Акробатические упражнения

Акробатика часто используется в массовых вольных упражне­ниях, и тем не менее ее следует рассмагривать как особое выра­зительное средство спортивно-художественных представлений не только в силу ее общепризнанной зрелищности, но и потому, что она может быть представлена в трех самостоятельных ипостасях

Во-первых, это упражнения пирамидкового характера. Для вы­страивания, удержания и разрушения простейших пирамид от участников не требуется специальной акробатической подготов­ленности, а «мозаичный» зрелищный эффект исполнения этих упражнений с лихвой компенсирует заметную простоту двига­тельных действий. Доступность большому контингенту участни­ков и своеобразный внешний вид сделали пирамидковые упраж­нения весьма популярными.

Одна из композиций пирамидковых упражнений представлена на рис. 7.1. В ней участвуют 5 исполнителей, которые составляют рабочую группу. Таких групп может быть несколько — в зависи­мости от количества участников и отведенного для выступления



3-я фраза




 

пространства. Они могут располагаться в шеренгах или колоннах. Рекомендуемые интервалы: между участниками — 0,6 м, между шеренгами — 4 м, между колоннами -6 м.

3-4

Рис. 7.1. Композиция пирамидковых упражнений

Во-вторых, это акробатические прыжки. Несмотря на то что соревнования акробатов-прыгунов проводятся на специально изготовленной амортизирующей дорожке, режиссеры-постановщики спортивно-гимнастических выступлений надеются ког­да-нибудь представить прыжковую акробатику на естественном покрытии стадиона. Трудность таких воздушных фрагментов, демонстрируемых в массовом исполнении, конечно, далека от современных достижений этого вида спорта (например, тройное сально с двумя пируэтами), но сама демонстрация «полетных» возможностей человека без дополнительных приспособлений, синхронное исполнение акробатических комбинаций всегда вы­зывают глубокое уважение специалистов и восторженную реак­цию зрителей.

В-третьих, это парно-групповая акробатика. Упражнения это­го вида спортивной акробатики остаются на сегодняшний день единственным средством, которое позволяет без сооружения опорных конструкций осуществлять переходы от плоскостного («партерного») изображения событий к «высотному». Приме­нение парно-групповых акробатических упражнений позволяет рассуждать об архитектурном своеобразии спортивно-художе­ственных представлений.

В роли участников (так же, как и в предыдущем виде упраж­нений) выступают спортсмены с профессиональной акробатиче­ской подготовкой, так как исполнение прыжковых комбинаций, «балансовых» пирамид и вольтижных элементов базируется на многолетней учебно-тренировочной работе.

Упражнения на специальных конструкциях и спортивных снарядах

Стремление авторов спортивных праздников «оторваться от земли» — перейти от плоскостных рисунков к вертикальным — привело их в разные годы к созданию оригинальных конструк­ций, которые с большим успехом использовались и продолжают использоваться при подготовке и проведении массовых гимна­стических выступлений.

Сначала это был просто деревянный щит, поднятый не­сколькими участниками над головами, с располагающимся на нем спортсменом; затем — более сложные специальные кон­струкции (например, многоярусная высотная конструкция, названная «Белорусской вазой»). Некоторые из этих конструк­ций служат каркасом для «появления» больших вертикальных букв или символов; другие (типа «вазы») могут предстать в виде огромного цветка, земного шара, цветущего дерева, рас­писного кубка, изящной спирали, мощного фонтана и т.д. Во время действия сама конструкция полностью закрыта телами располагающихся на ней участников, которые выполняют по­точные упражнения в самых разнообразных исходных положе­ниях (сидя, лежа, в различных висах — в том числе завесом вниз головой).

Из арсенала спортивной гимнастики в программах празд­ников чаще всего используются снаряды всех видов гимна­стического многоборья, а также батуты и мини-батуты. Мо­гут применяться и портативные приспособления (например, гимнастическая палка превращается в низкую перекладину, а два шеста — в параллельные брусья). Конструкции настоя­щих гимнастических снарядов должны обладать повышенной устойчивостью, так как растяжки и крепления в условиях вы­ступлений устанавливать некогда и негде, да и внешне это вы­глядит не очень эстетично. Кроме того, появление и последу­ющее «исчезновение» с площадки для выступлений одного или группы снарядов - довольно трудоемкая процедура. Экономя время и силы участников, художники-конструкторы иногда предлагают использовать сварные металлические платформы, в которые вмонтированы несколько снарядов одновременно. Таким образом становится возможной демонстрация, напри­мер, упражнений на параллельных и разновысоких брусьях, на перекладине, на гимнастическом коне — махи с пневматиче­скими опорами; выносить эту конструкцию на поле стадио­на потребуется только один раз. При таких конструкторских решениях разнообразие видов упражнений и оперативность вспомогательных действий повышают зрелищность данного номера программы.

Использование в массовых представлениях прыжков на бату­тах и мини-батутах всегда является украшением праздника. Зре­лищные возможности этого вида спорта весьма широки — этому способствуют динамичность и большая амплитуда прыжков над сеткой, разнообразие вариантов расположения батутов (в том числе пирамидой, «надстраивая» их один над другим) и особен­но — синхронность действий нескольких участников.

Весьма эффектно выглядит включение в программы спор­тивных праздников двигательных композиций с использовани­ем цирковой аппаратуры. Огромные качели, допинги, ренские колеса, воздушная гимнастика - все это открывает новые воз­можности для творческой фантазии авторов театрализованных представлений.

Поточные упражнения

Эти упражнения предполагают последовательное исполне­ние разными группами участников подобных (или просто оди­наковых) движений. Такой поток может быть использован и в массовых вольных упражнениях, и в акробатических сюитах, и в упражнениях на снарядах (в виде короткого фрагмента). Ино­гда из поточных упражнений составляются законченные компо­зиции, и они подаются как отдельный номер программы. Наи­более эффектным в этих случаях является плотный «связанный» строй (участники всевозможными способами переплетают руки). Сюрпризом для зрителей становится подключение к исполне­нию поточных упражнений участников художественного фона (см. далее).

А когда режиссерам-постановщикам удается найти удачные сочетания движений в поточных упражнениях на высотной кон­струкции, в плоскостном рисунке, составленном из участников на основной площадке и художественного фона на трибуне од­новременно, тогда авторы этих композиций вправе считать, что они приближаются к своей заветной мечте - созданию двига­тельной симфонии.

Фоновые действия

Перечисленные выше виды двигательных действий могут быть включены в содержание выступлений участников массовых сцен, когда все выполняют одни и те же движения одновремен­но, или же могут быть сконцентрированы по месту действия и по количеству участвующих в этих действиях солистов.

Роли выступающих в этих случаях делятся по крайней мере на два плана — сольные группы и группы фоновых действий.

Фоновые действия следует разделять на композиции упраж­нений для групп «поддержки», которые сопровождают высту­пления различных сольных групп на площадке, и программу для участников художественного фона, располагающихся во вре­мя представления на специальной трибуне с набором цветных флажков и другим реквизитом.

Вспомогательные действия групп «поддержки» на поле зави­сят обычно от количественного соотношения солирующих и фо- нирующих участников. Задача группы фоновых действий — воз­можное украшение номера сольного коллектива. Эта группа мо­жет быть достаточно многочисленной, иметь при себе несколько наименований реквизита и выполнять во всех фрагментах про­граммы роль своеобразного кордебалета. Участники этой группы во время представления находятся на площадке и в зависимости от характера выступлений и количественного состава сольных коллективов выполняют различные действия: расположение в условном рисунке, последовательные смены рисунков, смены поз в обрамляющих солистов рисунках, упражнения в различном строю.

Чаще всего фонирующая группа по количественному составу превосходит сольные группы, поэтому опытные постановщики стремятся составлять двигательные композиции для фоновых действий так, чтобы они выполнялись в сдержанном темпе, с ограниченным количеством упражнений и перемещений, и со­четались с выступлениями солирующих коллективов.

Кроме того, в некоторых номерах представления фонирую­щая группа может стать самостоятельным коллективом — тогда она выступает с сольным номером.

Художественный фон на трибунах — это живой экран, являю­щийся выразительным дополнением содержания выступлений- участников на основной площадке. В различные моменты худо­жественный фон превращается в рисованное панно, иллюстри­рующее происходящее, в одну из групп участников праздника со своими собственными упражнениями или же может создавать художественный образ, вокруг которого будут развиваться даль­нейшие события.

Участники художественного фона на протяжении всего вы­ступления находятся на строго закрепленных (персонально за каждым) рабочих местах, манипулируя по распоряжению ре­жиссера набором цветных флажков, фрагментами рисованного панно, элементами своего костюма, фонариками, зеркалами и другими предметами, которые могут содействовать реализации того или иного сценария.

Содержание программы для участников фонирующей груп­пы и последовательность их действий — предмет совместной ра­боты художника и режиссера. О технологии составления такой программы, о методических приемах создания художественного фона и особенностях репетиционной работы можно прочитать в специальной литературе.

7.1.3. Последовательность действий руководителя выступлений







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: