Тема «Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах»

Задания

1 Из предложенных определений понятия «Общение» выберите то, которое, по Вашему мнению, наиболее точно отражает данное понятие:

а) общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие;

б) общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного-характера;

в) общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместного взаимодействия.

2 Укажите соответствие между понятиями и их определениями (ответы будут выглядеть так: 1а, 2д, 3б и т. п.).

Понятия:

1) диада;

2) условные группы;

3) формальные группы;

4) диффузные группы;

5) референтные группы;

6) групповые взаимоотношения;

7) групповые мнения;

8) коммуникативная подструктура;

9) сплоченность;

10) конформность.

Определения:

а) случайные группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями;

б) совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний;

в) группы, которые имеют официально заданную извне структуру;

г) субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих;

д) подверженность человека групповому давлению, изменению своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней;

е) наименьшая малая группа, состоящая из двух человек;

ж) группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях;

з) совокупность оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходящих внутри и вне ее;

и) группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу, образованию и т. д.;

к) черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, являющаяся обобщенным показателем их духовной общности и единства.

3 Заполните пропуски в утверждениях:

образцы поведения, ожидаемого от людей, занимающих различные социальные позиции в группе, в различных ситуациях общения это ………;

социальные роли, независящие от желания человека, называют …………;

социальные роли, которые человек берет на себя добровольно, называют ……….;

характеристика группы, представляющая собой сеть ролей, коммуникационных путей и структуру власти в группе, это …………………….;

характеристика группы, определяющая степень взаимного притяжения членов группы или уровень обязательств члена группы по отношению к остальной части группы, это ………;

уровень социальной власти или значения человека в группе это ……….;

одна из основ добровольного объединения человека в группы, желание объединиться с другими людьми, это …………..;

общение, при котором люди находятся в прямом контакте, это ………….;

общение, при котором происходит обмен информацией, но непосредственного контакта нет, это ……….;

общение при помощи мимики, жестов и междометий называют ………….;

общение при помощи речи называют …………….;

сторона общения, отвечающая за обмен информацией и ее понимание, это …..;

сторона общения, отвечающая за форму взаимодействия партнеров при осуществлении совместной деятельности, это ……..;

сторона общения, отвечающая за восприятие одного партнера по общению другим, это ……….

4 Как Вы думаете, как сказывается на отношении к другим людям реализация человеком его главного жизненного кредо:

– Будь доволен собой?

– Будь самим собой?

5. Определите, к какому типу относится группа людей из 15 человек, если известно, что:

А.

1. они почти не знают друг друга;

2. их всех знает человек, который не входит в эту группу;

3. члены группы никогда не собираются вместе;

Б.

1. эти люди хорошо знают друг друга;

2. часто бывают вместе;

3. у них есть руководитель, назначенный в эту группу.

Ответы будут выглядеть так: А – случайная группа; Б – референтная группа.

6К основным требованиям, которым должен соответствовать посредник, принимающий участие в урегулировании конфликта, относятся:

– демонстрация нейтралитета в отношениях к сторонам конфликта;

– посредник должен быть авторитетной личностью для конфликтующих сторон;

– посредник должен уметь генерировать новые идеи и новые варианты решения проблемы.

Прокомментируйте и дайте свою оценку этим рекомендациям.

7 Сможете ли Вы по манере человека говорить определить профессию преподавателя и врача? Почему? Аргументируйте свой ответ.

8 Какой из аргументов к личности коммуникатора, на Ваш взгляд, более убедительный и почему:

– это говорила моя тетя;

– узнал это от нашего начальника;

– это говорил немецкий профессор;

– да каждый умный человек так говорит;

– было по первому каналу (ТВ).

9 Определите тип транзакции (используя понятия транзакций, позиций Ребенок, Взрослый, Родитель):

Врач:

– Вы когда-нибудь будете выполнять мои рекомендации?

Пациент:

– Я сам знаю, что нужно моему организму.

10 Найдите наиболее правильный и полный вариант ответа (ответы будут выглядеть так: А1, Б2).

А.

а) атрибуция – это процесс построения догадок о причинах поведения людей;

б) атрибуция – это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия;

в) атрибуция – это процесс «достраивания» непосредственно воспринимаемой от социального окружения информации;

Б.

а) аффилиация – стремление человека к добровольному объединению в группы;

б) аффилиация – стремление человека к объединению с другими людьми, вызванное необходимостью выработки реакций для адаптации к окружающей действительности;

в) аффилиация - тенденция к образованию групп, свойственная людям, которая помогает снизить тревожность и реализовать потребность в социальном сравнении;

 

Тема «Личность и группа как субъект и объект управления»

Задания

1 Какие из приведенных признаков соотносятся с понятием «руководитель», а какие – с понятием «лидер»:

назначается, основывается в действиях на план, вдохновляет, уважаем, обожаем, полагается на власть, воодушевляет, планирует.

2 Известно, что в группе, которая характеризуется как малая, реальная, контактная, неформальная, сплоченная, есть два человека, которые обладают следующими качествами:

– первый – умный, веселый, выдумщик, терпеливый, аккуратный;

– второй – умный, остроумный, фантазер, невыдержанный, небрежный.

Кто из них, по Вашему мнению, скорее всего будет лидером в этой группе? Докажите свой ответ.

3 Дайте психологическую интерпретацию следующим историческим фактам:

– Л. Рено – основатель и руководитель одноименной фирмы – был известен тем, что практиковал так называемый прогулочный менеджмент: посещая цехи заводов, он брал, как правило, напильник какого-нибудь из рабочих и с удовольствием показывал, как правильно делать деталь;

– исследователь Р. Халф приводит пример: один человек, претендовавший на пост солидной фирмы, узнал позднее, что он проиграл, поскольку носил короткие носки и во время собеседования продемонстрировал полоску незакрытой ноги между брюками и носком.

