ценил он и вкус Лидии, точность ее выбора. В искусстве Матисса рисунку принадлежит не менее значительное место, чем живописи. На холсте мастера линия соперничает с цветом. На листе бумаги цвет появляется исключительно редко. Здесь доминируют карандаш, уголь, перо. Занятие рисунком было ежедневным. Утром художник писал в мастерской, а во второй половине дня – ежедневно рисовал. «Я лично думаю, что живопись и рисунок говорят одно и то же. Рисунок – это живопись ограниченными средствами. На белой поверхности, на листе бумаги, пером и чернилами можно при помощи контрастов создать объем, изменить линией вид бумаги, дать гибкие, или светлые, или жесткие поверхности, не пользуясь ни тенью, ни светом. <…> рисунок может быть очень увлекательным, чувства художника могут полностью вылиться в нем, так же, как в живописи». В рисунке художник искал очертание формы, той простейшей идеальной линии, которая своим очерком безукоризненно точно не только фиксирует физический объем, но одновременно выражает ее психическую характеристику. Эта линия предельно проста и точна, но за этим стоит долгий и кропотливый труд – изучение модели глазами, подготовительные пассы над бумагой рукой, готовящейся нанести безукоризненно гармоничную линию. Она стремится к выразительности и эмоциональности почти чувственной. Работать над образом для художника значило быть не только увлеченным им, но почти влюбленным.

«Рисовать – значит четко выражать идею. Рисунок – это точность мысли. Благодаря ему чувство и душа художника легко общаются с чувством того, кто смотрит на его работу. Работа без рисунка – что дом без фундамента», – говорил Матисс. Сам процесс рисования состоял из нескольких технических этапов. Сначала он словно нащупывался мягкими материалами – карандашом, углем. Только когда линия и художественный образ произведения были найдены и несколько раз «отрепетированы», они исполнялись пером, обретая непринужденную легкость и безукоризненную точность формы. «Рисунком, линией я передаю свое чувство. Это возможно из-за простоты самого приема. Однако мои рисунки более закончены, чем может показаться некоторым людям, считающих их набросками. <…> Дело в том, что им предшествовали этюды, выполненные в не столь жесткой технике, как линия пером, а, например, углем или растушевкой, которые дают возможность выявить характер модели, ее выражение, а так же особенности окружающего ее света, среду – все то, что может быть передано только рисунком», – писал мастер.

К этому можно добавить его другую фразу: «Я всегда старался скрыть свои усилия, мне всегда хотелось, чтобы мои произведения выглядели по-весеннему и празднично».

В той группе рисунков, что была подарена Лидией Николаевной Эрмитажу, есть и натюрморты, и пейзажи, но превалируют портреты самой Делекторской или рабочие штудии, для которых она позировала. Иногда они были связаны с работой над холстами, иногда имели иной прикладной характер, но большинство носит вполне самостоятельный характер. Такое ежедневное упражнение руки и глаза мастер сравнивал с работой акробата, которому требуется постоянно трудиться для поддержания формы. А о портретах Делекторской, своего ближайшего человека, он говорил: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии; я знаю ее, как какую-нибудь букву».

Эти портреты образуют своего рода цикл, посвященный бесконечным вариациям на излюбленную тему, каждая из которых имеет свое звучание, тонкие нюансы меняющегося облика, разыгрывающиеся на разных регистрах. «Когда я исполняю мои рисунки-вариации, путь, по которому следует мой карандаш на листе бумаги, отчасти напоминает жесты человека, на ощупь пробирающегося в потемках: я хочу сказать, что на моем пути нет ничего заранее предусмотренного – не я веду, а меня ведут. Я перехожу от одного состояния модели к другому, рассматривая каждое совершенно изолированно, независимо от тех, к которым направится мое перо».

 

Livre d’artiste

Livre d’artiste (буквально – «книга художника») – особый тип издания, сложившийся во Франции на рубеже XIX и XX веков. По формальным критериям livre d’artiste – дорогое, раритетное издание, рассчитанное не на «массового» читателя, а на ценителей-библиофилов. Как правило, это книга, иллюстрированная оригинальными эстампами (литографиями, ксилографиями, гравюрами на металле), набранная вручную специально подобранным шрифтом, отпечатанная на высококачественной, также вручную изготовленной бумаге, изданная очень небольшим (обычно неболее 300–400 экземпляров) тиражом.

Однако главная особенность livre d’artiste и ее отличие от многих внешне похожих изданий в том, что это работа художника (живописца, скульптора). Это произведение, принадлежащее миру «большого искусства», а не только специфической сфере иллюстрированной книги. В идеале это и встреча двух сомасштабных дарований, автора и иллюстратора. Livre d’artiste – результат прочтения текста художником, который в силу уникальности своего таланта выявляет в книге то, что открывается только ему. Именно поэтому иллюстрация здесь часто заставляет зрителя-читателя по-новому увидеть даже знакомый текст.

В livre d’artiste плодотворно работали крупнейшие мастера XX века, французские и не только.

Книги Матисса, Шагала, Пикассо, Руо – и многих других художников – исчисляются десятками и занимают полноправное место в их творчестве, по своему значению не уступая произведениям других видов искусства.

Livre d’artiste не похожа на обычную иллюстрированную книгу, но, как и любая такая книга, это сложный объект и, по сути, результат коллективного труда. Художник здесь – главное действующее лицо, но далеко не единственное. В создании книги участвуют типографы, печатники, иногда – граверы, воспроизводящие эскизы мастера. Важнейшая роль принадлежит издателю, который, как правило, выступает инициатором публикации, зачастую выбирает текст и многие элементы, определяющие облик книги (формат, бумагу, шрифт).

Основа эрмитажной коллекции livre d’artiste была заложена Лидией Делекторской, музой и помощницей Матисса. В 1965 году она передала в Эрмитаж двенадцать книг с иллюстрациями мастера. За ними последовали другие подаренные ею книги, а также, во многом благодаря ее участию, дары Марка Шагала, Дины Верни, Териада, Адриана Маэга. Так к середине 1990-х годов в музее оказались все главные книги Матисса, по несколько изданий с иллюстрациями Шагала, Майоля, Лоранса, отдельные работы Пикассо, Миро, Брака. В 2017 году эрмитажная коллекция пополнилась двадцатью выдающимися книгами двадцати художников, переданными в дар известным петербургским ученым и собирателем Марком Башмаковым. Тогда же в музей поступили еще две знаменитые работы – Библия с иллюстрациями Шагала и «Miserere» Руо

 

Руо. Miserere

Физическое воплощение духовных тревог художника стало признанным шедевром Жоржа Руо. События Первой мировой войны глубоко повлияли на художника, который ставит Христа и Смерть иллюстрацией к первому стиху «Miserere». Художник выразил в «Miserere» всю глубину страданий, которые война приносит человеку. Особенно разоблачительный характер носят такие листы, как «Ноmо homini Lupus», где Руо своеобразно претворяет традиции сатирической графики Гойи и Домье. Подобно Гойе в «Капричос», Руо включил в «Miserere» свой автопортрет – «Кто не надевает на себя личину?» («Клоун с трагическим лицом», помещенный на обложке книги). Работая над этой серией, Руо использовал специфические возможности, которые открывает способ глубокой печати.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: