Особенности воспитательного мероприятия

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Филологический факультет

Кафедра теории и истории литературы

Педагогика

№ задания 5

ФИО студента Волкова Анастасия Сергеевна

2 курса

Ф10-1-04 группы

Москва

Г.


 

http://sut-nov.um.la/metodicheskaya-kopilka/55-vospitatelnaya-rabota

 


Понятие воспитательное мероприятие

 

Воспитательные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

К воспитательным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками различных видов деятельности.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в детском объединении на занятии, но и от организации воспитательных мероприятий по предмету. Опытные педагоги знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием таких мероприятий.

Воспитательные мероприятия строятся по сравнению с занятиями на ином материале, проводятся в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся.

Цель воспитательных мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития обучающихся. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении обучающихся новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение воспитательных мероприятий сводится не только к расширению кругозора обучающихся и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Значение внеклассных мероприятий в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как оно способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью и практикой; формирует профессиональные интересы учащихся.

Реализация воспитательного процесса через разнообразные формы воспитательных мероприятий позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать.

Цель и задачи воспитательных мероприятий определяют их функции – обучающую, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция воспитательного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Однако правильное сочетание воспитательной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Воспитательное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Воспитательная функция может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.

Огромное значение в воспитательной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.

Содержание воспитательного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни.

Специфика содержания воспитательного мероприятия характеризуется следующими факторами:

- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;

- в содержании воспитательного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание воспитательной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. В воспитательной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных общественных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании воспитательного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности обучающихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Особенности воспитательного мероприятия

1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности обучающихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

2. Отсроченность во времени. Воспитательное мероприятие – это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов работы, чем при проведении занятия. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.

Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от педагога проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля результатов. Если обязательный элемент занятия – контроль за процессом овладения обучающимися учебным материалом, то во время воспитательного мероприятия такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и обучающимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у обучающихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Воспитательное мероприятие осуществляется на переменах, после занятий, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.

6. Воспитательное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Одним из условий успешности воспитательной работы является особое психическое состояние, возникающее при единстве мотива деятельности (потребности в ней) и соответствующей ему ситуации, называемое установкой.

Экспериментальные исследования, проведенные Д.Н. Узнадзе и другими, показали, что наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. Применительно к воспитательной работе такая установка способствует активизации внимания и памяти, точности восприятия содержания, помогает выделять в тексте главную мысль, развивает способность творчески воспринимать получаемую информацию и т.д., т.е. способствует выработке умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Поэтому целенаправленность воспитательной работы обучающихся, наличие сильной мотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого вида деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: