Тема «Биологическая и психологическая подструктуры личности»

Задания

1 Прокомментируйте приведенный отрывок. Что первично в познавательной деятельности человека: ощущение или восприятие?

«В ходе повторяющегося всматривания в предмет происходит истолкование увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей и сегментов предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно и в группе, сопоставления их с целым происходит выявление соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами». (П. М. Якобсон)

2. Попробуйте доказательно обосновать, что:

– иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непозанаваемости мира;

– восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его;

– восприятие человека субъективно;

– образы восприятия одного человека непосредственно недоступны сознанию другого;

– одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;

– процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга;

3  Верны ли следующие утверждения? Ответ обоснуйте:

– функции рецепторов зависят от уровня развития мозга;

– адаптация состоит в том, что мы быстро перестаем замечать тиканье часов;

– физиологический порог ощущений определен генетически;

– мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди большого количества сигналов;

– у каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое специфическими ощущениями;

– интуиция основана на подпороговых ощущениях.

4 Сравните между собой следующие понятия:

а) 1- психика, 2- ощущение; б) 1- ощущение, 2 – отражение;

в) 1-ощущение, 2 - восприятие; г) 1- адаптация, 2- ощущение;

д) 1- ощущение, 2 – боль; е) 1-представление, 2 - восприятие;

ж) 1- эмоции, 2- чувства; з) 1- настроение, 2 – эмоции; и) 1- ощущения,

2 – эмоции.

5 Есть мнение, что личность – биосоциальное существо, т. е. представляет собой единство природного и социального. Приведите два–три примера черт, свойств, свидетельствующих о природной основе личности, и тех свойств, которые формируются под влиянием социальных условий.

6 Ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ.

Какие ощущения Вы испытываете в настоящий момент?

Что произошло бы, если бы отсутствовала редукция?

Как изменилась бы картина наших ощущений, если бы абсолютные пороги увеличились?

Каким признаком, важным с точки зрения выживания, обоняние и слух отличаются от зрения? Какими теориями в настоящее время объясняют действие вышеперечисленных анализаторов?

С точки зрения выживания для человека важна высокая вкусовая чувствительность к определенным раздражителям. Каким именно? Какими теориями в настоящее время объясняют действие вкусовых анализаторов?

Является ли восприятие суммой отдельных ощущений?

Какими теориями в настоящее время объясняют эмоциональное восприятие и возникновение чувств? Почему сильные эмоции могут вызвать обморок или даже смерь от страха (с точки зрения функционирования вегетативной нервной системы)?

В чем состоит проблема внимания с психологической точки зрения? Назовите причины внимания. В чем Вы видите разницу между чувствами и эмоциями?

Опишите эксперимент Мак-Гинниса (распознавание эмоционально окрашенных сигналов) и назовите его основные преимущества и недостатки.

Охарактеризуйте основные виды соместетических ощущений.

Какие явления изучает парапсихология? Есть ли на данный момент доказательства реальности этих явлений?

Можно ли сказать, что человек, часто проявляющий аффект, невоспитан?

7 Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современных представлений об эмоциях.

– чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать;

– человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот;

– одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько различных эмоций;

– чувства непередаваемы языком слов и движений;

– без эмоций невозможны познание и деятельность;

– разум всегда способен взять верх над эмоциями;

– эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных;

– эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

8 Ответьте на вопросы психологии восприятия.

Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?

Почему в аэропорту, когда Вы ждете прибытия определенного самолета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что-то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» – самые нужные слова расслышать не удается?

Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?

Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» – «мороз мешком укутывал»?

Почему болевых рецепторов в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?

Тема «Социальная подструктура личности»

Задания

1 Классифицируйте свойства человека по обусловленности их развития биологическими и социальными факторами (заполните рисунок 1):

а) задатки; б) целеустремленность; в) равнодушие; г) темперамент; д) гуманность; е) тип нервной деятельности; ж) терпимость; з) ответственность; и) цвет глаз; к) характер; л) гениальность; м) речь; н) мышление; о) воля; п) авторитет; р) убеждения.

 

 

 

 


Рисунок 1. Свойства человека

2 С точки зрения современной психологии прокомментируйте высказывания:

– «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» (Марк Аврелий);

– «Человек страдает не столько от того, что происходит, столько от того, как он оценивает происходящее» (Мишель Монтень);

– «Страшно не то, что Вас обманули или обокрали, страшно, если Вы постоянно помните об этом» (Конфуций);

– «Я был убит горем, потому что у меня не было туфель, до тех пор, пока не встретил человека, у которого не было ног» (Гарольд Абботт);

– «Когда мы наслаждаемся отдыхом и, кажется должны чувствовать себя счастливыми, нас подстерегает дьявол беспокойства. Ведь именно в эти минуты мы задумываемся о том, чего не достигли в жизни, что топчемся на месте, становимся лысыми, некрасивыми и т. д.» (Дейл Карнеги).

3 Какие из приведенных высказываний являются правильными? Ответ обоснуйте:

– под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других;

– личность – это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению;

– личность – это индивидуально выраженное всеобщее;

– личность – дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем;

–личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

4  Выберите правильный ответ из предложенных:

– человека как индивида характеризуют: а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

– свойства человека, обусловленные биологическими факторами: а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

– личностные свойства, обусловленные социально: а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны;

– важнейшими элементами психологической структуры личности являются: а) способности; б) направленность; в) темперамент; г) характер; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

– личность это: а) совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других; б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению; в) индивидуально выраженное всеобщее; г) все ответы верны; д) все ответы не верны;

– человека можно считать сложившейся личностью, если: а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способности к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

– процесс социализации состоит в следующем: а) привитии ребенку нравственных норм; б) усвоении ребенком общекультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных правил и норм; г) познании действительности; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

5 Психологические теории – это набор условностей, созданных теоретиками, признанный объяснять и предсказывать поведение людей. В зависимости от того, какой теорией мы пользуемся, психологический портрет того или иного литературного героя или реального человека может сказаться более или менее полным и содержательным. Какую из перечисленных теорий можно использовать, чтобы наиболее полно и содержательно охарактеризовать Шерлока Холмса: а) индивидуальную психологию А. Адлера; б) теорию оперантного научения Б. Ф. Скиннера; в) психоаналитическую теорию З. Фрейда; г) гуманистическую теорию А. Маслоу.

Поясните свой ответ.

6. Кто из ученых отводит определяющую роль в структуре личности феномену, который предопределяет поведение личности с момента рождения и образован из следов памяти, оставленных всем прошлым человечеством:

а) К. Юнг; б) К. Хорни; в) А. Адлер; г) Э. Фромм.

Как называется этот элемент в структуре личности?

7 Определите механизмы психологической защиты по кратким описаниям их протекания:

а) приписывание собственных чувств, желаний, личностных черт, в которых не хочется признаваться, другому человеку;

б) устранение травмирующего воздействия внешней реальности в сферу бессознательного;

в) замена недоступного объекта доступным;

г) придумывание логических объяснений поведению, мотивы которого неблаговидны;

д) избегание переживаний тревоги с помощью тех способов поведения, которые использовались в детском возрасте.

8 Подберите понятия для завершения предложения:

а) человек как субъект познания и активного преобразования действительности, носитель социальных характеристик в ходе жизни становится…;

б) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, называется…;

в) факт принадлежности человека к человеческому роду фиксируется понятием…;

г) система отношений к предметам, явлениям, которая выражается в мировоззрении личности, интересах, склонностях и пр., называется… личности.

9 Какая из предложенных последовательностей более адекватно отражает основные этапы развития мотивационно-потребностной сферы личности:

а) склонность – влечение – интерес;

б) влечение – интерес – склонность;

в) интерес – влечение – склонность;

г) влечение – склонность – интерес.

Приведите конкретный пример по выбранному вами варианту.

10 В каком из перечисленных подходов к личности она (личность) рассматривается как «организованная и относительно устойчивая система навыков»: а) теория личностных черт; б) бихевиоризм; в) психодинамические теории; г) когнитивные теории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: