Типовое положение о массовых соревнованиях по гимнастике низовых коллективов физкультуры

I. Цели и задачи

Массовые соревнования проводятся с целью агитации и про­паганды гимнастики и физической культуры в целом, обеспече­ния высокого уровня физической подготовленности и техниче­ского мастерства гимнастов и решают задачи:

определения состояния работы по развитию массовой гим­настики;

выявления наиболее активных занимающихся;

определения лучших гимнастических подразделений, ко­манд и отдельных гимнастов;

подведения итогов учебно-спортивной работы.

II. Сроки проведения

Массовые соревнования проводятся в сроки, обусловленные местными возможностями, обеспечивающими контроль и под­ведение итогов учебно-тренировочной работы за учебный год. Отдельные этапы соревнований могут быть приурочены к па­мятным или социально важным датам.

III. Участники соревнований

К соревнованиям допускается любой член низового коллек­тива физкультуры, имеющий соответствующую подготовку и визу врача. В открытых соревнованиях могут участвовать гимна­сты из других коллективов.

IV. Программа соревнований

Соревнования проводятся в три тура:

тур — массовые соревнования в низовых коллективах физ­культуры по программе любых разрядов, по полному или непол­ному многоборью, которые предусмотрены классификационной программой категории «Б».

Полный отчет представляется в вышестоящую организацию для учета в итоговых результатах соревнований.

тур - финал массовых соревнований среди низовых кол­лективов физкультуры. Программа III разряда категории «Б» (в школах может быть юношеского и третьего или только юноше­ского) — полное или неполное многоборье.

Состав мужской и женской команд — по 20 человек. Зачет по 18 лучшим результатам в многоборье для мужчин и женщин - раз­дельный.

Исходя из местных условий, количественный состав команд и число зачетных участников могут быть увеличены.

тур — соревнования сборных команд коллективов физ­культуры. Состав мужской и женской команд — по 8 человек. Гимнасты, выступавшие во II туре, имеют право выступить толь­ко по программе III разряда.

Программа: упражнения юношеского, III, II и I разрядов ка­тегории «Б», а также для кандидатов в мастера и мастеров спор­та — категории «А»: только по произвольной программе или по произвольной и обязательной. В личных и командных соревно­ваниях программа выполняется дважды (в два дня).

Зачет по 7 лучшим результатам в многоборье с учетом разряд­ных коэффициентов, начисляемых только за результат в полном многоборье и не ниже 80% возможных баллов: юношеский раз­ряд — 1,00; III разряд — 1,05; II разряд — 1,10; I разряд — 1,15; кандидаты в мастера, произвольная программа — 1,20; канди­даты в мастера, обязательная программа — 1,25; мастера спорта, произвольная программа — 1,30; мастера спорта, обязательная программа — 1,35.

Упражнения юношеского, III, II и I разрядов оцениваются из 10 баллов, для кандидатов и мастеров спорта — по действующим правилам. В связи с разницей исходных оценок программ кате­гории «А» и «Б» в командных соревнованиях к результату в много­борье зачетных участников автоматически прибавляются:

у женщин — кандидатов и мастеров спорта, выступавших дважды с произвольной программой, — 4 балла;

у женщин — кандидатов и мастеров спорта, выступавших с обязательной и произвольной программами, — 2,8 балла;

у мужчин — кандидатов и мастеров спорта, выступавших дважды с произвольной программой, - 7,2 балла;

у мужчин — кандидатов и мастеров спорта, выступавших с обязательной и произвольной программами, — 4,8 балла.

Разъясним эти прибавки. У женщин и мужчин обязательная программа кандидатов и мастеров спорта оценивается из 9,8 бал­ла. Поэтому на каждом снаряде они заведомо недополучают (по сравнению с гимнастами категории «Б») по 0,2 балла, а в много­борье — соответственно 0,8 и 1,2 балла. Произвольная программа кандидатов и мастеров спорта оценивается: у женщин — из 9,5 балла, у мужчин — из 9,4. Таким образом, здесь проигрыш со­ставляет соответственно 1,5 и 3,0 балла, не считая прыжков.

Прыжки в категории «А» оцениваются по специальной та­блице трудности, в то время как в категории «Б» — из 10 баллов. Если учесть, что в коллективах физкультуры (например, вузов) кандидаты и мастера спорта выполняют, как правило, прыжки, которые оцениваются из 9,2—9,6 балла, то и за этот вид много­борья можно давать им такую же прибавку, как и в других видах. Ошибка возможна лишь в единичных случаях. На основании та­кого расчета выше и приведены суммы прибавок.

Однако следует отметить, что возможна и другая прибавка к результатам в произвольной программе кандидатов и мастеров спорта (в обязательной она остается такой же, как показано выше). На всех снарядах, кроме прыжков, у мужчин и женщин поправка составляет соответственно: 0,6 х 5 = 3 балла и 0,5 х 3 = = 1,5 балла. Если произвольная программа выполняется дважды, то эти суммы, естественно, удваиваются.

В опорных прыжках в каждом конкретном случае поправка делается с учетом базовой оценки, из которой судится прыжок. Например, гимнастка исполняет прыжок «переворот — сальто вперед»; его базовая оценка — 9,8 балла. Значит, поправка к по­лученной гимнасткой оценке для командного зачета составит (еще до умножения на разрядный коэффициент) 0,2 балла. Или гимнаст выполнил прыжок согнув ноги, который для мастеров спорта оценивается из 8,0 баллов, и получил 7,2. К этой оценке нужно прибавить 2,0 балла и в зачет команде пойдет 9,2. Ясно, что такую оценку за тот же прыжок может получить и гимнаст II разряда, у которого он оценивается из 10 баллов, т.е. такая ниве­лировка вполне оправданна.

Чтобы классификационность соревнований не нарушалась, в личном зачете гимнаст получает истинную, заработанную им оценку, которую арбитр заносит в протокол, а секретариат де­лает поправку в соответствии с Положением о данных соревно­ваниях. Необходимо заметить, что в итоговые результаты, пред­ставленные в отчете, заносятся только «натуральные» оценки гимнастов — без учета поправочных коэффициентов.

V. Определение победителей

Победители личного первенства в мужских и женских со­ревнованиях определяются в каждом разряде и каждом туре раз­дельно. Личные результаты II тура в комплексном зачете по сум­ме трех туров не учитываются.

Победители командных соревнований (мужских и женских раздельно) определяются:

в I туре -по наименьшей сумме очков, начисленных за про­центное соотношение количества участников соревнований и общего количества членов коллектива (учащихся, студентов, ра­бочих и т.д.);

во IIтуре — по наименьшей сумме очков, начисленных за место, занятое командой в соответствии с набранной суммой баллов;

в IIIтуре - по наименьшей сумме очков, начисленных за ме­сто, занятое командой (по сумме баллов), и личные результаты всех участников в каждом разряде.

Коллективы — победители массовых соревнований по ре­зультатам трех туров определяются у мужчин и женщин раздель­но по: наименьшей сумме очков, начисленных за массовость в I туре; командным результатам во II туре; командным и личным результатам всех участников в III туре (таблица прилагается).

Для подсчета очков в III туре соревнований, когда выступают гимнасты разных разрядов, возможен еще один вариант подсче­та очков в личном первенстве.

Результат в баллах, показанный гимнастом, умножается на коэффициент его разряда, а затем уже по убывающей заносится в таблицу очков: наивысшему результату с коэффициентом, уже не зависящим от разряда, будет соответствовать наименьшее ко­личество очков, которое затем приплюсуется к очкам за команд­ное первенство в данном туре и во всех трех турах.

Например:

IIIразряд: 58 баллов х 1,05 = 60,9; 3-е место — 3 очка;

IIразряд: 56 баллов х 1,1 =61,6; 1-е место — 1 очко;

Iразряд: 53 балла х 1,15 = 61,15; 2-е место — 2 очка и т.п.

Таблица очков для определения победителей массовых соревнований

Очки

I тур II тур

III тур

% участников от общего количества членов коллектива

место команды по баллам

место команды по баллам

юн. III II I KMC мс

личные места

1 11 - 1            
2 10 - 2           1
3 9 - 3 - - - - 1 2
4 8 - 4 - - - - 2 3
5 7 1 5 - - - - 3 4
6 6 2 6 - - - 1 4 5
7 5 3 7 - - 1 2 5 6
8 4 4 8 - 1 2 3 6 7
9 3 5 9 1 2 3 4 7 8
10 2 6 10 2 3 4 5 8 9
11 1 7 11 3 4 5 6 9 10

И т.д. (по количеству команд и участников)

 

Примечания.

В случае выполнения нормы I разряда, кмс и мс начисляется на 1 очко меньше табличного значения, соответствующего занятому месту.

Коллективы, не участвовавшие в I и II турах, к III туру не допуска­ются или не участвуют в итоговом результате коллектива.

В случае неучастия команды или зачетных гимнастов в III туре (при участии в первых двух) коллективу каждый раз начисляется наи­большее количество очков: за 7 зачетных участников и за команду.

При одинаковых процентных показателях массовости в I туре командам начисляется одинаковое количество очков.

В этом случае для команды личные результаты будут учиты­ваться не по разрядам, а в общем ранжире. Таким образом, в этом случае разрядный коэффициент играет свою роль дважды: при подсчете командных результатов по баллам и при опреде­лении личного места в общем ранжире гимнастов; в большей степени будет учитываться качество выступления гимнаста, а не вообще занятое им место, что при разном количестве участников весьма существенно.

VI. Награждение победителей

Награждение победителей и призеров в командных и личных первенствах проводится во всех турах и во всех разрядах у муж­чин и женщин.

В организации массовых соревнований весьма важное зна­чение имеют предварительная агитационно-пропагандистская работа, освещение хода и результатов соревнований, поощрение лучших коллективов физкультуры.

Контрольные вопросы и задания

Расскажите о становлении массовых гимнастических вы­ступлений.

Охарактеризуйте массовые гимнастические выступления как особую социально значимую форму физических упражнений в современных условиях.

Назовите основные выразительные средства массовых гим­настических выступлений и дайте краткую их характеристику.

Что такое «художественный фон» и с помощью каких средств он создается?

Перечислите этапы подготовки массового гимнастического выступления и дайте краткую их характеристику.

Назовите общие признаки агитационно-пропагандистских форм соревновательной деятельности.

Дайте определения конкурса и шоу-программы.

Каковы отличительные особенности конкурсов по сравне­нию с другими массовыми зрелищными мероприятиями?

Расскажите об условиях проведения конкурсов физкуль- турно-спортивной направленности.

Каковы особенности организации массовых соревнований по гимнастике?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ознакомившись с материалами данного учебника, вниматель­ный читатель обнаружит, что, несмотря на обилие содержащейся информации, в нем освещены далеко не все насущные вопросы оздоровления и методические пути их решения.

Главная причина этого недостатка заключается в том, что очень многие аспекты оздоровления еще не исследованы, а дру­гие не получили соответствующего теоретического и методиче­ского обоснования, а также практического подтверждения.

Авторы постарались увязать в едином информационном поле доступные для понимания, анализа и обобщения материалы, что позволило разработать теоретико-методические основы оздоро­вительной гимнастики — области специфической и для оздоров­ления весьма благодатной. Это было главной целью написания учебника.

Может быть, недостаточные разработанность и освещенность каких-либо вопросов послужат основанием для продолжения ис­следований в данной области и привлекут к участию в них спе­циалистов с новыми идеями и проектами, имеющих свои взгля­ды на проблему и основания для ее решения.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Агаджанян И.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1989.

Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. — СПб; Петрополис, 1992.

Афанасьев А.А. Школа йоги. Восточные методы психофизического совершенствования. — Мн.: Полымя, 1991.

Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность челове­ка. — Киев: Здоровье, 1987.

Биндусов Е.Е., Жолдак В.И., Менхин Ю.В. Гимнастика и здоровье. — М.: МОГИФК, 1988.

Боброва ГА. Художественная гимнастика в школе. - М.: Физкульту­ра и спорт, 1978.

Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - JL: На­ука, 1987.

Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогов. — Мн.: По­лымя, 1982.

Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие. — М.: Советский спорт, 1996.

Виноградов П.А., Жолдак В.И., Камалетдинов В.Г. Основы физиче­ской культуры: Учеб. пособие. - Ч. 3, «Валеология». - М.: МГАФК; Че­лябинск: УГАФК, 1997.

Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев, 1981.

Виру А.А., Юркемяэ Г.А., Смирнова Г.А. Аэробные упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988.

Гимнастика и методика преподавания: Учеб. для МФК/ Под ред. В.М. Смолевского. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания и спорта. - М.: Просвещение, 1983.

Купер К. Новая аэробика. — М.: Физкультура и спорт, 1979.

Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. — М.: Просвещение, Владос; 1994.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для МФК. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. — М.: Физиче­ская культура и спорт, 1989.

Менхин Ю.В. Формы организации занятий по гимнастике: Учеб. по­собие. - М.: МОГИФК, 1989.

Менхин Ю.В., Менхин А. В. Комбинированные и комплексные упраж­нения: Учеб. пособие. - М.: МГАФК, 1999.

Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. Основы режиссуры, технологии, организации и методики,— М.: ФОН, 1998.

Прохорцев И.В., Пшендин А.К., Сергеева Е.В. Шейпинг - питание. - Ч. 2. - СПб.: МФШ, 1998.

Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. — М.: Просвещение, 1989.

Скачков И.Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика. - Киев: Олимпийская литература, 1999.

Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. - М.: Просвещение, 1992.

Смолевский В.М., Менхин Ю.В., Силин В.П. Гимнастика в трех изме­рениях. - М.: Физкультура и спорт, 1979.

Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: общая, спортив­ная, возрастная: Учеб. для вузов физ. культ. — М.: Олимпия Press, 2001.

Талага Е. Энциклопедия физических упражнений: Пер. с польск. — М.: Физкультура и спорт, 1998.

Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Методика физиче­ского воспитания лиц различного возраста. / Под общ. ред. А.Д. Нови­кова, Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1968.

Уилмор Дж. X., Костили Д.Л. Физиология спорта и двигательной ак­тивности. — Киев: Олимпийская литература, 1997.

Физиология мышечной деятельности: Учеб. для ИФК/ Под ред. Я.М. Коца. — М.: Физкультура и спорт, 1982.

Хоули Э.Т., Френке Б.Д. Оздоровительный фитнесс. — Киев: Олим­пийская литература, 2000.

Энока P.M. Основы кинезиологии. - Киев: Олимпийская литерату­ра, 1997.

Дополнительная

Абаев И.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - 2-е изд. - Новосибирск: Наука, 1989.

Актуальные проблемы физического воспитания школьников. // Мат-лы Всерос. науч. конф. Мин-ва РФ по физ. культуре, спорту и ту­ризму/Под ред. Ю.В. Менхина. - М.: МГАФК, 1999.

Андреев Ю.А. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

Апарин В.Е. Физкультура для среднего и пожилого возраста. — М.: Физкультура и спорт, 1985.

Атлетизм: Науч.-метод, сборник. Вып. 1, 3, 5. - М.: МОГИФК,

 

Афанасьев А.А. Йога пранаяма. Дыхательная система йогов. — Р/Д.,

 

Белокопытова Ж.А. Художественная гимнастика. Поурочная про­грамма обучения упражнениям без предметов и с предметами. - Киев, 1982.

Богачихин М.М. Урок китайской гимнастики. - Вып. 1. — М.: Со­ветский спорт, 1990.

Борискевич В.Е. Организационные и методические принципы систе­мы аэрофитнесс. // Теория и практика физической культуры — 1997. — № 8; 1998. - № 3.

Булгакова Н.Ж., Васильева И.К. Аквааэробика. - М.: РГАФК, 1998.

Букреева Д.П., Косилов С.А., Тамбиева А.П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. - М.: Педагогика, 1975.

Бутейко Б.И. Новое в понимании здоровья. // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 7.

Васильев Т.Э. Начала хатха-йоги. - М.: Прометей, 1989.

Васнева Т.М., Тетерников Л.И. Йога - как система и практика. Фи- лософско-критический анализ. - Душанбе: Ирфон, 1990.

Виноградов П.А., Гуськов С.И. Рекреация по-американски. — М.: Зна­ние, 1990.

Губанов В.А., Губанова М.И. Проведение занятий гимнастов с музы­кальным сопровождением. — М., 1988.

Губанова М.И., Дружков А.Л., Табаков С.Е. Постановка спортивно- художественных выступлений в массовых театрализованных и церемо­ниальных спортивных праздниках. - М., 1995.

Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических ка­честв. - 3-е изд.. - Мн.: Высшая школа, 1985.

Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина, 1988.

Динеика К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

Жидков С.Н. Российсская йога. — М.: Московский рабочий, 1990,

Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

Земское Е.А. Гимнастика во время рабочей паузы: Метод, разработки для студентов МФК. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.

Зубков Л.Н., Очановский А.П. Хатха-йога для начинающих. - М.: Ме­дицина, 1991.

Зыков Б.К., Лотоненко А.В., Родионова П.И. Музыкальные ритмы здоровья. — Воронеж: Центр.-чернозем, книжн. изд-во, 1990.

Иваницкий А.В., Матов В В., Иванова О.А., Шарабарова И.Н. Ритми­ческая гимнастика на ТВ. — М.: Советский спорт, 1989.

Иванова О.А. Комнатная гимнастика. — М.: Советский спорт, 1990.

Иванова О.А., Лукьянова Е.А. Американские фитнесс-стандарты в за­нятиях с пожилыми. - М.: НАС, 1992.

Ивлев М.П., Шестаков М П., Тэй Ю Сиан. Китайская гимнастика ушу: Метод, разработки. - М.: РГАФК, 1997.

Китайская цигун-терапия. - М.: Энергоатомиздат, 1991.

Козлова Л.В. Домашний шейпинг для начинающих. - М., 1991.

Корнюхин Д. Фитнесс по-нашему. // Архитектура тела и развитие силы. - 2001. - № 2.

Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М.: Советский спорт, 1989.

Крапивина Е.А. Физические упражнения йогов. - М.: Знание, 1991.

Круцевич Г.Ю. Научные исследования в массовой физической куль­туре. - Киев: Здоровье, 1985.

Крючвк Е.С., Кудашова Л.Г. Нетрадиционные виды гимнастики в мас­совой физкультурно-оздоровительной работе: Учеб. пособие. - СПб, 1994.

Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. — М.; Физкультура и спорт, 1987.

Кызим П.Н., Алабин В.Г., Макурин Ю.К., Муллагильдина А.Я. Акроба­тический рок-н-ролл: Учеб. пособие. - Харьков: Основа, 1999.

Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991.

Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

Лисицкая Т.С, Сиднева Л.В. Учебник по аквааэробике. - Троицк: Тровант ЛТД, 1998.

Лисицкая Т.С, Сиднева Л.В. Хореография в аэробике. - Троицк: Тро­вант ЛТД, 2000.

Лубшев М.А., Менхин А.В. Атлетическая гимнастика - оздоровитель­ный и массовый вид гимнастики: Метод, разработки. — М.: РГАФК, 1996.

Майкова О.А. Гимнастика в нашем доме. - Кемерово: Притомское изд-во, 1992.

Маслов А.А., Подщеколдин А.А. Уроки китайской гимнастики. - Вып. 3. - М.: Советский спорт, 1990.

Медина Е. Правила здоровой жизни. // Архитектура тела и развитие силы. - 2000. - № 4.

Медина £. Фитнесс для всех. // Архитектура тела и развитие силы. — 2000. - № 5, 6.

Менхин А.В., Попов Ю.А., Шаниязов A.M. Батут для гимнастов. - Аш­хабад: Магарыф, 1990.

Менхин Ю.В. Гимнастика в высших и средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие. — М.: МОГИФК, 1987.

Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: Учеб. пособие. - М.: Физкультура и Спорт, 2006.

Менхин Ю.В., Биндусов Е.Е., Попадьина J1.B. Оздоровление людей сред­него возраста, занимающихся умственным трудом: Учеб. пособие. - М.: МГАФК, 1999.

Менхин Ю.В., Волков А.В. Начала гимнастики. — Киев: Здоровье, 1980.

Меньшуткина Т.Г., Шибалкина М.Г., Хорольская И.Р. Плавание в массовой физкультурно-оздоровительной работе с населением. — СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996.

Методика занятий ритмической гимнастикой с населением: Метод, указания для преподавателей школ, ПТУ, вузов. — М., 1984.

Миллер Е.Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тре­нировки. // Теория и практика физической культуры. — 2000. - № 9.

Мороз Р.П. Стань сильным. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

Москатова А.К. Гармония и здоровье: Учеб. пособие по валеоло- гии. - М.: РГАФК, 1999.

Музыка и танцы на уроках гимнастики: Учеб. пособие. / Под ред. В.И. Мамзина. - Волгоград: ВГАФК, 1996.

Мякинченко Е.Б., Ивлев М.П., Шестаков М.П. Тренировочная на­грузка на занятиях по базовой аэробике. // Аэробика. - 1999. - Осень.

Новикова М. Сравнение фитнесса в разных федерациях. // Архитекту­ра тела и развитие силы. - 1997. - № 12.

Нормативные требования советской системы физического воспита­ния. / Под общ. ред. Е.Я. Бондаревского, И.Т. Осипова. - М., 1976.

Обучающее руководство. Фитнесс 24 часа: Учеб. пособие для ин­структоров. - 3-е изд. - APEX, 1997.

Общеразвивающие упражнения: Пособие для преподавателей. - М.: ГЦОЛИФК, 1975.

Петров В.К. Грация и сила. - М.: Советский спорт, 1989.

Попов Ю.А. Пирамидковые упражнения: Метод, разработка для сту­дентов ИФК. - М.: Советский спорт, 1991.

Правила проведения конкурсов по шейпингу. - СПб.: МФШ, 2001.

Правила соревнований по акробатическому рок-н-роллу. — М.: Фе­дерация по акробат, рок-н-роллу, 1998.

Прохорцев И.В. Шейпинг — высокая технология в социальных про­граммах для женщин. - СПб.: 1989.

Рахматов А.Г. Гидроаэробика. // Наука и жизнь. - 1993. - № 7.

Рейзин В.М. Гимнастика и здоровье. - Мн.: Полымя, 1984.