4 Дайте оценку значения для руководителя следующих высказываний:

– «Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой» (Эпиктет);

– «Я никогда не говорю: «Мне нужно, чтобы вы это сделали». Я говорю: «Мне интересно, сумеете ли Вы это сделать?» (Г. Форд);

– «Руководить – значит приводить сотрудников к успеху и самореализации» (В. Зигерт);

– «Добиться успеха легче, чем его заслужить» (А. Камю);

– «Ведите, а ведомые найдутся» (Лао Цзы);

– «Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей» (В. Ключевский).

5.Постарайтесь объяснить, почему так происходит:

– обучение в группе происходит быстрее, чем самостоятельное или организованное обучение отдельных людей;

– решение проблемы в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение той же проблемы отдельным человеком;

– решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем решения, принятые отдельным человеком.

6 Часто формальное и неформальное лидерство не совпадает. Умелый руководитель всегда сумеет найти общий язык с неформальным лидером, позитивно влияющим на группу. А как можно нейтрализовать неформального лидера, негативно влияющего на группу?

7 Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

– Что Вы знаете о социальных ролях? Как они влияют на поведение людей? Можно ли сказать, что социальные роли облегчают коммуникацию? Приведите примеры таких ролей и ролей, осложняющих взаимодействие. Охарактеризуйте понятие ролевого конфликта;

– Что Вы знаете о теории социального сравнения? Согласны ли Вы с ее постулатами? Какие явления могут быть объяснены с ее помощью;

– Что Вы знаете о теории социального магнетизма? Какими понятиями она пользуется? Какие явления можно объяснить с ее помощью;

– Что Вы знаете о теории социального обмена? Чем можно объяснить неугасающий интерес публики к телевизионным шоу, в которых люди рассказывают о себе, перекрывая нормы самораскрытия? Почему при непосредственном общении с человеком такая же ситуация воспринималась бы, как неудобная;

– Какова роль атрибуции в межгрупповом и межличностном взаимодействии? Какие параметры чаще всего оцениваются в процессе атрибуции? Можно ли сказать, что атрибуция «благодарное занятие»? Каковы фундаментальные ошибки атрибуции;

– Что Вы знаете о социальном влиянии? Какие явления иллюстрировал эксперимент Аша? Чем интересен эксперимент Милграма? Какое влияние на социальное поведение оказывают феномены конформизма, послушания, уступки, уступки и предубеждения;

– Что Вы знаете о агрессивном поведении? Чем оно вызывается? Какова роль средств массовой информации в формировании агрессивного поведения;

– Что Вам известно о просоциальном поведении? Как можно объяснить, что в случае аварии больше вероятность получить помощь на безлюдной дороге, чем на оживленном шоссе;

– Охарактеризуйте малые группы. Какие групповые процессы в них происходят? В чем разница между руководством и лидерством;

– В чем отличие больших социальных групп? Какими они бывают, каковы основные типы взаимодействия в них? В чем отличие толпы, массы и аудитории?

8 Прокомментируйте с точки зрения социальной психологии, какие социальные механизмы и процессы отражаются в следующих высказываниях:

– некто может любить людей как членов группы и в то же время не любить их как индивидов (Дж. Тернер);

– комиссия есть группа несведущих людей, нехотя назначенных другими для выполнения ненужной работы (Ф. Аллен);

– да не устрашит тебя величие: одни рождаются великими, другие достигают величия, третьим его навязывают (У. Шекспир);

– честолюбие часто заставляет людей предаваться самым низким занятиям; Вверх лезут в той же позе, что и ползают (Д. Свифт);

– если президент говорит «нет» мы все говорим «нет» (Э. Доул);

– когда люди вольны поступать как угодно, они обычно подражают друг другу. (Э. Хоффер);

– никогда не отворяй дверь тем, кто отворяет ее и без твоего разрешения. (С. Е. Лец).

9. Прокомментируйте с точки зрения социальной психологии приведенные высказывания о конформизме и нонконформизме.

– «Если какой-то особенно значимый для нас человек или группа людей будут придерживаться точки зрения, отличной от нашей, мы постараемся привести свои взгляды в соответствие со взглядами этих людей, подчиняясь при этом не столько внешнему, сколько внутреннему давлению. Подобное давление может оказаться настолько сильным, что, боясь испортить отношения с каким-то человеком, конфликт с которым может быть чреват серьезными осложнениями, некоторые люди принимают и разделяют его точку зрения, даже если ее ошибочность достаточно очевидна» (Е. Мелибруда).

– «В примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или «неписаные правила», которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых. В примитивной группе «оскорблением» субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. Мы привыкли понимать унижение как оскорбительные слова или действия, направленные на другое лицо. Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит Вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения, царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, Вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента – неприязнь вялых и ленивых» (А. Б. Добрович).

– «Одной из отличительных черт конституционально-ограниченных является их большая внушаемость, их постоянная готовность подчиниться голосу большинства, «общественному мнению» («что станет говорить княгиня Мария Алексеевна!»); это люди шаблона, банальности, моды, это тоже люди среды, но не совсем в том смысле, как неустойчивые психопаты: там люди идут за ярким примером этой среды, за «пороком», а здесь, напротив, – за благонравием. Конституционально-ограниченные психопаты всегда консерваторы; из естественного чувства самозащиты они держатся за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и боятся всего нового. Это – те «нормальные» люди, о которых Кюльер говорил, что в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности. Это те «нормальные» люди, которых Ферри сравнивает с готовым платьем из больших магазинов; здесь действует только закон подражания…» (П. Б. Ганушкин).

10 Групповой феномен «сдвиг к риску» – это …


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: