Противодействие контролю предприятий над рынками труда может исходить из двух основных источников. Источником отраслевой модели являются сильные рабочие организации. Эти группы прежде всего занимаются созданием профессиональных карьерных траекторий. Я называю такую концепцию контроля отраслевой, потому что она опирается на профессиональное обучение либо непосредственно на рабочем месте, либо посредством сертифицированных обучающих программ, когда обучение проходит как на работе, так и в классах. В таких системах различия между менеджерами и работниками не слишком велики, так как управленческая работа ещё не полностью превратилась в профессию, и поэтому менеджеры низшего звена часто набираются из числа рядовых работников. Тем, кто нанимает новых работников и руководителей низшего звена, близки взгляды самих работников, потому что они проходят ту же профессиональную подготовку, что и те, кого они нанимают на работу. Типичная карьера связана с определённой профессией или набором профессий в рамках отрасли [Streeck 1996: 142-144].
|
|
176
Белые воротнички склонны поддерживать профессиональную систему, в которой привилегии зависят от экспертного знания [Stinchcombe 1959]. Профессионализм — это концепция труда, для которой характерна важная роль коллег по профессии, поддержка коллегиальности при помощи ассоциаций и опора на университеты в вопросах обучения персонала. Существуют по меньшей мере два варианта реализации системы профессионализма, которые, впрочем, зависят от того, в какой степени профессиональные группы полагаются на государство или на частные ассоциации. В случае государственнического профессионализма государство играет непосредственную роль в создании системы профессий. Оно создаёт систему школ и аккредитаций. Зачастую оно устанавливает систему экзаменов для поступления в эти школы и тем самым развивает иерархию профессиональных групп. Наконец, оно часто является главным работодателем для членов профессиональных групп. Система государственнического профессионализма привлекает экспертов, которые могут помочь правительству передавать политические проблемы на рассмотрение профессиональной экспертизы, тем самым деполитизируя эти проблемы. Системы профессионализма, полагающиеся на частные ассоциации в вопросах подтверждения квалификации, как правило, более автономны от государства и корпораций. В данном случае экспертные советы выдают сертификаты новым членам профессиональных групп посредством экзаменационных систем, либо посредством управления программами подготовки. Разумеется, что для легитимации своего монопольного положения в сфере сертификации подобные системы опираются на государство. Однако они сохраняют свою автономию, заявляя, что только они обладают достаточными знаниями для сертификации других профессиональных групп. В обоих представленных вариантах карьерные траектории построены вокруг компетенций или областей знания и, следовательно, не привязаны к отдельному предприятию или отрасли.
|
|
Когда мы говорим о системах занятости, одной из задач является включение в анализ образовательной системы. Э. Эббот утверждает, что «12 лет, проведённые в школе большинством граждан.., со всей очевидностью подготавливают в скрытом виде модель для последующего формирования производственных отношений... образование является главной опорой со-
177
временных структур найма персонала» [Abbott 1989: 287-288]. Степень, в какой в обществе развиты системы занятости, основанные на приверженности отрасли, профессии или организации, является одновременно причиной и следствием структуры всей образовательной системы — от детского сада до защиты дипломных проектов.
Марксисты склонны рассматривать образовательную систему как источник воспроизводства и легитимации капиталистического неравенства [Bowles, Gintis 1976]. Раз школы с момента своего формирования способствуют воспроизводству систем занятости, они могут оказывать ключевое влияние в двух случаях. Во-первых, в те критические моменты, когда существует возможность появления систем занятости, акторы в образовательной системе, объединённые с менеджерами, профессиональными группами, работниками или государством, могут сыграть свою роль в институционализации какой-либо системы отношений занятости. Это особенно важно для тех групп, которые пытаются утвердиться в качестве профессионалов. Университеты служат основой власти, необходимой для легитимации притязаний этих групп по контролю над сертификацией.
Во-вторых, появившиеся образовательные элиты могут оказывать влияние на подготовку различных групп работников. В этом случае может иметь место обратная связь с системами занятости, способствующая их воспроизводству или разрушению. Массовое производство юристов в США в 1970-е и 1980-е годы изменило многие черты отношений занятости, включая склонность работников использовать судебную систему для оказания давления на работодателей. Другим примером служит попытка медицинских вузов взять под свой контроль предложение труда врачей в США, тем самым увеличивая их относительные доходы и автономию [Starr 1982].
В той степени, в которой педагоги образуют обособленную группу в обществе, они разделены согласно относительному размеру и силе групп своих потенциальных клиентов. Начальные и средние школы конкурируют с местными колледжами и университетами за финансирование и влияние. Концепция контроля, присущая отраслевой системе, поддерживается средними школами и местными колледжами, тогда как профессиональная система получает поддержку от университетов. Так происходит потому, что средние школы и местные колледжи видят свою за-
1/8
дачу в подготовке студентов к работе на конкретных рабочих местах. Университеты же всячески подчёркивают, что они готовят студентов, способных аналитически рассматривать проблемы. Их студенты обладают множеством абстрактных знаний, специализируясь в какой-либо предметной области. Университеты представляют собой ворота для более продвинутой профессиональной подготовки. В них работают учёные, которые считают себя обладателями экспертного знания. Огромная послевоенная экспансия высшего образования в США привела к росту общего образовательного уровня населения. Сейчас около 25% населения окончили колледжи. Неудивительно, что за это время выросло число профессионалов-специалистов и менеджеров. Это также усилило влияние университетов.