Основная:
1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.
2. Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
5. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие/ Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 6-е изд., доп.. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - 263с.
Дополнительная:
1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.
2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е мзд. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 584 с.
5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Изд-во Моск ун-та, 1968. – 88 с.
6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
7. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.
|
|
Работа на занятии
План занятия
1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Память».
2. Выполнение и обсуждение результатов исследовательских задач по изучению свойств памяти.
А) Эксперимент на изучение эффективности осмысленного и механического запоминания.
Эксперимент состоит из двух серий.
Серия 1. Испытуемому зачитываются пары слов «книга-окно, рука-туча, вилка-дело, чашка-трава, кошка-свеча, гора-краска, якорь-кино, сосна-ложка, бритва-солнце, танец-река» и предлагается запомнить их.
Инструкция: «Послушайте и постарайтесь запомнить. Потом вам будут читать первое слово каждой пары, а вы должны вспомнить и записать второе слово». Запишите результат. Сколько слов удалось вспомнить?
Серия 2. Испытуемому зачитываются пары слов «Почта – письмо, буква — слово, касса – деньги, стакан – кофе, небо – звезда, театр – драма, сани – зима, гнездо – птица, рыба – вода, трактор – поле» и предлагается запомнить их.
Инструкция: «Послушайте и постарайтесь запомнить. Потом вам будут читать первое слово каждой пары, а вы должны вспомнить и записать второе слово». Запишите результат. Сколько слов удалось вспомнить?
В первом случае тест связан с механическим запоминанием, во втором – с осмысленным. В каком случае полученные результаты выше [17: с. 103-104]?
Б) Эксперимент на изучение типа памяти.
Ход проведения. Испытуемому зачитывается первый ряд слов с интервалом 4 - 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает слова и отдыхает 10 минут. Второй ряд испытуемый читает молча 1 раз (зрительное запоминание) и затем записывает. Через 10 минут воспринимается 3-й ряд: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе, (моторно-слуховое запоминание). Затем записывает слова на листе бумаги. С перерывом в 10 мин. воспринимаются слова 4-го ряда. В этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит зрительно по карточке и шепотом повторяет каждое слово. Далее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).
|
|
Материал. 4 группы слов для запоминания, записанных на отдельных карточках:
1 группа слов – слуховое запоминание
2 группа слов – зрительное запоминание
3 группа слов – моторно-слуховое запоминание
4 группа слов – зрительно-слухо-моторное запоминание