Методологические установки современного ученого

1. Всякое современное научное исследование предполагает наличие объекта и предмета исследования (см. автореферат диссертации по любой из отрасли наук). Очевидно, что ученый при этом выступает в качестве субъекта исследования. Однако следует всегда иметь в виду, что в реальности не существует субъекта вообще, некоего абстрактного субъекта и объекта познания. Это – наша выдумка, идеализация, которая оказалась, тем не менее, достаточно эффективной. Как ни парадоксально такая абстракция давала и дает неплохие результаты.

В реальной жизни есть всегда реальный и конкретный субъект – со своим воспитанием, состоянием здоровья, настроением, которое может во многом предопределить выводы, сделанные им по результатам запланированного и проведенного эксперимента. Ученый работает и действует всегда в конкретной исторической обстановке, он всегда – «дитя эпохи», его породившей, он обладает при этом собственными привычками, имеет определенный взгляд на мир, будучи верующим или атеистом, женатым или холостым, оптимистом или пессимистом по складу характера и т.д.

Нацеленность на объективное знание должна умело сочетаться с непреодолимым субъективизмом в познании.

2. Современная наука – это отношения. Отношения между людьми, которые часто становятся решающими. Во многом это следствие того, что современная наука это сложный, неоднозначный социальный институт со всеми позитивными и негативными следствиями институционализации социальных феноменов. И это опять подтверждает факт значительной доли субъективности в научном исследовании.

3. Ученый всегда должен быть открыт для всякого нового знания, даже на первый взгляд противоречащего общепринятым нормам и традициям, или же его собственным взглядам и убеждениям. Современный ученый должен иметь установку на то, что всякое новое знание – это благо, это добро.

Кроме того следует критично относиться и к собственным взглядам – «сомневаться во всем и всегда!». Умение отказаться от собственных идей, признать свою неправоту, заботясь прежде всего о благе науки, а не о собственном статусе и положении. Если ученый занимает действительно высокое место и статус в своей области знания, такое «объективное к себе отношение не нанесет ему вреда.

4 Особенность современного этапа проявляется и в том, что огромное количество информации оказывается абсолютно доступным. Кроме того знания очень быстро меняются и развиваются, что еще раз доказывает необходимость быть открытым новому знанию, новой информации. Важнейшим качеством становится не количество заученной информации и объем знания, а умение ее находить и интегрировать с уже имеющимся знанием. Современный ученый, не интегрированный в глобальную информационную систему, не владеющий современными техническими средствами, но главное – не стремящийся к овладению ими и использующий по прежнему «гусиное перо» для фиксации своих мыслей и идей не может быть образцом для подражания, и вряд ли может носить гордое звание современного ученого.


[1] Петров М.К. Самосознание и научное творчество. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/petr_samos/

[2] Диакон Андрей Кураев. Доброе слово об инквизиции. [Электронный ресурс]. Режим доступа6 http://azbyka.ru/dobroe-slovo-ob-inkvizicii.shtml. См. также его аудио лекции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: