Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

2. Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

5. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие/ Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 6-е изд., доп.. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - 263с.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е мзд. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 584 с.

5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Изд-во Моск ун-та, 1968. – 88 с.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

7. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

 

Работа на занятии

План занятия

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Память».

2. Выполнение и обсуждение результатов исследовательских задач по изучению свойств памяти.

А) Эксперимент на изучение эффективности осмысленного и механического запоминания.

Эксперимент состоит из двух серий.

Серия 1. Испытуемому зачитываются пары слов «книга-окно, рука-туча, вилка-дело, чашка-трава, кошка-свеча, гора-краска, якорь-кино, сосна-ложка, бритва-солнце, танец-река» и предлагается запомнить их.

Инструкция: «Послушайте и постарайтесь запомнить. Потом вам  будут читать первое слово каждой пары, а вы должны вспомнить и записать второе слово». Запишите результат. Сколько слов удалось вспомнить?

Серия 2. Испытуемому зачитываются пары слов «Почта – письмо, буква — слово, касса – деньги, стакан – кофе, небо – звезда, театр – драма, сани – зима, гнездо – птица, рыба – вода, трактор – поле» и предлагается запомнить  их.

Инструкция: «Послушайте и постарайтесь запомнить. Потом вам  будут читать первое слово каждой пары, а вы должны вспомнить и записать второе слово». Запишите результат. Сколько слов удалось вспомнить?

В первом случае тест связан с механическим запоминанием, во втором – с осмысленным. В каком случае полученные результаты выше [17: с. 103-104]?

Б) Эксперимент на изучение типа памяти.  

Ход проведения. Испытуемому зачитывается первый ряд слов с интервалом 4 - 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает слова и отдыхает 10 минут. Второй ряд испытуемый  читает молча 1 раз (зрительное запоминание) и затем записывает. Через 10 минут воспринимается 3-й ряд: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе, (моторно-слуховое за­поминание). Затем записывает слова на листе бумаги. С перерывом в 10 мин. воспринимаются слова 4-го ряда. В этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит зри­тельно по карточке и шепотом повторяет каждое слово. Да­лее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).

Материал. 4 группы слов для запоминания, записанных на отдельных карточках:

1 группа слов –  слуховое запоминание

2 группа слов –  зрительное запоминание

3 группа слов – моторно-слуховое запоминание

4 группа слов – зрительно-слухо-моторное запоминание

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: