Как заметят дипломированный специалист по гимнастике и студент, готовящийся стать таковым, надо иметь в виду следующее. Понятие «основная гимнастика» мы вкладываем не тот смысл, который использовался десятки лет назад в учебниках. Тогда подразумевалось, что основная гимнастика призвана сформировать у занимающихся некую совокупность качеств и способностей, которая стала бы основой дальнейшего совершенствования, физкультурной или спортивной подготовленности. Считалось, что основная гимнастика направлена на общее развитие и укрепление здоровья, овладение основными двигательными навыками.
Однако решить такие «высокие» проблемы основная гимнастика не могла, поскольку в ней использовались практически безнагрузочные, простые упражнения, с помощью которых попросту невозможно было развить двигательные способности и тем более реализовать их в какой-либо сложной (даже бытовой) деятельности.
По сути основная гимнастика давала некоторый эффект лишь в работе с детьми дошкольного возраста, которая осуществлялась не по принципу «развитой!», а только не «навреди!». Поэтому не меняя самого названия, специалисты пытались повысить эффективность основной гимнастики путем внедрения новых форм занятий: поточной, циклической – выполнение упражнений на гимнастических снарядах (К. К. Шакиров, 1986), круговой (и. А. Гуревич, 1985) и др., которые в аспекте развивающего средства опять таки не способствовали должного уровня двигательного развития. Поэтому и специалисты, и сами занимающиеся вполне резонно стали обращать все большее внимание на спортивные гимнастические упражнения. Но спортивная гимнастика в тот период (60-80-е годы ХХ в.) оказалась доступной лишь тем, у кого уже были способности, соответствующие ее специфическим требованиям, т. е. не «подавляющему большинству».
|
|
Так продолжалось до 1987 г., когда была введена в действие «гимнастика для масс» - классификационная программа категории «Б», - доступная, интересная и действительно эффективная как средство двигательного совершенствования. Но ос временем стало ясно, что и эта физического воспитания требует различных корректировок – для повышения результативности занятий с целью именно разностороннего базового развития. Так возникли варианты сочетания занятий гимнастическими и другими упражнениями, о которых говорится ниже и которые в оздоровительно-развивающем аспекте правомерно считать основными.
Занятия гимнастикой спортивно-оздоровительной направленности в основном сводятся к совершенствованию по классификационной программе категории «Б». В соответствии с одной из главных задач этой программы — обеспечением доступности разрядных нормативов в ней используются значительно более легкие упражнения, чем те, которые нацеливают особо одаренных гимнастов на высшее мастерство. Тем не менее и занятия с более легким содержанием требуют систематичности, настойчивости, собранности, физического труда и соответствующего психологического настроя.
|
|
Нужно учитывать, что вряд ли занимающийся получит истинное удовлетворение, если, легко выполнив норму III разряда, остановится в своем совершенствовании и не попытается овладеть упражнениями II и I разрядов — более сложными, но опять- таки вполне доступными. Особенно важно создать правильную мотивацию, поскольку здесь имеется большая свобода выбора тех видов многоборья, которые наиболее нравятся гимнасту, и упражнений, которые в большей степени адекватны его возможностям.
Однако необходимо также соблюдение определенной методики подготовки и обучения, обеспечение преемственности технических навыков и подготовленности в целом, формируемых на разных уровнях подготовленности.
Организация и содержание занятий
Для успешного овладения программным материалом гимнасты должны обладать достаточными уровнями развития силовых качеств, гибкости, функции равновесия, а также определенной психологической готовностью.
Эти и другие качества развиты у желающих заниматься спортивной гимнастикой не одинаково, поэтому и содержание занятий должно быть разным. При этом следует иметь в виду, что одной из важнейших задач, решаемых в процессе специальных занятий, является привитие устойчивой потребности в двигательной активности за счет постоянного поддержания интереса к занятиям с помощью разнообразных и действенных упражнений и определенного его стимулирования.
Выбирая в качестве основного содержания занятий упражнения на гимнастических снарядах, следует так организовать их, чтобы занимающиеся видели как можно больше результатов своей работы, свидетельствующих о ее пользе и достигнутых успехах.
В связи с этим целесообразно использовать несколько вариантов занятий, подбирая их в соответствии с возможностями занимающихся и с целью включения в тренировку новых элементов.
За счет большого разнообразия используемых упражнений тренировка на гимнастических снарядах расширяется (и по смыслу, и по содержанию) до основной гимнастики, т.е. формирующей физические качества и прикладные умения и навыки.
Вариант 1 — для начинающих
Ставятся простые, легко достижимые цели.
Основная задача — обеспечение физической и двигательной готовности к специализированным занятиям.
Занятие состоит из пяти частей.
Первая часть — разминка: спокойная, с проработкой всех групп мышц. Вначале проводится раздельным способом; а затем — поточным. Темп движений постепенно увеличивается. Продолжительность — 15—20 мин.
Вторая часть — специальные развивающие упражнения общего воздействия на отдельные физические качества. Продолжительность - 20—25 мин.
Третья часть — упражнения в видах многоборья, доступные занимающимся в данный момент, или подготовительные упражнения для видов многоборья. Используются 1—2 вида многоборья. Продолжительность — 10—15 мин.
Четвертая часть — подвижная игра, нетрудная эстафета или несколько простых ритмических упражнений под музыку. Продолжительность - 5—10 мин.
Пятая часть - расслабление и успокаивающие упражнения. Продолжительность — 5—10 мин.
Общее время занятия — 60—90 мин.
Вариант 2 — для имеющих базовую подготовленность
Начиная со второго варианта, постепенно переходят к более специализированным задачам и средствам их решения — в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Тем не менее использование разнообразных упражнений остается одним из важных условий занятия.
|
|
Первая часть — поточная разминка для всех групп мышц. Продолжительность — 15 мин.
Вторая часть — упражнения на снарядах. Продолжительность — 35—45 мин.
Третья часть - специальные упражнения для совершенствования физических качеств. Продолжительность — 15—20 мин.
Четвертая часть — расслабление и успокаивающие упражнения. Продолжительность — 5—10 мин.
Общее время занятия — 60—90 мин.
Вариант 3 — для имеющих специальную подготовленность
Первая часть — поточная разминка или легкие упражнения ритмической гимнастики. Продолжительность — 15 мин.
Вторая часть — упражнения на снарядах. Продолжительность — 35—45 мин.
Третья часть - подвижная игра или эстафета. Продолжительность — 5—15 мин.
Четвертая часть — упражнения на гибкость и успокаивающие, расслабленные позы. Продолжительность - 10-15 мин.
Общее время занятия — 60—90 мин.
Вариант 4 — для подготовленных гимнастов
Первая часть — поточная разминка. Продолжительность — 15 мин.
Вторая часть - упражнения на снарядах. Продолжительность — 35—45 мин.
Третья часть — ритмическая гимнастика. Продолжительность - 20-25 мин.
Четвертая часть — упражнения на гибкость. Продолжительность — 10—15 мин.
Пятая часть — успокаивающие упражнения, расслабление. Продолжительность — 5—10 мин.
Общее время занятия — 90—120 мин.
Примечание. Упражнения ритмической гимнастики рекомендуется использовать после снарядовых упражнений, а не до них: во-первых, именно снарядовая гимнастика в данном случае является основным материалом; во-вторых, ритмические упражнения должны быть достаточно нагрузочными, но эта нагрузка может оказаться чрезмерной для того, чтобы после нее осваивать основной материал. Поэтому, увязывая эти два условия, целесообразно придерживаться указанного порядка выполнения упражнений.
Методика специальной физической подготовки (СФП)
В содержание занятий необходимо включать упражнения общей и специальной физической подготовки. Они могут выполняться как на занятии — в одной из его частей, так и в специально отведенное время.
|
|
Специальная физическая подготовка осуществляется непосредственно на занятиях в секциях и кружках гимнастики. При этом процентное соотношение средств специальной физической и технической подготовки должно быть следующим: для младших разрядов — 70:30, для второго разряда — 60:40, для перворазрядников —50:50.
Специальная физическая подготовка должна быть направлена на развитие таких двигательных качеств, которые необходимы для выполнения того или иного гимнастического элемента. К примеру, нельзя научить занимающегося подъему разгибом на перекладине, если он не может ни разу поднять прямые ноги к грифу, т.е. если у него недостаточно развиты мышцы брюшного пресса.
В качестве средств СФП для разностороннего развития силовых качеств следует использовать упражнения в висах и упорах, с отягощениями и амортизаторами, на тренажерах и лопингах (даже на простых качелях и «гигантских шагах»). Последняя рекомендация — вовсе не лишняя: силовые напряжения, осуществляемые гимнастом во время вращений на тренажерах и лопингах, имеют самый непосредственный перенос в практику его тренировки на гимнастических снарядах.
В плане общей (а не только специальной) физической подготовки необходимо уделять достаточно внимания развитию гибкости, ловкости и выносливости. Это достигается за счет использования общеизвестных упражнений. Здесь лишь подчеркивается особая значимость для гимнастов физической подготовки и необходимости самого широкого использования ее средств.
В специальной подготовке гимнастов весьма эффективно применение метода круговой тренировки. Количество «станций» и дозировка нагрузки устанавливаются в зависимости от контингента и уровня подготовленности занимающихся. Для гимнастов, приступающих к овладению классификационной программой категории «Б», можно рекомендовать следующий набор «станций» и упражнений:
Подтягивание в висе на перекладине (или высокой опоре).
Передвижение на руках в упоре на брусьях (в разных вариантах).
Поднимание ног в висе разными способами (махом, рывками и т.п.).
Опираясь передней поверхностью тела о коня, а руками захватив рейку гимнастической стенки (лучше — ниже уровня коня), маховое поднимание ног назад. Следует выполнять и маховое поднимание ног вперед, с опорой спиной — но не сразу после упражнения 4, а после ряда других.
Лазание по канату (доступным способом).
Наклоны туловища назад (или «мост»),
Отжимания в упоре или упоре лежа.
Наклоны туловища в положении сидя (ноги врозь или вместе).
Прыжки со скакалкой или многоскоки.
Махи прямыми ногами в разные стороны, стоя у опоры.
Стойка на руках у стены (на время).
Вращательные упражнения.
Количество «станций» и содержание упражнений во многом определяются условиями проведения занятий и технической оснащенностью зала или площадки. Но следует иметь в виду, что, изменяя характер упражнений и количество повторений, можно: 1) добиться одновременного развития нескольких качеств; 2) значительно увеличить нагрузку на занятии. Это позволит сократить общее время, необходимое для предварительной подготовки по развитию физического потенциала.
Кроме упражнений, повышающих физический потенциал гимнаста, необходимо применять и такие, которые развивают способности реализовывать его в специфических условиях снарядовой гимнастики. Этому способствуют упражнения для оценки временных, пространственных и силовых параметров суставных движений и перемещений гимнаста по отношению к снаряду и другим ориентирам. Такие способности развиваются уже при выполнении простейших упражнений (например, при выполнении прыжка на заданное расстояние, маха ногами до определенной высоты и т.п.).
Для овладения упражнениями гимнастики категории «Б» не требуется особой вестибулярной тренировки — достаточно хорошей ориентировки в пространстве при некоторых сбивающих факторах, т.е. уровня, определяющего возможность заниматься гимнастическими упражнениями в видах многоборья.
Все это достигается в процессе утренней зарядки, в подготовительной части тренировок, а также в процессе занятий СФП. Для достижения требуемого исходного уровня вестибулярной устойчивости полезны следующие упражнения:
Наклоны головы вперед, назад и в стороны. По 10—12 раз в каждую сторону (сначала в медленном темпе, а после ряда занятий — в быстром и переменном, но с постепенным убыстрением и должной разминкой).
Вращения головой. До 20 в каждую сторону — меняя темп движений, как в первом упражнении.
Выполнить упражнения 1 и 2 с закрытыми глазами.
То же, периодически (можно аритмично, но по заданию) закрывая и открывая глаза.
Наклоны туловища вперед, назад и в стороны — с открытыми и закрытыми глазами. По 10-12 раз в каждую сторону.
Вращения туловища — с открытыми и закрытыми глазами, а также закрывая и открывая глаза. По 10—12 раз в каждую сторону.
Выполнить упражнения 2, 4 и 6 с последующей фиксацией стойки на носках и на носке одной ноги на 4-5 счетов.
Комбинированные упражнения, в которых сочетаются наклоны, повороты и вращения головы и туловища с последующей фиксацией стойки на носках или на носке одной ноги.
Необходимо отметить, что все подготовительные упражнения не нужно доводить до уровня навыка. Выполнять их следует столько, чтобы убедиться, что занимающийся владеет этим движением и с заданием справляется, — значит, можно переходить к изучению конкретного упражнения классификационной программы.
При проведении занятия особое значение имеет способ организации выполнения упражнений.
Гимнастика на снарядах много теряет как средство физического совершенствования из-за того, что занимающимся приходится долго ждать своей очереди, чтобы выполнить упражнение. Часто во время затянувшегося вынужденного отдыха гимнасты успевают «остыть»; в результате следующий подход оказывается недостаточно эффективным и даже возникает риск травмы. Чаще всего так происходит с начинающими гимнастами и младшеразрядниками: наполняемость групп у них довольно большая, а двигательный опыт пока еще недостаточен для того, чтобы использовать его самостоятельно, без контроля со стороны преподавателя.
В связи с этим целесообразно:
1) выполнять одновременно основную и дополнительную работу. Например, группа занимается на брусьях. Один гимнаст выполняет упражнение на снаряде; другой, ожидая своей очереди, наблюдает за ним и слушает замечания преподавателя; третий готовится, мысленно представляя выполнение упражнения (например, когда натирает руки магнезией). Остальные гимнасты выполняют специальные подготовительные упражнения (если ждать очереди долго) или имитационные (если ждать недолго). То же и на других снарядах. Если же есть несколько комплектов снарядов (двое брусьев, 2—3 акробатические дорожки, 2-3 бревна разной высоты и т.д.), то проведение занятий значительно упрощается, поскольку не очень сложные (по крайней мере, не опасные) упражнения могут выполнять сразу несколько человек;
выполнять относительно простые упражнения самостоятельно или использовать одновременно два разных снаряда за счет разделения группы на две подгруппы. Например, основной снаряд — брусья. Первая подгруппа занимается под руководством преподавателя и выполняет на них трудные и сложные упражнения, требующие помощи. Вторая подгруппа в это время по заданию преподавателя выполняет подготовительные или какие-нибудь несложные упражнения на бревне. Причем в последнем случае используется именно дополнительный материал, а не основной, который будет изучаться на занятии вместе с преподавателем. Когда закончится время, отведенное для упражнений на брусьях, первая подгруппа переходит к выполнению дополнительных упражнений (например, на акробатической дорожке), а преподаватель прорабатывает со второй подгруппой основной материал на бревне.
Следует подчеркнуть, что при этом вторая подгруппа уже специально подготовлена к изучению основного материала на бревне. В дальнейшем преподаватель так же поступит с подгруппой, занимавшейся на акробатической дорожке, а вторая перейдет к выполнению дополнительных упражнений (например, на низких брусьях).
Таким образом, дробление учебной группы на подгруппы позволяет повысить плотность занятия и выполнить больший объем работы;
там, где это возможно (на бревне, в акробатике, опорных прыжках), посвящать часть отведенного времени выполнению поточных упражнений. Это позволит повысить моторную плотность занятия и самостоятельность занимающихся;
применять в качестве дополнительных (общеразвивающих или специальных) упражнения на лопингах, тренажерах, специальных устройствах;
при достаточном оснащении зала использовать групповой способ выполнения упражнений на снарядах. Этому способствует применение многокомплектного универсального гимнастического оборудования.
Следует иметь в виду, что сочетание рекомендованных занятий с ежедневной утренней зарядкой, другими видами двигательной активности (пробежками на свежем воздухе, или легким бегом на лыжах, или катанием на велосипеде), а также с природными оздоровительными факторами позволяет значительно повысить их эффективность.
Контрольные вопросы и задания
Каковы принципы разработки оздоровительных программ (на примере фитнесса)?
Расскажите о методических требованиях к организации занятий оздоровительным фитнессом.
Каковы правила организации занятий, направленных на решение задач общей физической подготовки (ОФП)?
Назовите наиболее эффективные программы комплексно- комбинированных занятий оздоровительной гимнастикой.
Что составляет содержание понятия «основная гимнастика» на современном этапе? Какой смысл вкладывали в это понятие специалисты в прошлом веке?
В чем заключается специфика организации занятий основной гимнастикой? Приведите пример варианта занятий.
Дайте характеристику упражнений специальной физической подготовки (СФП), используемых на занятиях основной гимнастикой.
Глава 7.
АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
7.1. Массовые гимнастические выступления
7.1.1. Краткая историческая справка
Спортивно-гимнастические праздники прошли в своем развитии долгий путь: от простых показательных выступлений с целью популяризации занятий гимнастикой до больших спортивно-художественных представлений, настоящих театрализованных спектаклей.
Зрелищность синхронных действий спортсменов в групповых, а затем и в массовых упражнениях с большим успехом использовалась энтузиастами гимнастики в Европе в конце прошлого столетия, при организации Всесокольских гимнастических слетов. Родилась традиция, которую почти 100 лет поддерживали в Чехословакии, — организация знаменитых Спартакиад, основным содержанием которых были массовые спортивно-гимнастические выступления.
По сей день существуют и пользуются достаточной популярностью Всемирные гимнастрады, в которых регулярно принимают участие гимнасты со всего земного шара. В их программу — помимо встреч специалистов, публичных демонстраций современных достижений и новейших методик обучения этому виду физической деятельности — в доминирующем объеме включены гимнастические зрелища и массовые празднества.
В истории развития физической культуры и спортивного движения в нашей стране весьма заметный след оставили физкультурные парады. Они проводились в Москве, на Красной площади; пик популярности этих зрелищ пришелся на 30—40-е годы XX века, когда количество участвующих спортсменов превышало 100 тысяч человек (1934—36 гг.).
В своем развитии физкультурные парады прошли несколько этапов; изменялись и организация их проведения, и содержание выступлений. И если вначале это были хорошо организованные шествия, перемещения по площади с короткими остановками перед главной трибуной, то в дальнейшем это зрелище стало представлять собой калейдоскоп массовых выступлений делегаций различных спортивных обществ или союзных республик со своими композициями упражнений, с использованием оригинальных предметов и конструкций.
В 50-е годы изменилась социальная востребованность спортивных зрелищ - началась эра Спартакиад народов СССР. И полтора десятка спортивно-художественных праздников, связанных с церемониями открытия, а иногда и закрытия Спартакиад, явились признанным во всем мире уникальным фондом отечественной школы массового спортивного представления на стадионе.
Лучшие специалисты этой школы работали над подготовкой и проведением грандиозных праздников открытия и закрытия VI и XII Всемирных фестивалей молодежи и студентов, Игр XXII Олимпиады, I и III Игр Доброй воли, I Спартакиады Содружества независимых государств.
Эти события, а также многочисленные празднования знаменательных государственных дат, юбилейных торжеств в городах и краях, включавшие в свои программы спортивные представления, служили хорошим катализатором для развития массового спортивного театра, для практической подготовки профессиональных кадров в этой области физкультурного движения и что особенно важно — для пропаганды спорта.
Славную плеяду специалистов по подготовке массовых спортивно-художественных представлений по праву могли бы возглавить К.Я. Гойлезовский, И.А. Моисеев, И.М. Туманов, которые явно выделялись своими работами на стадионах среди большого количества других, не менее именитых профессиональных режиссеров и балетмейстеров. Из спорта пришло немало талантливых людей, обладающих эстетическим вкусом и прекрасными организаторскими способностями. Наиболее известны - А.Т. Брыкин, А.А. Губанов, М.Т. Окунев, Л.П. Орлов, М.Д. Сегал, Н.П. Серый, Я.Б. Теверовский, В.А. Губанов, Д.К. Осипов, М.А. Закута, М.В. Левин, Б.Н. Петров, Г.Б. Рабиль, В.А. Алексеев, Л.В. Немчик, Е.А. Мельников, В.М. Пашко.
В настоящее время необходимость подготовки такого рода специалистов остается по-прежнему актуальной - хотя бы потому, что интерес зрителей к соревнованиям по различным видам спорта значительно снизился. Церемонии торжественного открытия и закрытия соревнований, запоминающаяся процедура награждения, сюрпризы для болельщиков в ходе соревнований и во время вынужденных или запланированных перерывов — все это работа спортивного режиссера, добротность которой в какой-то мере помогает вернуть зрителей на трибуны спортивных залов и стадионов.
Кроме того, спорт располагает неограниченными возможностями для создания массовых зрелищ на стадионах и спортивных площадках, которые при удачном использовании имеющихся выразительных средств можно превращать в красочные сюжетные спектакли.
В основе организации такого рода спектаклей лежит «гимнастический метод» составления и разучивания двигательных композиций, а также особый стиль общения с большими группами участников, культивируемый обычно на академических занятиях основной гимнастикой: условная терминология, строевые команды и распоряжения, специальный методический алгоритм проведения учебно-тренировочного (репетиционного) процесса. Поэтому очень часто в роли режиссеров спортивно-художественных представлений оказываются тренеры-преподаватели по гимнастике.
7.1.2. Выразительные средства массовых гимнастических выступлений
Выразительными средствами массовых гимнастических выступлений являются различные виды физических упражнений, специально аранжированных для того, чтобы наиболее зрелищно реализовать замыслы того или иного сценария.
В число этих средств входят всевозможные построения и перестроения, массовые вольные упражнения, упражнения на специальных конструкциях и спортивных снарядах, акробатические упражнения, поточные упражнения, фоновые действия.
Построения и перестроения
Расположение участников выступления в определенном рисунке (орнаментальном или образно-смысловом), маршруты перемещений участников в таких рисунках, появление коллектива на основной площадке (выход), организованная эвакуация спортсменов с места действия (уход) — все это требует не только подробного планирования действий каждого участника с точным учетом и расчетом роста, длины шага, используемых расстояний, но и достаточной высоты трибун для зрителей, удачного ракурса для обозрения. Тогда легко прочитываются и оцениваются оригинальность предложенных рисунков (построений), количество вовлекаемых в действие групп участников, их состав, масштабность и динамичность перемещений (перестроений).
Построения и перестроения так или иначе представлены в выступлениях любого коллектива, а в содержании программ знаменных и фонируюших групп (см. ниже) они являются основными выразительными средствами.
Массовые вольные упражнения
Эти упражнения — пожалуй, самая популярная составная часть массовых представлений, главный компонент показательных выступлений, своеобразная «хореографическая» основа спортивного зрелища.
Широкий диапазон трудности массовых вольных упражнений - от простейших движений рукой, ногой, туловищем и головой, доступных каждому «практически здоровому» человеку, до «немыслимых» сочетаний этих движений на уровне трюка - позволяет использовать это средство любым категориям участников.
Содержание вольных упражнений может быть сугубо гимнастическим (собственно вольные упражнения с элементами малой акробатики) или представлять собой набор общеразвивающих упражнений типа «зарядки». В этой группе зрелищность композиции зависит в большей степени от: скорости выполнения отдельных движений; возможности изменять эту скорость (темпы и ритмы композиции); соотношения движений различными частями тела; количества и сочетания «высоких» и «низких» поз; наличия или отсутствия «контрастных» действий, выполняемых одновременно разными группами участников, и т.д.
Другую группу вольных упражнений могут составить упражнения имитационного или тематического характера. Перед автором композиции и участниками-исполнителями ставится задача показать при помощи движений тот или иной вид человеческой деятельности (трудовой, спортивной, военной и т.п.) или создать какой-то зримый образ, обозначенный сюжетом сценария (воды, земли, цветов, деревьев, снега, облаков, сооружений, механизмов и т.п.).
Составляя такие композиции, режиссер-постановщик не только занимается поиском двигательного или костюмного решения этих задач, но и обращается к использованию различных спортивных и декоративных предметов.
Эти предметы можно условно разделить на два вида: индивидуальные и групповые (одним предметом одновременно оперируют несколько человек).
К индивидуальным предметам относятся: палки, мячи, флажки, булавы, гантели, обручи, гирлянды, ленты, гири, шарфы, кубы, скакалки, трансформирующиеся предметы.
К групповым предметам следует отнести: полотнища, шесты, лестницы, скамейки, щиты, макеты, трансформирующиеся предметы.
Если же тот или иной вид спорта можно представить на празднике с помощью не имитации, а участия представителей конкретной спортивной специализации, то массовые вольные упражнения могут стать борцовскими, фехтовальными, футбольными, волейбольными, баскетбольными и т.д.