Акробатика часто используется в массовых вольных упражнениях, и тем не менее ее следует рассмагривать как особое выразительное средство спортивно-художественных представлений не только в силу ее общепризнанной зрелищности, но и потому, что она может быть представлена в трех самостоятельных ипостасях
Во-первых, это упражнения пирамидкового характера. Для выстраивания, удержания и разрушения простейших пирамид от участников не требуется специальной акробатической подготовленности, а «мозаичный» зрелищный эффект исполнения этих упражнений с лихвой компенсирует заметную простоту двигательных действий. Доступность большому контингенту участников и своеобразный внешний вид сделали пирамидковые упражнения весьма популярными.
Одна из композиций пирамидковых упражнений представлена на рис. 7.1. В ней участвуют 5 исполнителей, которые составляют рабочую группу. Таких групп может быть несколько — в зависимости от количества участников и отведенного для выступления
|
|
3-я фраза
пространства. Они могут располагаться в шеренгах или колоннах. Рекомендуемые интервалы: между участниками — 0,6 м, между шеренгами — 4 м, между колоннами -6 м.
3-4
Рис. 7.1. Композиция пирамидковых упражнений
Во-вторых, это акробатические прыжки. Несмотря на то что соревнования акробатов-прыгунов проводятся на специально изготовленной амортизирующей дорожке, режиссеры-постановщики спортивно-гимнастических выступлений надеются когда-нибудь представить прыжковую акробатику на естественном покрытии стадиона. Трудность таких воздушных фрагментов, демонстрируемых в массовом исполнении, конечно, далека от современных достижений этого вида спорта (например, тройное сально с двумя пируэтами), но сама демонстрация «полетных» возможностей человека без дополнительных приспособлений, синхронное исполнение акробатических комбинаций всегда вызывают глубокое уважение специалистов и восторженную реакцию зрителей.
В-третьих, это парно-групповая акробатика. Упражнения этого вида спортивной акробатики остаются на сегодняшний день единственным средством, которое позволяет без сооружения опорных конструкций осуществлять переходы от плоскостного («партерного») изображения событий к «высотному». Применение парно-групповых акробатических упражнений позволяет рассуждать об архитектурном своеобразии спортивно-художественных представлений.
В роли участников (так же, как и в предыдущем виде упражнений) выступают спортсмены с профессиональной акробатической подготовкой, так как исполнение прыжковых комбинаций, «балансовых» пирамид и вольтижных элементов базируется на многолетней учебно-тренировочной работе.
|
|
Упражнения на специальных конструкциях и спортивных снарядах
Стремление авторов спортивных праздников «оторваться от земли» — перейти от плоскостных рисунков к вертикальным — привело их в разные годы к созданию оригинальных конструкций, которые с большим успехом использовались и продолжают использоваться при подготовке и проведении массовых гимнастических выступлений.
Сначала это был просто деревянный щит, поднятый несколькими участниками над головами, с располагающимся на нем спортсменом; затем — более сложные специальные конструкции (например, многоярусная высотная конструкция, названная «Белорусской вазой»). Некоторые из этих конструкций служат каркасом для «появления» больших вертикальных букв или символов; другие (типа «вазы») могут предстать в виде огромного цветка, земного шара, цветущего дерева, расписного кубка, изящной спирали, мощного фонтана и т.д. Во время действия сама конструкция полностью закрыта телами располагающихся на ней участников, которые выполняют поточные упражнения в самых разнообразных исходных положениях (сидя, лежа, в различных висах — в том числе завесом вниз головой).
Из арсенала спортивной гимнастики в программах праздников чаще всего используются снаряды всех видов гимнастического многоборья, а также батуты и мини-батуты. Могут применяться и портативные приспособления (например, гимнастическая палка превращается в низкую перекладину, а два шеста — в параллельные брусья). Конструкции настоящих гимнастических снарядов должны обладать повышенной устойчивостью, так как растяжки и крепления в условиях выступлений устанавливать некогда и негде, да и внешне это выглядит не очень эстетично. Кроме того, появление и последующее «исчезновение» с площадки для выступлений одного или группы снарядов - довольно трудоемкая процедура. Экономя время и силы участников, художники-конструкторы иногда предлагают использовать сварные металлические платформы, в которые вмонтированы несколько снарядов одновременно. Таким образом становится возможной демонстрация, например, упражнений на параллельных и разновысоких брусьях, на перекладине, на гимнастическом коне — махи с пневматическими опорами; выносить эту конструкцию на поле стадиона потребуется только один раз. При таких конструкторских решениях разнообразие видов упражнений и оперативность вспомогательных действий повышают зрелищность данного номера программы.
Использование в массовых представлениях прыжков на батутах и мини-батутах всегда является украшением праздника. Зрелищные возможности этого вида спорта весьма широки — этому способствуют динамичность и большая амплитуда прыжков над сеткой, разнообразие вариантов расположения батутов (в том числе пирамидой, «надстраивая» их один над другим) и особенно — синхронность действий нескольких участников.
Весьма эффектно выглядит включение в программы спортивных праздников двигательных композиций с использованием цирковой аппаратуры. Огромные качели, допинги, ренские колеса, воздушная гимнастика - все это открывает новые возможности для творческой фантазии авторов театрализованных представлений.
Поточные упражнения
Эти упражнения предполагают последовательное исполнение разными группами участников подобных (или просто одинаковых) движений. Такой поток может быть использован и в массовых вольных упражнениях, и в акробатических сюитах, и в упражнениях на снарядах (в виде короткого фрагмента). Иногда из поточных упражнений составляются законченные композиции, и они подаются как отдельный номер программы. Наиболее эффектным в этих случаях является плотный «связанный» строй (участники всевозможными способами переплетают руки). Сюрпризом для зрителей становится подключение к исполнению поточных упражнений участников художественного фона (см. далее).
|
|
А когда режиссерам-постановщикам удается найти удачные сочетания движений в поточных упражнениях на высотной конструкции, в плоскостном рисунке, составленном из участников на основной площадке и художественного фона на трибуне одновременно, тогда авторы этих композиций вправе считать, что они приближаются к своей заветной мечте - созданию двигательной симфонии.
Фоновые действия
Перечисленные выше виды двигательных действий могут быть включены в содержание выступлений участников массовых сцен, когда все выполняют одни и те же движения одновременно, или же могут быть сконцентрированы по месту действия и по количеству участвующих в этих действиях солистов.
Роли выступающих в этих случаях делятся по крайней мере на два плана — сольные группы и группы фоновых действий.
Фоновые действия следует разделять на композиции упражнений для групп «поддержки», которые сопровождают выступления различных сольных групп на площадке, и программу для участников художественного фона, располагающихся во время представления на специальной трибуне с набором цветных флажков и другим реквизитом.
Вспомогательные действия групп «поддержки» на поле зависят обычно от количественного соотношения солирующих и фо- нирующих участников. Задача группы фоновых действий — возможное украшение номера сольного коллектива. Эта группа может быть достаточно многочисленной, иметь при себе несколько наименований реквизита и выполнять во всех фрагментах программы роль своеобразного кордебалета. Участники этой группы во время представления находятся на площадке и в зависимости от характера выступлений и количественного состава сольных коллективов выполняют различные действия: расположение в условном рисунке, последовательные смены рисунков, смены поз в обрамляющих солистов рисунках, упражнения в различном строю.
|
|
Чаще всего фонирующая группа по количественному составу превосходит сольные группы, поэтому опытные постановщики стремятся составлять двигательные композиции для фоновых действий так, чтобы они выполнялись в сдержанном темпе, с ограниченным количеством упражнений и перемещений, и сочетались с выступлениями солирующих коллективов.
Кроме того, в некоторых номерах представления фонирующая группа может стать самостоятельным коллективом — тогда она выступает с сольным номером.
Художественный фон на трибунах — это живой экран, являющийся выразительным дополнением содержания выступлений- участников на основной площадке. В различные моменты художественный фон превращается в рисованное панно, иллюстрирующее происходящее, в одну из групп участников праздника со своими собственными упражнениями или же может создавать художественный образ, вокруг которого будут развиваться дальнейшие события.
Участники художественного фона на протяжении всего выступления находятся на строго закрепленных (персонально за каждым) рабочих местах, манипулируя по распоряжению режиссера набором цветных флажков, фрагментами рисованного панно, элементами своего костюма, фонариками, зеркалами и другими предметами, которые могут содействовать реализации того или иного сценария.
Содержание программы для участников фонирующей группы и последовательность их действий — предмет совместной работы художника и режиссера. О технологии составления такой программы, о методических приемах создания художественного фона и особенностях репетиционной работы можно прочитать в специальной литературе.
7.1.3. Последовательность действий руководителя выступлений