Рейф И. Полчаса, побеждающие усталость. Восстановительная ста­тическая гимнастика. - М.: Советский спорт, 1994.

Розин Е.Ю. Содержание и методы работы с группами начальной гим­настической подготовки. — Метод, разработки, для студентов ИФК. — М.: ГЦОЛИФК, 1991.

Розин Е.Ю. Гимнастика, возраст и мастерство. Педагогическая диа­гностика и контроль за физическим состоянием. - М.: ФОН, 1997.

Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

Сандерс М. Гидроаэробика: круговая тренировка в воде. — М., Нацио­нальная школа аэробики, 1990.

Сборник комплексов производственной физкультуры. - М., ВС ДСО профсоюзов, 1988.

Селуянов В.П., Мякинченко Е.Б. Основы теории оздоровительной фи­зической культуры: Учеб. пособие для ИФК. - М.: РГАФК, 1994.

Семенов Л.П. Советы тренерам: Сб. упражнений и метод, рекоменда­ций. - М.: Физкультура и спорт, 1964.

Сиднева Л. В. Слайд-аэробика. - Троицк: Тровант ЛТД, 1997.

Сиднева Л.В. Степ-аэробика. - Троицк: Тровант ЛТД, 1997.

Сиднева Л. В. Учебное пособие по аэробике на мячах. — Троицк: Тро­вант ЛТД, 1997.

Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по базовой аэроби­ке. - Троицк: Тровант ЛТД, 1997.

Сила и здоровье: Метод, рекомендации для индивидуальных и семей­ных занятий оздоровительной силовой гимнастикой способом круго­вой тренировки / Сост.: А.П. Колтановский, В.В. Абушкевич. - М.: ЦС ВФСО «Динамо», 1990.

Смирнов В.А. Физическая тренировка для здоровья. - Л.: 1991.

Соколов Г.Я., Алябышев А.П. Основы техники парно-групповых акро­батических упражнений: Учеб. пособие. - Омск: ОГИФК, 1988.

Сулимцев Т.И. Основы методик немедикаментозной реабилитации: Учеб. пособие. - М.: МОГИФК, 1994.

Сулимцев Т.И., Сахно А.В. Медико-педагогические аспекты оздо­ровительной физической культуры различных категорий населения, включая лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов: Учеб. пособие. — М.: МОГИФК, 1993.

Толковый словарь спортивных терминов. / Сост.: Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. — М.: СпортАкадемПресс, 2001.

Укран М.Л., Смолевский В.М., Шлемин A.M. Атлетическая гимнасти­ка. — М.: Физкультура и спорт, 1965.

Филиппова Ю.С. Оздоровительная аэробика: Метод, разработка. — Новосибирск, 1995.

Формирование познания в нетрадиционных видах гимнастики: Ме­тод. рекомендации для учителей физ. культ, в школе, СПТУ./ Сост.: В.М. Смолевский, Б.К. Ивлев, Г.А. Колодницкий. — М., 1990.

Френсис Л. Методика преподавания оздоровительной аэробики. — М.: Национальная школа аэробики, 1992.


Художественная гимнастика: Учеб. для ИФК / Под ред. Т.С. Лисиц- кой. — М.: Физкультура и спорт, 1982.

Шибалкина М.Г. Занятия гидроаэробикой с женщинами зрелого воз­раста: Учеб. пособие. - СПб: ГАФК им. Лесгафта, 1997.

Шенкман С. Рецепты целительного питания. - Челябинск, 1991.

Шенкман С. Что такое стретчинг. // Физическая культура в школе. — 1987. - № 10.

Шейпинг сегодня и завтра: Тезисы 5-й научно-практ. конф. /Под ред. А.И. Пшендина. - СПб.: МФШ, Колледж шейпинга, 1998.

Шокиров К. К. Упражнения циклического характера на стандартных гимнастических снарядах: Метод, разработки. - М.: ГЦОЛИФК, 1986.

Эрбах Б., Польстер У. Гимнастика круглый год. - Мн.: Полымя, 1984.

Язловский B.C. Физическое воспитание детей и подростков с осла­бленным здоровьем. - Киев: Здоровье, 1987.

ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1

КЛАССИФИКАЦИОННАЯ ПРОГРАММА КАТЕГОРИИ «Б»» ПО ГИМНАСТИКЕ

ЖЕНСКАЯ ПРОГРАММА

Юношеский разряд

Опорные прыжки

Конь в ширину, высота 110 см: вскок в упор присев, соскок прогнувшись (рис. 1).

Конь в ширину, высота 110 см: прыжок боком, толчком двумя или махом одной и толчком другой (рис. 2).

Брусья разной высоты Упражнение 1 (рис. 3)

Рис.1

Рис. 2

1. В висе на верхней жерди (в.ж.) размахивание изгибами — 2,0 балла.

 

Рис.3

1                                              2

 

 



2 Перемах ноги врозь в вис лежа сзади на бедрах — 3,0.

3 Поворот налево в сед на левом бедре, согнув левую, правая назад; руки: левая хватом за в.ж., правая в сторону - 2,0.

4 Хват правой снизу сзади и поворотом направо кругом со­скок прогнувшись в стойку правым боком к брусьям — 3,0.

Упражнение 2 (рис.4)

В висе на в.ж. размахивание изгибами — 2,0 балла.

Перемах согнув ноги в вис лежа сзади на бедрах — 3,0.

Поворот налево в сед на левом бедре, согнув левую, правая назад; руки: левая хватом за в.ж., правая сзади хватом за ниж­нюю жердь (н.ж.) - 1,0.

Мах вперед в угол, перехват правой вперед за н.ж. и пово­ротом налево кругом соскок углом в стойку правым боком к бру­сьям — 4,0.




Бревно

Упражнение 1 (рис. 5)

Из упора стоя продольно, с опорой одной или двумя рука­ми, перемах правой с поворотом налево в сед ноги врозь — 2,0 балла.

Махом назад упор лежа на согнутых руках — 1,5.

Упор лежа — 0,5.

 

Сгибая правую, выпад на ней, руки в стороны — 1,0.

Приставляялевую, стойка наносках, руки встороны (вверх)— 0,5.

Шаг левой, полуприседая и вставая, круг правой рукой на­ружу - 1,0.

Шаг правой, полуприседая и вставая, круг левой рукой на­ружу - 1,0.

Приставляя левую, поворот в стойку продольно, руки назад - 0,5.

Соскок вперед прогнувшись - 2,0.

Упражнение 2 (рис. 6)

Из упора стоя продольно, опорой одной или двумя рука­ми, прыжком упор, правая в сторону на носок; поворотом на­лево стойка на левом колене, правая назад и полушпагат, руки в стороны — 2,5 балла.

Опираясь руками спереди и выпрямляя левую ногу, упор лежа - 0,5.

Толчком двумя упор присев - 2,0.

Стойка на носках и шаг правой — 0,5.

Равновесие на правой, руки произвольно (держать) — 2,5.

Выпрямляясь и приставляя левую, полуприсед, руки назад, и соскок прогнувшись вперед — в сторону — 2,0.

 

Акробатика

(или вольные упражнения, включающие перечисленные

элементы)

И.п. — основная стойка. Шаг вперед и равновесие, руки в стороны, (держать) — 2,0 балла.

Выпрямляясь, шаг вперед и кувырок вперед в упор при­сев - 2,0.

Перекатом назад стойка на лопатках (держать) — 2,0.

Перекатом вперед упор присев — 1,5.

Прыжок вверх прогнувшись, ноги врозь - 2,5.

Третий разряд

Опорный прыжок

Конь в ширину, высота 110 см: прыжок согнув ноги (рис. 8).

Конь в ширину, высота 110 см: прыжок боком (см. рис. 2).

 

 

 

Рис.8

 

Брусья разной высоты

Упражнение 1 (рис. 9)

1. Из виса стоя снаружи наскок в упор (можно использовать мостик) — 1,5 балла.

5     6


Перемах правой в упор верхом — 1,5.

Перехват правой в хват снизу за в.ж. и перемахом правой влево поворот налево кругом в вис лежа сзади на бедрах — 1,5.

Поднимая и сгибая левую ногу, вис присев на ней и махом правой и толчком левой переворот в упор на в.ж. — 2,5.

Спад в вис лежа сзади на бедрах; поворот в сед на левом бедре, правая назад, правая рука в сторону - 1,5.

Перехват левой за н.ж. и соскок прогнувшись вправо — 1,5.

Упражнение 2 (рис. 10)

В висе на в.ж. размахивание изгибами - 1,0 балла.

Перемах согнув ноги в вис лежа сзади на бедрах — 2,0.

Вис присев и толчком двумя подъем в упор на в.ж. — 2,5.

Спад в вис лежа сзади на бедрах и поворот налево в сед на левом бедре, правая назад; руки: левая хватом за в.ж., правая в сторону — 1,5.

Мах вперед в угол, перехват правой вперед за н.ж. и пово­ротом налево кругом соскок углом в стойку правым боком к бру­сьям — 3,0.

Примечание. В упражнениях 1 и 2 переворот в упор и подъем толчком двумя в упор взаимозаменяемы.



Бревно

Упражнение 1 (рис. 11)

Из упора стоя продольно, с прыжка перемах правой с пово­ротом налево в сед ноги врозь — 1,5 балла.

Махом назад упор лежа на согнутых руках — 0,5.

Упор лежа и толчком двумя упор присев, правая впере­ди - 1,5.

Стойка на носках, руки вверх—наружу и шагом левой рав­новесие на ней; руки произвольно — 1,5.

Выпрямиться, руки вверх; шаг правой, полуприседая и вставая, круг левой рукой наружу — 0,5.

Шаг левой, полуприседая и вставая, круг правой рукой на­ружу - 0,5.

Приставляя правую, поворот на носках кругом, руки вниз - 1,0.

Два шага польки с правой, руки произвольно — 1,5.

Махом одной вперед и толчком другой соскок прогнувшись вперед — 1,5.

 


 

Упражнение 2 (рис. 12)

Из упора стоя продольно, толчком двумя упор, правая в сторону на носок; поворотом налево стойка на левом колене и полушпагат, руки в стороны — 2,0 балла.

Опираясь руками спереди и выпрямляя левую ногу, упор лежа — 0,5.

Толчком двумя упор присев и встать - 2,0.

Шагом вперед равновесие на левой (держать) — 1,5.

Выпрямиться и два шага польки с правой — 1,5.

Приставляя правую, поворот налево в полуприсед, руки назад — 0,5.

Соскок вперед прогнувшись — 2,0.

 

Акробатика (рис. 13)

(или вольные упражнения, включающие перечисленные

элементы)

И.п. — основная стойка. Шагом вперед равновесие на пра­вой — 2,0 балла.

Выпрямляясь, шагом левой два кувырка вперед в упор при­сев — 3,0.

Перекатом назад стойка на лопатках (держать) — 1,0.

Перекатом вперед с последовательной опорой ногами встать на левой, правая вперед, шаг правой, мах левой вперед — 0,5.

 

 

 

 

Рис.13

 

Шагом левой переворот влево («колесо») — 3,0.

Приставляя правую, полуприсед, руки назад и прыжок про­гнувшись, руки вверх—наружу - 0,5.

Второй разряд

Опорный прыжок

Конь в ширину, высота 120 см: прыжок ноги врозь с за­махом.

Конь в ширину, высота 120 см: прыжок согнув ноги с за­махом.

Любой более сложный прыжок.

Брусья

Любой вариант подъема верхом или двумя.

Оборот верхом или любой другой.

Любой подъем на верхнюю жердь.

Элемент, включающий поворот.

Бревно

Равновесие на одной ноге.

Элемент, включающий поворот на 180°.

Танцевальные шаги (не менее трех).

Любой вариант соскока переворотом или более сложный.

Акробатика

(или вольные упражнения, включающие перечисленные элементы)

Темповый переворот вперед на одну или две ноги.

«Мост» или медленный переворот вперед или назад.

Равновесие на одной ноге.

Акробатическое соединение из 2-3 элементов (кроме ку­вырков).

Первый разряд

Опорный прыжок

Конь в ширину, высота 120 см: любой прыжок переворотом или более сложный (разрешается пользоваться двумя мостика­ми).

Брусья

Любой оборот, кроме оборота завесом одной ногой или верхом.

Подъем разгибом.

Мах дугой с поворотом кругом или отмах в вис на в.ж.

Элемент, содержащий отпускание одной или двух рук (кро­ме соскока).

Бревно

Переворот вперед, в сторону или назад на бревне.

Элемент, содержащий поворот на 360°.

Равновесие на одной ноге.

Соскок сальто любого вида или фляком.


МУЖСКАЯ ПРОГРАММА Юношеский разряд

Акробатика

Упражнение 1 (рис. 14)

Равновесие на левой, руки в стороны - 1,5 балла.

Выпрямиться, шаг правой и переворот влево («колесо») - 2,5.

Поворот налево и кувырок вперед в упор присев, ноги скрестно — 2,0.

Поворот кругом - 1,0.

Кувырок назад — 2,0.

Прыжок вверх прогнувшись — 1 0

Упражнение 2 (рис. 15)

Упор присев и толчком двумя стойка на голове и руках - 3,0 балла.

Кувырок вперед в сед и наклон вперед - 1,5.

Перекатом назад стойка на лопатках — 3,0.

Перекат вперед в упор присев — 1,5.

Прыжок вверх прогнувшись, ноги врозь — 1,0.

Опорный прыжок

Козел в длину, высота 115 см: прыжок ноги врозь (рис. 16).

Конь в ширину, высота 115 см: с косого разбега прыжок углом, махом одной и толчком другой (рис. 17).


 

 


Рис.16

 


Рис.17 400


Брусья низкие

Упражнение 1 (рис. 18)

С прыжка наскок в упор (держать) — 1,0 балл.

Мах вперед, мах назад — 2,0.

Махом вперед сед ноги врозь - 1,5.

Махом вперед соединить ноги — 1,5.

Махом назад развести ноги и соединить - 1,5.

Махом вперед соскок углом — 2,5.

 

Упражнение 2 (рис. 19)

Из размахивания в упоре на предплечьях подъем махом назад - 3,5 балла.

Мах вперед — 1,0.

Мах назад, мах вперед - 2,0.

Махом назад упор присев на левой, правая между жердей — 1,5.

Махом правой назад соскок прогнувшись вправо — 2,0.

Перекладина низкая Упражнение 1 (рис. 20)

Из виса стоя махом одной и толчком другой переворот в упор — 3,5 балла.

Мах назад — 1,0.

Оборот назад — 3,5.

Соскок дугой — 2,0.



Упражнение 2 (рис. 21)

С расстояния 1 м прыжок в вис углом — 2,0 балла.

Махом назад вис стоя - 1,0.

Наскок в упор — 2,0.

Медленное опускание вперед в вис углом (держать) - 4,0.

4

Опуская ноги, вис стоя и, прогибаясь, встать в положение основной стойки — 1,0.

 

Рис.21

Третий разряд

Акробатика

Упражнение I (рис. 22)

С 2 3 пин он разбега наскок на две ноги и прыжок вверх прогнувшись 1,0 балл.

Кувырок вперед — 1,5.

Силой согнувшись стойка на голове и руках (держать) — 2,0.

Силой ирогнуншись опускание в упор лежа, упор присев, встать - 1,5.

Равнонсч иг ми левой, руки в стороны (держать) — 1,0.

Выпрями и махом правой вперед поворот кругом в о.с. - 1,5.


Два-три шага разбега и два переворота влево - 3,0.

Приставляя правую — о.с. Упражнение 2 (рис. 23)

Равновесие на левой, руки в стороны (держать) - 1,0 балл.

Выпрямиться, шаг правой; шагом левой и толчком правой стойка на руках (обозначить) - 3,0.

Кувырок вперед в упор присев — 1,5.

Встать, шаг правой и переворот влево - 2,5.

Поворот налево и, приставляя правую, кувырок вперед - 1,0.

Прыжок вверх прогнувшись — 1,0.

Конь с ручками Упражнение 1 (рис. 24)

1. С прыжка круг правой — 3,0 балла.

i /

Рис.23

 

Перемах правой — 2,0.

Перемах правой назад — 1,0.

Перемах левой — 2,0.

Перемахом правой соскок прогнувшись с поворотом нале­во в стойку левым боком к коню - 2,0.

Упражнение 2 (рис. 25)

С прыжка круг левой вправо — 3,0 балла.

Перемах правой - 2,0.

Перемах правой назад — 1,0.

Перемах левой - 2,0.

Перемах правой и соскок углом влево назад — 2,0.

 

 

Упражнение 1 (рис. 26)

Из виса глубоким хватом подъем силой в упор — 3,0 балла.

Угол (держать) — 3,0.

Мах назад и махом вперед спад назад в вис согнувшись —1,0.

Мах назад — 1,0.

Мах вперед и махом назад соскок прогнувшись — 2,0.

 

Рис.26

Упражнение 2 (рис. 27)

1. Из размахивания в висе махом вперед вис прогнувшись 2,5 балла.

 

Вис согнувшись — 1,0.

Мах дугой — 1,0.

Махом назад выкрут вперед — 3,5.

Мах назад и махом вперед соскок переворотом ноги врозь — 2,0.

Опорный прыжок

Конь в длину, высота 125 см: прыжок ноги врозь (рис. 28).

Конь в длину, высота 125 см: прыжок согнув ноги (рис. 29).

 

 

 

Брусья

Упражнение 1 (рис. 30)

Из размахивания в упоре на руках подъем махом назад — 2,5 балла.

Махом вперед угол (держать) — 2,0.

Силой согнувшись стойка на плечах (держать) — 2,5.

Выпрямляя руки, упор и мах вперед — 1,0.

Махом назад соскок прогнувшись в сторону — 2,0.

 

Примечание. Упражнение можно выполнять на низких брусьях, за­менив п. 1 подъемом из упора на предплечьях. Упражнение 2 (рис. 31)

Хватом за концы жердей прыжком упор и угол — 2,0 балла.

Сед ноги врозь — 1,0.

Перехватом вперед упор лежа на руках - 1,0.

Соединяя ноги, мах вперед и подъем в упор — 3,0.

Мах назад и махом вперед соскок вправо с поворотом на­лево кругом — 3,0.

 

Перекладина

Упражнение 1 (рис. 32)

Из размахивания в висе подъем разгибом — 3,0 балла.

Мах назад — 1,0.

Оборот назад — 2,0.

Мах дугой в вис — 2,0.

Махом назад соскок с поворотом на 90° -2,0.

Рис.32

 

Упражнение 2 (рис. 33)

Из размахивания в висе подъем верхом — 3,0 балла.

Перехват в хват снизу и оборот вперед — 2,0.

Поворот кругом с перемахом ноги назад в упор — 2,0.

Соскок дугой — 3,0.

Рис.33 Второй разряд

 

Акробатика

Равновесие на одной ноге.

Стойка на руках.

Переворот вперед или назад.

Соединение из 2—3 акробатических прыжков. Примерная комбинация: равновесие на одной — махом одной

и толчком другой стойка на руках - кувырок вперед в упор при­сев — встать, 2—3 шага разбега - переворот вперед на одну - пе­реворот вперед на две.

Конь с ручками

Круг одной ногой.

Разноименный круг одной.

Скрещение (прямое или обратное).

Элемент, включающий поворот.

Примерная комбинация: круг левой — круг правой влево — пе­ремах левой - перемах правой вне — перемах левой назад - об­ратное скрещение — перемах левой назад — перемах правой — пе­ремахом левой соскок углом вправо через тело коня.

Кольца

Подъем в упор махом, разгибом или переворотом.

Угол в упоре (держать).

Выкрут прогнувшись вперед или назад.

Соскок переворотом, или сальто, или оборотом назад из упора.

Примерная комбинация: из размахивания в висе выкрут вперед прогнувшись — махом назад подъем в упор - махом вперед угол (держать) - силой опускание вперед в вис прогнувшись - вы­крут назад - махом вперед соскок сальто назад.

Опорный прыжок

Конь в длину, высота 125 см: прыжок согнув ноги или ноги врозь с замахом.

Конь в длину, высота 125 см: переворот вперед или в сто­рону.

Любой более сложный прыжок.

Брусья

Стойка на плечах.

Два различных подъема из виса или упора на руках.

Элемент, включающий поворот на 180°.

Упор углом.

Примерная комбинация: из размахивания в упоре на руках ма­хом назад подъем в упор — махом вперед угол (держать) — силой прогнувшись стойка на плечах - кувырок вперед прогнувшись — махом назад спад в вис углом — подъем разгибом в упор — мах назад — махом вперед соскок в сторону прогнувшись с поворо­том кругом наружу или внутрь.

Перекладина

Два различных подъема.

Оборот в упоре или верхом.

Элемент, включающий поворот кругом (в упоре или в висе).

Соскок оборотом, дутой или более сложный.

Примерная комбинация: из размахивания в висе разным хватом

подъем двумя — поворот кругом в упор — мах дугой — подъем ма­хом назад - оборот назад — соскок дугой, сгибаясь и разгибаясь.

Первый разряд

Акробатика

Стойка на руках (держать).

Два переворота вперед или назад.

Любой вид сальто.

Соединение трех акробатических элементов (кроме стой­ки).

Примерная комбинация: силой согнувшись, ноги врозь, пря­мыми руками стойка на руках (держать) - кувырок вперед — вальсет — рондат — переворот назад - переворот назад на одну ногу с поворотом на 90° и выпад в сторону - доворот на 270° в стойку на носках - 2—3 шага разбега и сальто вперед - кувырок вперед — переворот вперед с опорой головой и руками.

Конь с ручками

Два скрещения подряд.

Круг двумя ногами.

Элемент, включающий поворот на 180° и более.

Элемент, выполняемый в упоре одной рукой на ручке, а другой — на теле коня или обеими — на теле коня.

Примерная комбинация: круг левой вправо - круг правой — пе­ремах правой — скрещение влево - скрещение вправо — перемах левой — круг двумя — переход в упор на теле и ручке коня — пере­махом назад углом вправо соскок в стойку левым боком к коню.

Кольца

Стойка на руках.

Два различных подъема.

Выкрут или переворот в вис.

Силовой элемент (кроме угла).

Примерная комбинация: из размахивания в висе махом вперед подъем - махом назад вис — махом вперед подъем переворотом в упор — угол (держать) — силой стойка на руках (держать) — опу­скание в упор и махом вперед спад в вис согнувшись — выкрут назад — переворот прогнувшись — соскок переворотом ноги врозь с высоким вылетом.

Опорный прыжок

Конь в длину, высота 135 см:

переворот вперед, сгибаясь-разгибаясь, или

согнувшись с замахом или лётом, или

любой более сложный прыжок.

Брусья

Стойка на руках силой или махом.

Два различных подъема.

Элемент, включающий поворот кругом.

Элемент, включающий отпускание рук.

Примерная комбинация: с прыжка подъем дугой в упор на ру­ках — махом назад подъем в упор с перемахом ноги врозь - ма­хом назад упор на руках — махом вперед подъем в упор — махом назад стойка на руках — поворотом кругом плечом вперед соскок прогнувшись.

Перекладина

Большой оборот.

Элемент, включающий отпускание одной или двух рук.

Два различных подъема.

Элемент, включающий поворот кругом.

Примерная комбинация: на размахивания в висе подъем махом назад — оборот назад в вис — большой оборот назад — большим махом переворот в упор - мах дугой с поворотом в вис разным хватом — подъем двумя в упор сзади, перехват в хват снизу - обо­ротом вперед соскок (или с поворотом кругом, или сгибаясь-раз- гибаясь).


Приложение 2

КЛАССИФИКАЦИОННАЯ ПРОГРАММА КАТЕГОРИИ «Б» ПО АКРОБАТИКЕ

ПАРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Третий разряд

Упражнение 1 (рис. 34)

Из основной стойки наклон вперед; руками коснуться пола — 1,5 балла.

Упор присев, кувырок вперед — 2,0.

Кувырок вперед с прямыми ногами в положение лежа на спине — 2,0.

Поворот кругом, прогнуться — 0,5.

Упор лежа; сгибая правую (левую) ногу, полушпагат — 1,0.

Встать на колени, руки вверх, наклон назад — 1,5.

Упор присев, прыжок вверх прогнувшись — 1,5.

Упражнение 2 (рис. 35)

И.п. - верхний за нижним, на расстоянии 3-х шагов.

Нижний — кувырком вперед с прямыми ногами, лечь на спину — 1,5 балла; Верхний — кувырок вперед в группировке — 1,5 балла.

Верхний — через упор на руках прыжком встать на колени согнутых ног нижнего — 1,0.

Нижний — сесть и встать в полуприсед — 2,5.

Нижний - перехватиться за бедра верхнего - 2,0.

Верхний - соскок вперед с помощью нижнего — 1,5.

Оба - выпад лицом друг к другу.

Упражнение 3 (рис. 36)

И.п. - нижний за верхним, лицом друг к другу.

Нижний — упор согнувшись на одной, другая нога поднята вверх—назад. Одновременно верхний — выпад вперед, руки в сто­роны — 0,5 балла.

Верхний — взяться одной рукой за поднятую ногу нижнего и перевести его в стойку на руках — 1,5.

Нижний — сгибая руки, кувырком вперед (с помощью верх­него) лечь на спину и сесть. Верхний — руки в стороны — 1,5.

Верхний — наклоняясь вперед и опираясь о пол у коленей нижнего, толчком стойка на руках с поддержкой нижнего - 2,0.

Верхний — встать на пол и поднять нижнего. Нижний — по­луприсед. Верхний - встать поочередно на бедра нижнего - 1,5.

Оба — отвести одну руку в сторону - 1,5.

Оба — взяться за руки, соскок на пол, поворот лицом в одну сторону - 1,5.

Рис.36

Упражнение 4 (рис. 37)

И.п. — нижний за верхним, лицом друг к другу, на расстоянии 2-х шагов.

Верхний — кувырок вперед в группировке и поворот кругом. Одновременно нижний — прыжок ноги врозь через верхнего — 2,5 балла.

Нижний - полуприсед с наклоном вперед, с опорой руками о бедра. Верхний — прыжок ноги врозь через нижнего с опорой о его спину — 2,0.


Верхний — кувырок назад в упор лежа ногами на руки ниж­него - 3,0.

Нижний — подбросить верхнего за ноги. Верхний - кувы­рок вперед. Оба одновременно — прыжок вверх прогнувшись — 2,5.

Второй разряд

Упражнение 1

Из седа на полу, руки в стороны, наклон вперед; грудью коснуться коленей — 1,0 балла.

Перекатом назад стойка на лопатках - 2,5.

Перекатом вперед лечь на спину, согнуть руки и ноги - «мост» - 2,5.

Лечь на спину, выпрямиться; повернуться кругом, про­гнуться — 1,0.

Упор лежа, упор присев, кувырок вперед — 2,0.

Прыжок вверх — основная стойка — 1,0.

Упражнение 2

И.п. — верхний за нижним.

Нижний - через стойку на руках кувырком лечь на спину - 1,5 балла.

Верхний — стойка на груди нижнего обхватом — 2,0.

Верхний — сход на пол и за руки поднять нижнего — 1,0.

Верхний — вход на плечи сбоку, с опорой на бедро нижнего с помощью рук: руки в стороны — 3,0.

Верхний — через упор на руках нижнего сход на пол — 2,5.

Оба — выпад вперед.

Упражнение 3

И.п. — лицом друг к другу, хват лицевой.

Верхний — встать на колени нижнего, прогнуться — 1,0 балл.

Нижний — сесть и лечь - 1,5.

Нижний — сесть и встать — 2,0.

Оба — одну руку в сторону, соединить руки — 1,0.

Верхний — соскок назад и кувырок назад — 1,5.

Нижний — кувырок вперед, лечь, согнуть ноги — 0,5.

Верхний — толчком стойка плечами на руках нижнего с опо­рой о его колени - 2,0.

Верхний — сход назад, поднять нижнего — 0,5.

Упражнение 4

И.п. — лицом друг к другу на расстоянии 2-х шагов.

Верхний - махом стойка на руках с поддержкой нижнего —1,5 балла.

Верхний — сгибая руки, опуститься в упор на лопатки со­гнувшись и в темпе, обратным движением, стойка с помощью нижнего — 3,0.

Верхний — сход согнув ноги и кувырок вперед. Одновремен­но нижний — прыжок ноги врозь через партнера. Оба — прыжок поворот на 180° - 1,5.

Верхний — прыжок вверх броском под ступню, приземление с поддержкой нижнего за руки — 1,5.

Верхний - в темпе прыжок вверх с поворотом на 180° — 0,5.

Оба - кувырок вперед в группировке - 0,5 + 0,5.

Оба — прыжок прогнувшись с поворотом на 90° — 0,5 + 0,5.

Первый разряд

Упражнение 1

Из основной стойки, «колесо» влево (вправо), поворот на­лево (направо) по ходу движения; руки вверх — 2,0 балла.

Наклоняясь вперед, перекат назад с прямыми ногами - 0,5.

Стойка на лопатках без поддержки руками — 2,0.

Перекатом вперед лечь на спину, согнуть руки и ноги — «мост» — 1,5.

Из «моста» поворот кругом в упор присев — 1,0.

Кувырок вперед — 1,0.

Кувырок назад - 1,0.

Прыжок вверх с поворотом кругом - 1,0.

Упражнение 2

И.п. - верхний справа от нижнего.

Оба — стойка на голове и руках силой или толчком — 0,5 + 0,5 балла.

Нижний — кувырком вперед с прямыми ногами лечь на спину. Верхний — сход в упор присев и встать — 0,5 + 0,5.

Верхний — опираясь на руки нижнего, толчком стойка пле­чами на ступнях поднятых ног нижнего — 1,5.

Верхний - через упор на руках сход на пол к плечам нижне­го, прыжком встать на колени согнутых ног нижнего. Нижний — сесть и встать в полуприсед — 1,0.

Верхний — через упор на руках толчком встать на плечи нижнего. Оба — руки в стороны - 2,5.

Верхний — упор согнув ноги на прямых руках нижнего — 2,0.

Нижний — медленно опустить верхнего на пол - 1,0.

Упражнение 3

И.п. — верхний за нижним.

Нижний — кувырок вперед с прямыми ногами, лечь на спи­ну — 0,5 балла.

Верхний — толчком стойка на груди обхватом — 2,0.

Верхний — сход к плечам нижнего. Нижний — согнуть ноги. Верхний — опираясь руками на колени нижнего, а бедрами на его руки, прогнуться - 1,5.

Верхний — поочередно перехватиться руками за голени ниж­него и кувырком вперед с прямыми ногами лечь на спину. Ниж­ний - одновременно перехватиться руками за голени верхнего и встать — 2,0.

Верхний — встать прогнувшись с помощью нижнего за руки. Нижний — встать в полуприсед, взять верхнего за пояс и поднять его в стойку руками на коленях — 2,0.

Верхний — поочередно перейти в стойку руками на полу с поддержкой нижним; кувырок вперед. Нижний — шаг вперед. Оба — встать - 2,0.

Упражнение 4

И.п. — лицом друг к другу.

Верхний — толчком стойка на руках с поддержкой ниж­ним — 2,0 балла.

Верхний — кувырок вперед, лечь на спину, в темпе полупе­реворот назад броском нижнего за голени — 2,5.

Верхний — кувырок вперед. Нижний - прыжок ноги врозь через верхнего. Оба — прыжком поворот кругом — 1,5.

Взяться лицевым хватом. Верхний — прыжком встать на ко­лени нижнего, прогнуться — 1,5.

Нижний — перехватиться руками за бедра верхнего. Верх­ний — наклон назад, до опоры руками о пол, и через стойку на руках встать на одну ногу (перекидка назад) в выпад. Нижний од­новременно — выпад — 2,5.

ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Построение пирамид, сходы с них и переходы от одной пира­миды к другой разрешается выполнять любым способом.

Для трех человек Третий разряд

Упражнение 1 (см. рис. 34)

Из основной стойки наклон вперед, руками коснуться пола — 1,5 балла.

Упор присев, кувырок вперед — 2,0.

Кувырок вперед с прямыми ногами в положение лежа на спине — 2,0.

Поворот кругом, прогнуться — 0,5.

Упор лежа, сгибая правую (левую) — полушпагат — 1,0.

Встать на колени, руки вверх, наклон назад — 1,5.

Упор присев, прыжок вверх прогнувшись — 1,5.

Упражнение 2

Нижний — лечь на спину. Верхний - поддержка под живот на ступнях поднятых ног нижнего с поддержкой средним, стоя­щим в выпаде за головой нижнего (рис. 38) — 4,0 балла.

Нижний — полуприсед. Средний — на бедрах нижнего ли­цом к нему, держась за руки нижнего. Оба — выпрямить руки. Верхний - на бедрах нижнего лицом к среднему между руками партнеров (рис. 39) — 6,0.

Упражнение 3

1. Нижний и средний — выпады боком друг к другу. Верхний — стойка ногами на бедрах партнеров с их поддержкой за пояс; руки вверх - в стороны (рис. 40) - 5,0 баллов.

Рис.40

Рис.42

Рис.43

"


 

 


2. Средний и верхний — стоя справа и слева от нижнего, взяв­шись с ним за руки и опираясь ногами о его ноги, принимают положение виса стоя боком; свободные руки вверху (рис. 41) — 5,0.

Упражнение 4

Нижний и средний — стоя лицом друг к другу; каждый берется правой рукой за предплечье левой руки (у кисти), а левой — за предплечье правой руки партнера (площадка из 4-х кистей). Верхний — встать на четыре кисти с опорой о плечи пар­тнеров; руки вверх в стороны (рис. 42) — 4,0 балла.

Нижний — стоя, руки в стороны. Верхний — упор лежа на плечах нижнего с опорой одной ногой о руку среднего; другая нога поднята вверх—назад (рис. 43) — 6,0.

Второй разряд

Упражнение 1

Из седа на полу, руки в стороны, наклон вперед; грудью коснуться коленей — 1,0 балл.

Перекатом назад стойка на лопатках — 2,5.

Перекатом вперед лечь, согнуть руки и ноги — «мост» — 2,5.

Лечь, выпрямиться, повернуться кругом, прогнуться — 1,0.

Упор лежа, упор присев, кувырок вперед - 2,0.

Прыжок вверх, основная стойка — 1,0.

Упражнение 2

1. Нижний — полуприсед. Верхний — стойка руками на бедрах нижнего прогнувшись, с его поддержкой и поддержкой средним одной рукой - 5,0 баллов.

2. Нижний — лежа на спине, ноги подняты. Средний — опи­раясь лопатками о ступни нижнего. Верхний — стойка руками на груди нижнего обхватом с поддержкой средним за ноги — 5,0.

Упражнение 3

Нижний — «полумост» с опорой на лопатки. Средний — стой­ка ногами на бедрах нижнего. Верхний — стойка на груди нижне­го с поддержкой средним — 5,0 баллов.

Нижний и средний — выпады боком друг к другу. Верх­ний — стойка руками на бедрах партнеров, с их поддержкой за пояс - 5,0.

Упражнение 4

Нижний — лечь на спину, ноги согнуть. Верхний — стойка плечами на руках нижнего, с поддержкой средним, стоящим в равновесии, одной рукой — 4,0 балла.

Нижний и средний поочередно — стойка на руках махом, с поддержкой верхним за голени — 6,0.

Первый разряд

Упражнение 1

Из основной стойки «колесо» влево (вправо) поворот — руки вверх — 2,0 балла.

Наклоняясь вперед, перекат назад с прямыми ногами — 0,5.

Стойка на лопатках без поддержки руками — 2,0.

Перекатом вперед лечь, согнуть руки и ноги — «мост» — 1,5.

Из «моста» поворот кругом в упор присев — 1,0.

Кувырок вперед — 1,0.

Кувырок назад — 1,0.

Прыжок вверх с поворотом кругом — 1,0.

Упражнение 2

Нижний - лечь на спину. Средний — опираясь лопатками на руки нижнего, поддерживает верхнего за руки. Верхний — под­держка под живот на ступнях нижнего - 4,0 балла.

Нижний — полуприсед. Верхний — на бедрах нижнего спи­ной к нему. Средний — стойка на руках махом с поддержкой верх­ним — 6,0.

Упражнение 3

1. Нижний — «полумост» с опорой на лопатки. Верхний — стой­ка ногами на руках нижнего. Средний — стойка руками на бедрах нижнего с поддержкой верхним — 5,0 баллов.

2. Нижний — полуприсед. Средний — стойка ногами на бедрах нижнего спиной к нему. Верхний — равновесие на плече нижнего с поддержкой средним за руки — 5,0.

Упражнение 4

Нижний — лечь на спину. Средний - встать у плеч нижнего и наклониться назад до опоры лопатками на ступни поднятых ног нижнего. Верхний — стойка на груди обхватом — 6,0 баллов.

Нижний — полуприсед. Средний — полуприсед на бедрах нижнего спиной к нему. Верхний — стойка ногами на бедрах среднего — 4,0.

Для четырех ч


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: