Тема «Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития»

Задания

1 Основными функциями образования в обществе являются:

а) социализация и самоутверждение личности в обществе;

б) среда общения и вхождение человека в мир культуры;

в) фактор социального прогресса и ускоритель культурных преобразований в обществе;

г) воспроизводство культуры, опыта, деятельности и развития личности, общества.

2 Какая из образовательных парадигм признает в образовательных системах личность как высшую ценность и основывается на моральных нормах, предполагающих сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности: а) знаниевая; б) культурологическая; в) технократическая; г) гуманистическая.

3 Дополните на листе ответов предложения:

а) школа, в которой продолжалось политическое и военное воспитание юношей в Афинах, называлась …;

б) известны следующие системы воспитания и образования в период античности … и …;

в) афинская система воспитания получила теоретическое обоснование в произведениях … и …;

г) целью афинской системы воспитания являлось …;

д) первые школы в истории человечества возникли …;

е) переход девушек и юношей в число полноправных членов родовой общины сопровождался обрядом …;

ж) педагогами в Древней Греции называли …;

з) Аристотель создал в Афинах учебное заведение, которое называлось

…;

и) наиболее распространёнными системами воспитания и образования в период средневековья были: …;

к) средневековые университеты имели четыре факультета: ….

4. Первые университеты в Европе возникли в: а) XVII в.; б) XII в.; в) III в. до н.э.; г) XIX в.

5. С середины 1970-х  гг. эта идея находит поддержку почти во всех странах мира, становится основным принципом образовательных реформ:

а) идея непрерывного образования;

б) идея классического образования;

в) идея профессионального образования;

г) идея дополнительного образования.

6 Болонская декларация, принятая министрами образования двадцати девяти стран Европы в 1999 году, предполагает создание единого европейского образовательного пространства с основной целью:

а) поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования;

б) расширение возможностей трудоустройства выпускников вузов, повышение мобильности специалистов и их конкурентоспособности;

в) улучшение международного взаимопонимания и обогащения национальных культур;

г) преодоление технологической отсталости в развитии многих стран.

7 Какая из образовательных парадигм признает в образовательных системах личность как высшую ценность и основывается на моральных нормах, предполагающих сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности: а) знаниевая; б) культурологическая; в) технократическая; г) гуманистическая.

8 Ожидаемые результаты, которых стремиться достичь данное общество, с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем, – это:

а) содержание образования;

б) образовательные цели;

в) способы получения образования;

г) образовательная среда.

9 Из нижеприведенного ряда понятий выберите основные принципы реформирования системы образования в современных условиях:

а) развивающийся характер обучения;

б) единство национальных и общечеловеческих ценностей;

в) авторитаризм;

г) гуманизация;

д) дендеологизация;

е) гуманитаризация;

ж) предметоцентризм.

10 Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя нижеприведенный ряд понятий (ответы должны выглядеть 1б и т. п.).

Совершенствование структуры и содержания высшего образования предполагает переход к (1)______________ структуре высшего образования, включающей подготовку (2)______________ для реального сектора экономики и бюджетной сферы; подготовку научных кадров через (3)______________; (4) среднего специального и высшего образования (в виде ссуз-вуз, лицей-вуз и др.).

а) интеграция;

б) дипломированные специалисты;

в) магистратура, аспирантура;

г) двухступенчатая.

 

Тема «Развитие, обучение и воспитание личности»

Задания

1.Оцените с точки зрения пройденного материала приведенные фрагменты:

– «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохи» (Сократ);

– «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, надменна, невыдержанна, просто ужасна» (Гесиод) (720 г. до н. э.);

– «Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру» (1000 лет до н. э.);

– «Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек» (Египетский жрец 2000 лет до н. э).

2 Прокомментируйте отрывки:

– «Способ внушать и поддерживать в молодежи чувства гуманности заключается в том, чтобы приучить ее к вежливости в разговоре и обращении с низшими и простонародьем, особенно с прислугой. Довольно часто приходится наблюдать, что дети в семьях джентльменов говорят с домашней прислугой языком господ, властным тоном, употребляют пренебрежительные клички, как будто это люди другой, низшей расы и низшей породы. Внушается ли это высокомерие дурным примером, преимуществом положения или природным тщеславием – безразлично: его всегда следует предупреждать и искоренять и на его место внедрять мягкое, вежливое и приветливое обращение с людьми низшего ранга. Нельзя допускать, чтобы дети утрачивали уважение к человеку из-за случайностей внешнего положения. Нужно внушить им, что, чем больше им дано, тем они и должны быть добрее, сострадательнее и мягче к свои собратьям, стоящим ниже их и получившим более скудную долю в жизни» (Дж. Локк);

– «Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которым ему встречаются… Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы очевидно способны достичь достоверного и несомненного знания… Лучше не заниматься вовсе, чем заниматься предметами настолько трудными, что, будучи не в состоянии отличить в них истинное от ложного, мы вынуждены допускать сомнительное в качестве достоверного. Ибо в этих случаях надежда на приумножение знания не так велика, как риск его убавления» (Рене Декарт);

– «Весь успех дела будет зависеть от профессоров, и, не обинуясь, скажу что больше всего и первее всего надо позаботиться о том, чтобы подготовить таких лиц… Людей вполне благонадежных, не только любящих свою страну вообще, но и особенно преданных успешному в ней развитию науки и просвещения, по моему мнению, еще можно найти в том небольшом количестве, которое нужно для главного училища наставников» (Д. И. Менделеев);

– «Чем меньше у учителя свободного времени, тем скорее наступит время, когда ему будет нечего отдавать воспитанникам» (В. А. Сухомлинский);

– «Искусство преподавания – не что иное, как искусство пробуждать любопытство юных душ и затем удовлетворять его. А любопытство живет лишь в счастливых. Знания, которые навязывают силой, душат разум. Для того, чтобы переварить знания, их надо проглотить с интересом» (Анатоль Франс);

– «Главная задача преподавателя – это умение хорошо, мастерски преподавать свой предмет, доступно глубоко излагать учебную информацию, увлекать студентов потребностью знаний, возбуждать в них трудолюбие и упорство, стремление самостоятельно находить решение научных задач, развивать ширину их взглядов и гибкость мышления» (С. И. Архангельский);

– «Надо понять, что если педагоги сами не разберутся в началах психологии, а будут ждать готовых решений от специалистов-психологов, то не будут найдены необходимые решения для совершенствования учебного процесса» (К Г. Марквардт).

3 Оцените ситуации с точки зрения педагогической этики:

– Шаляпина дьяк выгнал из хора как не имеющего ни голоса, ни слуха;

– Бутлерова выставляли из класса за то, что он постоянно и безуспешно «химичил». В 26 лет он стал профессором МГУ, а затем великим химиком;

–Менделеев поступал в университет несколько раз и все время «заваливал» химию;

–Ньютон ничем не выделялся среди своих сверстников. В Тринити-колледже, в Кембридже он тоже ничем себя не проявлял;

–Гегель ничем не отличался ни в детстве, ни в юности. Кроме прилежания и примерного поведения за ним ничего не замечалось ни в гимназии, ни в университете. В свидетельстве об окончании университета констатировалось, что Гегель – молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием и в философии никак себя не проявил;

– когда Суриков принес свои рисунки в Академию художеств, где ему сказали: «С такими рисунками тебе не то что поступать в художественную Академию, а даже мимо ходить нельзя».

4 Выделите основные функции семьи из предложенных: а) аналитическая; б) репродуктивная; в) диагностическая; г) целеполагания; д) экономическая; е) планирования; ж) воспитательная; з) контрольная; и) организаторская; к) первичной социализации; л) хозяйственно-бытовая; м) наказания; н) психотерапевтическая.

5 Гиперсоциолизация, отвержение, эгоцентризм – это: а) модели поведения ребенка в семье; б) типы неправильного воспитания в семье; в) этапы социального развития человека; г) типы девиантного поведения подростка.

6. Выделите основные качества, которые характеризуют социальную зрелость личности: а) ответственность; б) терпимость; в) наследственность; г) саморазвитие; д) логическое мышление; е) ценностные ориентации; ж) трудолюбие.

7. Ответьте на поставленные вопросы наиболее полно:

– в 1968 г. американские ученые Розенталь и Джекобсон высказали идею о том, что у учителя в процессе преподавания складывается своеобразная оценка ученика и в дальнейшем учитель действует так, чтобы его мнение оправдало себя. Как стали называть это мнение об ученике? Какой эксперимент иллюстрирует это явление?

–ученые выяснили, что учителя непроизвольно стремятся обращаться к тем учащимся, которые сидят на первых партах, эти дети при прочих равных условиях оцениваются выше. Приведите другие примеры проявления учительской субъективности. Можете ли Вы предложить методику борьбы с субъективностью?

– Н. Ф. Маслова выделяет два стиля педагогического общения: демократический и авторитарный. Охарактеризуйте эти стили. Оцените их распространение среди педагогов. Можете ли Вы назвать причины столь неравномерного использования этих стилей?

– педагогическое общение, как и любое другое, можно свести к двум стилям: диалогическому и монологическому. Охарактеризуйте эти стили, назовите их плюсы и минусы;

– что Вам известно о стратегиях улучшения усвояемости материала, воспринимаемого на слух? Охарактеризуйте стили профессионального слушания.

– назовите и охарактеризуйте три механизма воздействия преподавателя на студента.

8 Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется: а) основной; б) ориентируемой; в) ведущей; г) исполнительной.

9 Временной диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом: а) сенситивным; б) кризисным; в) сенсорным; г) сенсибельным.

10. Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя нижеприведенный ряд понятий:

Семья – это основанная на (1) …. и (или) …. (2) …. малая социальная группа, (3) …. объединены совместным (4)…. и (5)… домашнего хозяйства, (6)… связью и …. (7) по отношению друг к другу.

а) проживание;

б) взаимные обязанности;

в) брак;

г) члены которой;

д) кровнородственные отношения;

е) ведение;

ж) эмоциональная.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: