Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü определения категорий «мышление»;

ü формы мышления и операции мышления;

ü индивидуальные особенности мышления.

Уметь:

ü раскрывать суть понятий, через которые определяется категория «мышление» – «опосредованное», «обобщенное», «существенные связи и отношения»;

ü проводить сравнительный анализ явлений и понятий по теме «мышление».

Владеть:

ü опытом сравнительного анализа понятий;

ü опытом проведения исследования по выявлению общих закономерностей и индивидуальных особенностей мышления отдельного человека.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для обсуждения.

2. Законспектируйте материал из раздела «Мышление и речь» (с. 327-408) в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии, Главу 13. Мышление и интеллект (с. 207-236) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 7. Мышление (с. 196- 221) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».

3. Прочтите лекционный материал по теме «Мышление», выделив в нем основные идеи.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Проведите небольшое исследование, пригласив к его участию 5-6 детей школьного возраста.Изучение процессов анализа и синтеза: Методика «сравнение понятий» (Приложение 5).

2. Выполните исследовательское задание в группах по три-четыре человека. Методика «Исключение понятий»  (Приложение 5).

3. Проанализируйте индивидуальные особенности своего мышления и установите их влияние на усвоение учебного материала. Познакомьтесь с рекомендациями по активизации мышления:

· С целью повышения продуктивности мыслительной деятельности необходимо научиться управлять следующими ее этапами:

постановкой задачи;

созданием оптимальной мотивации;

регуляцией направленности непроизвольных ассоциаций;

максимальным включением образных, логических и символических компонентов в процесс мышления;

использованием преимуществ понятийного мышления;

избеганием излишней критичности при оценке результатов деятельности.

· Эффективным средством активизации мыслительной деятельности являются правильно сформулированные вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Недаром образовательный процесс неизменно сопровождается системой вопросов и опросов.

· Действенным способом активизации мышления является подсказка, которая может принимать различные формы: сообщение очередного хода мышления; сообщение дополнительных данных; приведение аналогии. Однако, следует помнить, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения проблемы, может резко затормозить его или вовсе прервать.

· Использование тестов интеллекта, адаптированных к различным возрастам, а также культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности [9: с. 139-140].

Темы рефератов

1. Психология творческого мышления.

2. Личностные особенности творческого человека.

3. Проблемы и пути развития творческого мышления.

4. Факторы, препятствующее творческому мышлению.

5. Теория интеллекта М.А. Холодной.

6. Структурно-динамическая теория Д.В. Ушакова.

7. Виды интеллектов.

8. Социальный интеллект.

9. Эмоциональный интеллект.

10. Практический интеллект.

11. Духовный интеллект.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие/ И. В. Вачков, – М.: Ось-89, 2012. – 208 с. 

2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996. – 416 с.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с. 

7. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

8. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

9. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. – 264с.

10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Том. ун-т; М.: Барс, 1997. – 392с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Мышление»

2. Проанализируйте, какие особенности детского мышления проявляются в описанных ситуациях:

· Писатель В.Г. Короленко вспоминал, что когда он был маленьким ребенком, он никак не мог понять, почему большого усатого мужчину называют сыном их кухарки. Он думал, что слово сын относится только к таким маленьким мальчикам, каким он был сам.

· Шестилетнему Алеше была дана следующая задача: «Ехали 6 автомобилей. Два из них сломались. Сколько автомобилей поехало дальше?» Алеша, не задумываясь, отвечает: «Их починили, и они поехали дальше».

· Психолог Н.А. Менчинская приводит такой пример. Мальчик, успокаивая плачущую девочку, с детской непосредственностью поцеловал ее в слезки и, заметив, что они соленые, спросил: «Почему у тебя слезки соленые?» Девочка серьезно ответила: «А вчера бабушка пересолила суп – поэтому у меня и слезки соленые» [1: с. 84-85].

 

3. Выполнение и обсуждение результатов исследования по изучению индивидуальных особенностей мышления.

Конкурс-испытание «За четыре минуты». Напечатанные ниже слова разбейте на тринадцать групп по три слова в каждой, причем каждую группу (триаду) должно объединять что-то общее, например: веселье отдых воскресенье. Слова выписывать не надо, так как на всю работу вам отпущено всего четыре минуты, выписывайте только порядковые номера слов в триадах, например: 1 - 7 - 22.

красный утка красота
песня ноты гусь
платина лимон телевидение
радио газеты серебро
луна леска мандарин
молодость колесо гитара
белый спутник ложка
спица яблоко здоровье
нож зеленый пар
грузило лед золото
вода апельсин велосипед
слива вилка курица
крючок солнце груша

[17: с. 138-139].

3. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Какие характеристики имеют отношение к определению мышление?

А) опосредованное

Б) сознательное отражение

В) обобщенное отражение действительности 

Г) существенные вязи и отношения

 

2. Мышление – это

А) психический процесс создания образов (предметов, ситуаций, обстоятельств) путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание

Б) опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

В) сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних препятствий.

 

3. Что не является средствами мышления?

А) результаты чувственного отражения действительности

Б) слово, речь

В) мыслительные операции

Г) знания человека

Д) волевые качества

Е) эмоции и чувства

 

4. Мысль, выраженная в слове – это:

А) представление

Б) умозаключение

В) понятие

Г) суждение

 

5. Интеллект, который характеризуется  запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное – это

А) вербальный интеллект

Б) социальный интеллект

В) эмоциональный интеллект

Г) практический интеллект

 

6. Что не является содержательными компонентом мышления

А) понятие

Б) суждение

В) умозаключение

Г) анализ

Д) синтез

 

7. Мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности – это    

А) понятие

Б) суждение

В) умозаключение

Г) рассуждение

 

8. Отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами – это 

А) понятие

Б) суждение

В) умозаключение

Г) рассуждение

 

9. Связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений получают другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений, – это 

А) понятие

Б) суждение

В) умозаключение

Г) рассуждение

 

10. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение – это

А) рассуждения

Б) силлогизмы

В) посылки

Г) умозаключения

Г) умозаключение

 

Тема 10. Речь

Вопросы для обсуждения:

1. Речь и ее функции

2. Виды речи.

3. Индивидуальные особенности  речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: