Чтобы эти три идеально-типических случая стали более удобными для аналитической работы, их можно модифицировать тремя разными путями. Во-первых, важно рассмотреть, как смешение этих чистых типов может образовывать стабильные институциональные порядки. Во-вторых, не менее важно понять, каким образом можно использовать описанный в предыдущей главе анализ институциональных изменений для выделения конкретных условий, при которых возможно определить траекторию определённого набора институтов, регулирующих отношения занятости. Другими словами, при каких условиях можно утверждать, что система зарождается, стабильна и, вероятно, распространяется, или стоит на пороге перемен? Наконец, нужно сказать о том, как использовать этот подход для формулирования вопросов и ответов относительно исторических систем отношений занятости.
В нашем случае вполне могут появиться «смешанные» типы отношений занятости. Это может произойти многими путями. Во-первых, поскольку различные сектора хозяйства возникали в разные исторические периоды, одна система отношений занятости может доминировать в определённых секторах хозяйства, а другая в остальных. Таким образом, доминирование какой-либо системы отношений занятости зависит от относительной силы организованных групп на момент становления отрасли.
179
Промышленная структура страны способна оказывать влияние на смешение систем занятости и другим путём. Может сложиться так, что на предприятиях крупных отраслей (которые называют основными предприятиями) [Averitt 1968] доминирует менеджериальная система, тогда как на периферийных предприятиях складывается смешанная форма отношений занятости, основанная на приверженности отрасли (как в строительном секторе США) или профессии (бизнес-услуги) в сочетании с менеджеризмом. Так происходит потому, что ряд небольших предприятий, нанимающих квалифицированную рабочую силу, имеют меньше возможностей противостоять попыткам работников, особенно профессиональных групп, подчинить себе организацию.
Наконец, политические компромиссы между организованными группами способны вызывать неоднозначные последствия, содержащие в себе черты различных систем занятости. Можно легко себе представить альянс между менеджеризмом и профессионализмом [Brint 1994]. В этом случае менеджеры добивались бы контроля над своими предприятиями, но при этом предоставили бы профессиональным группам независимый статус в ряде экспертных областей и полагались бы на экспертное мнение при выстраивании своих организаций. Различия между хозяйствами современных обществ по уровню экстернализации профессиональных бизнес-услуг может символизировать ту степень, в которой профессиональные группы оказались способными добиться компромисса со своими работодателями4. Точно так же можно представить ситуацию, когда приверженность организации и отрасли сосуществуют бок о бок. На некоторых крупных предприятиях менеджеры и работники могут договариваться о характере внутренних рынков труда, чтобы работники контролировали трудовые правила, а руководство, менеджеры и профессиональные группы контролировали организацию труда (как в автомобильной отрасли США).
4 Независимость профессиональных групп на рынке бизнес-услуг не обязательно означает, что эти группы заняли исключительно сильные переговорные позиции перед лицом менеджеров. Это может происходить как раз потому, что они находятся под плотным контролем со стороны менеджеров, не представляя собой никакой угрозы, что им позволяют производить собственные услуги на рынке.
180