Октябрь. 1-я неделя. «Семья»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Споем вместе» [Пение гласных звуков с опорой на картинки].
Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением плачущей девочки и показывает, как девочка плачет: «А-а-а». Затем предлагает детям показать это всем вместе. Если у детей есть желание, они могут по одному показать, как плачет девочка. Далее воспитатель предлагает успокоить девочку и показать ей картинки с игрушками. Проводится работа с картинками, на которых изображены рычащий мишка (о-о-о), паровозик (у-у-у), лошадка (и-и-и).
Игра «Что звучит?» [Развитие слухового внимания. Дифференциация двух звучащих игрушек].
Воспитатель показывает детям картинку с изображением семьи, показывает и называет членов семьи, обращает внимание на погремушку и собачку-пищалку в руках детей. Достает из коробки эти игрушки и демонстрирует, как они звучат. Затем предлагает детям подержать игрушки в руках и поиграть на них, назвать их. Если в подгруппе есть неговорящие дети, нужно подготовить и картинки с изображениями данных игрушек исоотнести изображения с игрушками. После этого педагог прячет игрушки за ширму и играет на них по очереди. Дети называют звучащие игрушки или показывают их на картинках.
|
|
Подвижные игры и упражнения
Пальчиковая гимнастика «Семья».
[Развитие мелкой моторика, подражательности].
Папа, мама, брат и я — Правой рукой дети загибают по одном
пальцу на левой руке.
Вместе дружная семья. Показывают крепко сжатый
кулачок левой руки.
Раз, два, три, четыре, Левой рукой загибают по одному пальну
на правой руке.
Все живем в одной квартире. Показывают крепко сжатый кулачок
правой руки.
Русская народная игра «Ладушки»
[Создание эмоционально-положительного фона, развитие подражательности, ручной моторики].
Ладушки, ладушки, Хлопаем в ладоши.
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Кыш! Кыш! Полетели!
На головку сели! Кладем ладони на голову.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Народные потешки: «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки..." «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор...»
Е.Благинина «Аленушка», З.Александрова «У нас в квартире*. А. Шлыгин «По дороге в детский сад», С. Капутикян «Маша не плачет», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», Д. Габе «Моя семья», «Мама», «Братик».
|
|
Октябрь. 2-я неделя. «Игрушки»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Укачай куклу» [Уточнение артикуляции гласных звуков. Преодоление твердой атаки голоса].
Воспитатель показывает детям картинку, на которой мама укачивает ребенка, и изображает, как мама поет малышу песенку: «А-а-а»
Затем воспитатель раздает детям кукол и предлагает укачать их, спев песенку: «А-а-а».
Игра «Парные картинки» [Развитие зрительного восприятия. Расширение словаря по теме «Игрушки». Пополнение атрибутивного словаря прилагательным такой же ].
Воспитатель раздает детям картинки с изображением игрушек, называет их, предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на стол выкладывается второй комплект картинок, и дети получают задание выбрать такие же картинки, как у них уже есть. Воспитатель хвалит детей и еще раз называет игрушки, изображенные на картинках.
Подвижные игры и упражнения
Упражнение «Гном». Развитие подражательности, общей моторики
Дождик, дождик за окном. Четыре ритмичных
прыжка на обеих ногах,
держа руки на поясе.
Под дожем остался гном Приседаем.
Поскорей кончайся, дождик, Встаем, смотрим вверх,
тянем вверх руки.
Мы гулять идти не можем. Идем по кругу, взявшись за
руки.
Октябрь. 3-я неделя. «Игрушки»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Покажи» [Развитие оптико-пространственной функции, обучение соотнесению предмета с его словесным обозначением. Пополнение атрибутивного словаря прилагательными большой и маленький].
Воспитатель кладет на стол большой и маленький кубики, показывает их детям и называет, выделяя голосом слова большой и маленький. Затем педагог предлагает детям по очереди показать сначала большой, а потом маленький кубик, и если речевые возможности детей позволяют, назвать их.
Аналогично проводится работа с большим и маленьким мишками.
Игра «Что прибавилось?» [Развитие зрительного восприятия и внимания, пополнение словаря по теме].
Воспитатель ставит на стол две игрушки и называет их. Потом предлагает детям рассмотреть и потрогать игрушки, показать иназвать их, если речевые возможности позволяют. После этого педагог закрывает игрушки ширмой и добавляет еще одну игрушку. Убрав ширму, воспитатель предлагает детям показать и назвать игрушку, которая появилась.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Мяч» [Развитие координации движений, ловкости, общей моторики. Формирование умения договаривать слова, словосочетания].
Это мяч, круглый мяч, «Рисуем» руками большой круг.
Красный мяч, гладкий мяч. Два раза «рисуем» полукруг.
Любит мячик прыгать вскачь. Четыре ритмичных прыжка на
обеих ногах руки на поясе.
Вот так мяч, круглый мяч. «Рисуем» руками большой круг.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
А. Барто «Игрушки», О. Высотская «Детский сад», Е. Ильина «Игрушки», Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь...», Н. Нищева «Сказка про игрушки».
Октябрь. 4-я неделя. «Части тела и лица»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Покажи на себе» [Обучение соотнесению предмета со словом. Формирование словаря по теме «Части тела и лица»].
Воспитатель демонстрирует детям большую куклу, показывает на ней и называет части тела и лица: голову, руки, ноги, спину, живот, глаза, уши, нос, рот. Затем по просьбе педагога дети показывают и называют эти же части тела и лица на себе.
|
|
Упражнение «Топай, как я» [Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие чувства ритма].
Воспитатель встает напротив детей, лицом к ним, обращает внимание детей на свои ноги. Просит внимательно смотреть и слушать, как он будет топать. Дети смотрят, слушают и повторяют упражнение за воспитателем:
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Это я» [Развитие общей моторики, координации движений. Формирование умения договаривать слова или словосочетания].
Это глазки. Вот. Вот. Показываем сначала левый,
потом — правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот. Беремся сначала за левое ухо,
потом — за правое.
Это нос. Это рот. Левой рукой показываем рот,
правой — нос.
Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладем на спину,
правую — на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп. Протягиваем обе руки, два раза
хлопаем.
Это ножки. Топ, топ. Кладем ладони на бедра, два
раза топаем.
Ой, устали. Вытрем лоб. Правой ладонью проводим по лбу.