Занятия основной гимнастикой

Как заметят дипломированный специалист по гимнастике и студент, готовящийся стать таковым, надо иметь в виду следующее. Понятие «основная гимнастика» мы вкладываем не тот смысл, который использовался десятки лет назад в учебниках. Тогда подразумевалось, что основная гимнастика призвана сформировать у занимающихся некую совокупность качеств и способностей, которая стала бы основой дальнейшего совершенствования, физкультурной или спортивной подготовленности. Считалось, что основная гимнастика направлена на общее развитие и укрепление здоровья, овладение основными двигательными навыками.

Однако решить такие «высокие» проблемы основная гимнастика не могла, поскольку в ней использовались практически безнагрузочные, простые упражнения, с помощью которых попросту невозможно было развить двигательные способности и тем более реализовать их в какой-либо сложной (даже бытовой) деятельности.

По сути основная гимнастика давала некоторый эффект лишь в работе с детьми дошкольного возраста, которая осуществлялась не по принципу «развитой!», а только не «навреди!». Поэтому не меняя самого названия, специалисты пытались повысить эффективность основной гимнастики путем внедрения новых форм занятий: поточной, циклической – выполнение упражнений на гимнастических снарядах (К. К. Шакиров, 1986), круговой (и. А. Гуревич, 1985) и др., которые в аспекте развивающего средства опять таки не способствовали должного уровня двигательного развития. Поэтому и специалисты, и сами занимающиеся вполне резонно стали обращать все большее внимание на спортивные гимнастические упражнения. Но спортивная гимнастика в тот период (60-80-е годы ХХ в.) оказалась доступной лишь тем, у кого уже были способности, соответствующие ее специфическим требованиям, т. е. не «подавляющему большинству».

Так продолжалось до 1987 г., когда была введена в действие «гимнастика для масс» - классификационная программа категории «Б», - доступная, интересная и действительно эффективная как средство двигательного совершенствования. Но ос временем стало ясно, что и эта физического воспитания требует различных корректировок – для повышения результативности занятий с целью именно разностороннего базового развития. Так возникли варианты сочетания занятий гимнастическими и другими упражнениями, о которых говорится ниже и которые в оздоровительно-развивающем аспекте правомерно считать основными.

Занятия гимнастикой спортивно-оздоровительной направ­ленности в основном сводятся к совершенствованию по класси­фикационной программе категории «Б». В соответствии с одной из главных задач этой программы — обеспечением доступности разрядных нормативов в ней используются значительно более легкие упражнения, чем те, которые нацеливают особо одарен­ных гимнастов на высшее мастерство. Тем не менее и занятия с более легким содержанием требуют систематичности, настой­чивости, собранности, физического труда и соответствующего психологического настроя.

Нужно учитывать, что вряд ли занимающийся получит ис­тинное удовлетворение, если, легко выполнив норму III разряда, остановится в своем совершенствовании и не попытается овла­деть упражнениями II и I разрядов — более сложными, но опять- таки вполне доступными. Особенно важно создать правильную мотивацию, поскольку здесь имеется большая свобода выбора тех видов многоборья, которые наиболее нравятся гимнасту, и упраж­нений, которые в большей степени адекватны его возможностям.

Однако необходимо также соблюдение определенной методи­ки подготовки и обучения, обеспечение преемственности техни­ческих навыков и подготовленности в целом, формируемых на разных уровнях подготовленности.

Организация и содержание занятий

Для успешного овладения программным материалом гимна­сты должны обладать достаточными уровнями развития силовых качеств, гибкости, функции равновесия, а также определенной психологической готовностью.

Эти и другие качества развиты у желающих заниматься спор­тивной гимнастикой не одинаково, поэтому и содержание за­нятий должно быть разным. При этом следует иметь в виду, что одной из важнейших задач, решаемых в процессе специальных занятий, является привитие устойчивой потребности в двига­тельной активности за счет постоянного поддержания интереса к занятиям с помощью разнообразных и действенных упражне­ний и определенного его стимулирования.

Выбирая в качестве основного содержания занятий упражне­ния на гимнастических снарядах, следует так организовать их, чтобы занимающиеся видели как можно больше результатов своей работы, свидетельствующих о ее пользе и достигнутых успехах.


В связи с этим целесообразно использовать несколько вариан­тов занятий, подбирая их в соответствии с возможностями зани­мающихся и с целью включения в тренировку новых элементов.

За счет большого разнообразия используемых упражнений тренировка на гимнастических снарядах расширяется (и по смыслу, и по содержанию) до основной гимнастики, т.е. форми­рующей физические качества и прикладные умения и навыки.

Вариант 1 — для начинающих

Ставятся простые, легко достижимые цели.

Основная задача — обеспечение физической и двигательной готовности к специализированным занятиям.

Занятие состоит из пяти частей.

Первая часть — разминка: спокойная, с проработкой всех групп мышц. Вначале проводится раздельным способом; а затем — по­точным. Темп движений постепенно увеличивается. Продолжи­тельность — 15—20 мин.

Вторая часть — специальные развивающие упражнения об­щего воздействия на отдельные физические качества. Продол­жительность - 20—25 мин.

Третья часть — упражнения в видах многоборья, доступные занимающимся в данный момент, или подготовительные упраж­нения для видов многоборья. Используются 1—2 вида многобо­рья. Продолжительность — 10—15 мин.

Четвертая часть — подвижная игра, нетрудная эстафета или несколько простых ритмических упражнений под музыку. Про­должительность - 5—10 мин.

Пятая часть - расслабление и успокаивающие упражнения. Продолжительность — 5—10 мин.

Общее время занятия — 60—90 мин.

Вариант 2 — для имеющих базовую подготовленность

Начиная со второго варианта, постепенно переходят к более специализированным задачам и средствам их решения — в со­ответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Тем не менее использование разнообразных упражнений остает­ся одним из важных условий занятия.

Первая часть — поточная разминка для всех групп мышц. Про­должительность — 15 мин.

Вторая часть — упражнения на снарядах. Продолжитель­ность — 35—45 мин.

Третья часть - специальные упражнения для совершенство­вания физических качеств. Продолжительность — 15—20 мин.

Четвертая часть — расслабление и успокаивающие упражне­ния. Продолжительность — 5—10 мин.

Общее время занятия — 60—90 мин.

Вариант 3 — для имеющих специальную подготовленность

Первая часть — поточная разминка или легкие упражнения ритмической гимнастики. Продолжительность — 15 мин.

Вторая часть — упражнения на снарядах. Продолжитель­ность — 35—45 мин.

Третья часть - подвижная игра или эстафета. Продолжитель­ность — 5—15 мин.

Четвертая часть — упражнения на гибкость и успокаиваю­щие, расслабленные позы. Продолжительность - 10-15 мин.

Общее время занятия — 60—90 мин.

Вариант 4 — для подготовленных гимнастов

Первая часть — поточная разминка. Продолжительность — 15 мин.

Вторая часть - упражнения на снарядах. Продолжитель­ность — 35—45 мин.

Третья часть — ритмическая гимнастика. Продолжитель­ность - 20-25 мин.

Четвертая часть — упражнения на гибкость. Продолжитель­ность — 10—15 мин.

Пятая часть — успокаивающие упражнения, расслабление. Продолжительность — 5—10 мин.

Общее время занятия — 90—120 мин.

Примечание. Упражнения ритмической гимнастики рекомендует­ся использовать после снарядовых упражнений, а не до них: во-первых, именно снарядовая гимнастика в данном случае является основным ма­териалом; во-вторых, ритмические упражнения должны быть достаточ­но нагрузочными, но эта нагрузка может оказаться чрезмерной для того, чтобы после нее осваивать основной материал. Поэтому, увязывая эти два условия, целесообразно придерживаться указанного порядка выпол­нения упражнений.

Методика специальной физической подготовки (СФП)

В содержание занятий необходимо включать упражнения об­щей и специальной физической подготовки. Они могут выпол­няться как на занятии — в одной из его частей, так и в специаль­но отведенное время.

Специальная физическая подготовка осуществляется непо­средственно на занятиях в секциях и кружках гимнастики. При этом процентное соотношение средств специальной физической и технической подготовки должно быть следующим: для млад­ших разрядов — 70:30, для второго разряда — 60:40, для первораз­рядников —50:50.

Специальная физическая подготовка должна быть направле­на на развитие таких двигательных качеств, которые необходи­мы для выполнения того или иного гимнастического элемента. К примеру, нельзя научить занимающегося подъему разгибом на перекладине, если он не может ни разу поднять прямые ноги к грифу, т.е. если у него недостаточно развиты мышцы брюшного пресса.

В качестве средств СФП для разностороннего развития сило­вых качеств следует использовать упражнения в висах и упорах, с отягощениями и амортизаторами, на тренажерах и лопингах (даже на простых качелях и «гигантских шагах»). Последняя рекомен­дация — вовсе не лишняя: силовые напряжения, осуществляемые гимнастом во время вращений на тренажерах и лопингах, имеют самый непосредственный перенос в практику его тренировки на гимнастических снарядах.

В плане общей (а не только специальной) физической подготов­ки необходимо уделять достаточно внимания развитию гибкости, ловкости и выносливости. Это достигается за счет использования общеизвестных упражнений. Здесь лишь подчеркивается особая значимость для гимнастов физической подготовки и необходи­мости самого широкого использования ее средств.

В специальной подготовке гимнастов весьма эффективно применение метода круговой тренировки. Количество «станций» и дозировка нагрузки устанавливаются в зависимости от кон­тингента и уровня подготовленности занимающихся. Для гим­настов, приступающих к овладению классификационной про­граммой категории «Б», можно рекомендовать следующий набор «станций» и упражнений:

Подтягивание в висе на перекладине (или высокой опоре).

Передвижение на руках в упоре на брусьях (в разных вари­антах).

Поднимание ног в висе разными способами (махом, рыв­ками и т.п.).

Опираясь передней поверхностью тела о коня, а руками захватив рейку гимнастической стенки (лучше — ниже уровня коня), маховое поднимание ног назад. Следует выполнять и ма­ховое поднимание ног вперед, с опорой спиной — но не сразу после упражнения 4, а после ряда других.

Лазание по канату (доступным способом).

Наклоны туловища назад (или «мост»),

Отжимания в упоре или упоре лежа.

Наклоны туловища в положении сидя (ноги врозь или вместе).

Прыжки со скакалкой или многоскоки.

Махи прямыми ногами в разные стороны, стоя у опоры.

Стойка на руках у стены (на время).

Вращательные упражнения.

Количество «станций» и содержание упражнений во многом определяются условиями проведения занятий и технической оснащенностью зала или площадки. Но следует иметь в виду, что, изменяя характер упражнений и количество повторений, можно: 1) добиться одновременного развития нескольких ка­честв; 2) значительно увеличить нагрузку на занятии. Это позво­лит сократить общее время, необходимое для предварительной подготовки по развитию физического потенциала.

Кроме упражнений, повышающих физический потенциал гимнаста, необходимо применять и такие, которые развива­ют способности реализовывать его в специфических условиях снарядовой гимнастики. Этому способствуют упражнения для оценки временных, пространственных и силовых параметров суставных движений и перемещений гимнаста по отношению к снаряду и другим ориентирам. Такие способности развиваются уже при выполнении простейших упражнений (например, при выполнении прыжка на заданное расстояние, маха ногами до определенной высоты и т.п.).

Для овладения упражнениями гимнастики категории «Б» не требуется особой вестибулярной тренировки — достаточно хо­рошей ориентировки в пространстве при некоторых сбивающих факторах, т.е. уровня, определяющего возможность заниматься гимнастическими упражнениями в видах многоборья.

Все это достигается в процессе утренней зарядки, в подгото­вительной части тренировок, а также в процессе занятий СФП. Для достижения требуемого исходного уровня вестибулярной устойчивости полезны следующие упражнения:

Наклоны головы вперед, назад и в стороны. По 10—12 раз в каждую сторону (сначала в медленном темпе, а после ряда заня­тий — в быстром и переменном, но с постепенным убыстрением и должной разминкой).

Вращения головой. До 20 в каждую сторону — меняя темп движений, как в первом упражнении.

Выполнить упражнения 1 и 2 с закрытыми глазами.

То же, периодически (можно аритмично, но по заданию) закрывая и открывая глаза.

Наклоны туловища вперед, назад и в стороны — с открыты­ми и закрытыми глазами. По 10-12 раз в каждую сторону.

Вращения туловища — с открытыми и закрытыми глазами, а также закрывая и открывая глаза. По 10—12 раз в каждую сторону.

Выполнить упражнения 2, 4 и 6 с последующей фиксацией стойки на носках и на носке одной ноги на 4-5 счетов.

Комбинированные упражнения, в которых сочетаются на­клоны, повороты и вращения головы и туловища с последующей фиксацией стойки на носках или на носке одной ноги.

Необходимо отметить, что все подготовительные упражнения не нужно доводить до уровня навыка. Выполнять их следует столь­ко, чтобы убедиться, что занимающийся владеет этим движением и с заданием справляется, — значит, можно переходить к изуче­нию конкретного упражнения классификационной программы.

При проведении занятия особое значение имеет способ орга­низации выполнения упражнений.

Гимнастика на снарядах много теряет как средство физическо­го совершенствования из-за того, что занимающимся приходится долго ждать своей очереди, чтобы выполнить упражнение. Часто во время затянувшегося вынужденного отдыха гимнасты успевают «остыть»; в результате следующий подход оказывается недоста­точно эффективным и даже возникает риск травмы. Чаще всего так происходит с начинающими гимнастами и младшеразрядниками: наполняемость групп у них довольно большая, а двигатель­ный опыт пока еще недостаточен для того, чтобы использовать его самостоятельно, без контроля со стороны преподавателя.

В связи с этим целесообразно:

1) выполнять одновременно основную и дополнительную ра­боту. Например, группа занимается на брусьях. Один гимнаст вы­полняет упражнение на снаряде; другой, ожидая своей очереди, наблюдает за ним и слушает замечания преподавателя; третий готовится, мысленно представляя выполнение упражнения (на­пример, когда натирает руки магнезией). Остальные гимнасты выполняют специальные подготовительные упражнения (если ждать очереди долго) или имитационные (если ждать недолго). То же и на других снарядах. Если же есть несколько комплектов снарядов (двое брусьев, 2—3 акробатические дорожки, 2-3 брев­на разной высоты и т.д.), то проведение занятий значительно упрощается, поскольку не очень сложные (по крайней мере, не опасные) упражнения могут выполнять сразу несколько человек;

выполнять относительно простые упражнения самостоя­тельно или использовать одновременно два разных снаряда за счет разделения группы на две подгруппы. Например, основной снаряд — брусья. Первая подгруппа занимается под руковод­ством преподавателя и выполняет на них трудные и сложные упражнения, требующие помощи. Вторая подгруппа в это вре­мя по заданию преподавателя выполняет подготовительные или какие-нибудь несложные упражнения на бревне. Причем в по­следнем случае используется именно дополнительный материал, а не основной, который будет изучаться на занятии вместе с препо­давателем. Когда закончится время, отведенное для упражнений на брусьях, первая подгруппа переходит к выполнению дополни­тельных упражнений (например, на акробатической дорожке), а преподаватель прорабатывает со второй подгруппой основной материал на бревне.

Следует подчеркнуть, что при этом вторая подгруппа уже спе­циально подготовлена к изучению основного материала на брев­не. В дальнейшем преподаватель так же поступит с подгруппой, занимавшейся на акробатической дорожке, а вторая перейдет к выполнению дополнительных упражнений (например, на низ­ких брусьях).

Таким образом, дробление учебной группы на подгруппы по­зволяет повысить плотность занятия и выполнить больший объ­ем работы;

там, где это возможно (на бревне, в акробатике, опорных прыжках), посвящать часть отведенного времени выполнению поточных упражнений. Это позволит повысить моторную плот­ность занятия и самостоятельность занимающихся;

применять в качестве дополнительных (общеразвивающих или специальных) упражнения на лопингах, тренажерах, специ­альных устройствах;

при достаточном оснащении зала использовать групповой способ выполнения упражнений на снарядах. Этому способству­ет применение многокомплектного универсального гимнастиче­ского оборудования.

Следует иметь в виду, что сочетание рекомендованных за­нятий с ежедневной утренней зарядкой, другими видами двига­тельной активности (пробежками на свежем воздухе, или легким бегом на лыжах, или катанием на велосипеде), а также с природ­ными оздоровительными факторами позволяет значительно по­высить их эффективность.

Контрольные вопросы и задания

Каковы принципы разработки оздоровительных программ (на примере фитнесса)?

Расскажите о методических требованиях к организации за­нятий оздоровительным фитнессом.

Каковы правила организации занятий, направленных на решение задач общей физической подготовки (ОФП)?

Назовите наиболее эффективные программы комплексно- комбинированных занятий оздоровительной гимнастикой.

Что составляет содержание понятия «основная гимнастика» на современном этапе? Какой смысл вкладывали в это понятие специалисты в прошлом веке?

В чем заключается специфика организации занятий основ­ной гимнастикой? Приведите пример варианта занятий.

Дайте характеристику упражнений специальной физической подготовки (СФП), используемых на занятиях основной гимна­стикой.

Глава 7.

АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

7.1. Массовые гимнастические выступления

7.1.1. Краткая историческая справка

Спортивно-гимнастические праздники прошли в своем раз­витии долгий путь: от простых показательных выступлений с це­лью популяризации занятий гимнастикой до больших спортив­но-художественных представлений, настоящих театрализованных спектаклей.

Зрелищность синхронных действий спортсменов в групповых, а затем и в массовых упражнениях с большим успехом использова­лась энтузиастами гимнастики в Европе в конце прошлого столетия, при организации Всесокольских гимнастических слетов. Родилась традиция, которую почти 100 лет поддерживали в Чехословакии, — организация знаменитых Спартакиад, основным содержанием ко­торых были массовые спортивно-гимнастические выступления.

По сей день существуют и пользуются достаточной популяр­ностью Всемирные гимнастрады, в которых регулярно принимают участие гимнасты со всего земного шара. В их программу — поми­мо встреч специалистов, публичных демонстраций современных достижений и новейших методик обучения этому виду физиче­ской деятельности — в доминирующем объеме включены гимна­стические зрелища и массовые празднества.

В истории развития физической культуры и спортивного дви­жения в нашей стране весьма заметный след оставили физкуль­турные парады. Они проводились в Москве, на Красной площа­ди; пик популярности этих зрелищ пришелся на 30—40-е годы XX века, когда количество участвующих спортсменов превыша­ло 100 тысяч человек (1934—36 гг.).

В своем развитии физкультурные парады прошли несколько этапов; изменялись и организация их проведения, и содержание выступлений. И если вначале это были хорошо организованные шествия, перемещения по площади с короткими остановками перед главной трибуной, то в дальнейшем это зрелище стало представлять собой калейдоскоп массовых выступлений делега­ций различных спортивных обществ или союзных республик со своими композициями упражнений, с использованием ориги­нальных предметов и конструкций.

В 50-е годы изменилась социальная востребованность спортив­ных зрелищ - началась эра Спартакиад народов СССР. И полтора десятка спортивно-художественных праздников, связанных с це­ремониями открытия, а иногда и закрытия Спартакиад, явились признанным во всем мире уникальным фондом отечественной школы массового спортивного представления на стадионе.

Лучшие специалисты этой школы работали над подготовкой и проведением грандиозных праздников открытия и закрытия VI и XII Всемирных фестивалей молодежи и студентов, Игр XXII Олимпиады, I и III Игр Доброй воли, I Спартакиады Содруже­ства независимых государств.

Эти события, а также многочисленные празднования знаме­нательных государственных дат, юбилейных торжеств в городах и краях, включавшие в свои программы спортивные представ­ления, служили хорошим катализатором для развития массового спортивного театра, для практической подготовки профессио­нальных кадров в этой области физкультурного движения и что особенно важно — для пропаганды спорта.

Славную плеяду специалистов по подготовке массовых спор­тивно-художественных представлений по праву могли бы возгла­вить К.Я. Гойлезовский, И.А. Моисеев, И.М. Туманов, которые явно выделялись своими работами на стадионах среди большого количества других, не менее именитых профессиональных режис­серов и балетмейстеров. Из спорта пришло немало талантливых людей, обладающих эстетическим вкусом и прекрасными органи­заторскими способностями. Наиболее известны - А.Т. Брыкин, А.А. Губанов, М.Т. Окунев, Л.П. Орлов, М.Д. Сегал, Н.П. Се­рый, Я.Б. Теверовский, В.А. Губанов, Д.К. Осипов, М.А. Закута, М.В. Левин, Б.Н. Петров, Г.Б. Рабиль, В.А. Алексеев, Л.В. Нем­чик, Е.А. Мельников, В.М. Пашко.

В настоящее время необходимость подготовки такого рода спе­циалистов остается по-прежнему актуальной - хотя бы потому, что интерес зрителей к соревнованиям по различным видам спорта значительно снизился. Церемонии торжественного открытия и за­крытия соревнований, запоминающаяся процедура награждения, сюрпризы для болельщиков в ходе соревнований и во время вы­нужденных или запланированных перерывов — все это работа спор­тивного режиссера, добротность которой в какой-то мере помогает вернуть зрителей на трибуны спортивных залов и стадионов.

Кроме того, спорт располагает неограниченными возможно­стями для создания массовых зрелищ на стадионах и спортивных площадках, которые при удачном использовании имеющихся выразительных средств можно превращать в красочные сюжет­ные спектакли.

В основе организации такого рода спектаклей лежит «гимнасти­ческий метод» составления и разучивания двигательных компози­ций, а также особый стиль общения с большими группами участни­ков, культивируемый обычно на академических занятиях основной гимнастикой: условная терминология, строевые команды и распо­ряжения, специальный методический алгоритм проведения учеб­но-тренировочного (репетиционного) процесса. Поэтому очень ча­сто в роли режиссеров спортивно-художественных представлений оказываются тренеры-преподаватели по гимнастике.

7.1.2. Выразительные средства массовых гимнастических выступлений

Выразительными средствами массовых гимнастических вы­ступлений являются различные виды физических упражнений, специально аранжированных для того, чтобы наиболее зрелищ­но реализовать замыслы того или иного сценария.

В число этих средств входят всевозможные построения и пе­рестроения, массовые вольные упражнения, упражнения на спе­циальных конструкциях и спортивных снарядах, акробатические упражнения, поточные упражнения, фоновые действия.

Построения и перестроения

Расположение участников выступления в определенном ри­сунке (орнаментальном или образно-смысловом), маршруты перемещений участников в таких рисунках, появление коллек­тива на основной площадке (выход), организованная эвакуация спортсменов с места действия (уход) — все это требует не только подробного планирования действий каждого участника с точным учетом и расчетом роста, длины шага, используемых расстояний, но и достаточной высоты трибун для зрителей, удачного ракурса для обозрения. Тогда легко прочитываются и оцениваются ори­гинальность предложенных рисунков (построений), количество вовлекаемых в действие групп участников, их состав, масштаб­ность и динамичность перемещений (перестроений).

Построения и перестроения так или иначе представлены в выступлениях любого коллектива, а в содержании программ зна­менных и фонируюших групп (см. ниже) они являются основ­ными выразительными средствами.

Массовые вольные упражнения

Эти упражнения — пожалуй, самая популярная составная часть массовых представлений, главный компонент показатель­ных выступлений, своеобразная «хореографическая» основа спортивного зрелища.

Широкий диапазон трудности массовых вольных упражнений - от простейших движений рукой, ногой, туловищем и головой, доступных каждому «практически здоровому» человеку, до «не­мыслимых» сочетаний этих движений на уровне трюка - позво­ляет использовать это средство любым категориям участников.

Содержание вольных упражнений может быть сугубо гимна­стическим (собственно вольные упражнения с элементами малой акробатики) или представлять собой набор общеразвивающих упражнений типа «зарядки». В этой группе зрелищность компо­зиции зависит в большей степени от: скорости выполнения от­дельных движений; возможности изменять эту скорость (темпы и ритмы композиции); соотношения движений различными ча­стями тела; количества и сочетания «высоких» и «низких» поз; наличия или отсутствия «контрастных» действий, выполняемых одновременно разными группами участников, и т.д.


Другую группу вольных упражнений могут составить упражне­ния имитационного или тематического характера. Перед автором композиции и участниками-исполнителями ставится задача пока­зать при помощи движений тот или иной вид человеческой деятель­ности (трудовой, спортивной, военной и т.п.) или создать какой-то зримый образ, обозначенный сюжетом сценария (воды, земли, цве­тов, деревьев, снега, облаков, сооружений, механизмов и т.п.).

Составляя такие композиции, режиссер-постановщик не только занимается поиском двигательного или костюмного ре­шения этих задач, но и обращается к использованию различных спортивных и декоративных предметов.

Эти предметы можно условно разделить на два вида: индиви­дуальные и групповые (одним предметом одновременно опери­руют несколько человек).

К индивидуальным предметам относятся: палки, мячи, флаж­ки, булавы, гантели, обручи, гирлянды, ленты, гири, шарфы, кубы, скакалки, трансформирующиеся предметы.

К групповым предметам следует отнести: полотнища, ше­сты, лестницы, скамейки, щиты, макеты, трансформирующиеся предметы.

Если же тот или иной вид спорта можно представить на празднике с помощью не имитации, а участия представителей конкретной спортивной специализации, то массовые вольные упражнения могут стать борцовскими, фехтовальными, футболь­ными, волейбольными, баскетбольными и т.д.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: