Цель: раскрыть разные аспекты смешного в тексте.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Какую тему мы изучаем? («Продолжаем разгадывать секреты смешного».)
Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, которое также называется «Сочинение».
— Откройте содержание учебника и узнайте фамилию автора.
— Какие произведения И. Пивоваровой уже читали?
— Как вы думаете, о чем это произведение? Может, это та же история, что и у J1. Каминского?
197 |
Прочитаем и узнаем.
IV. Работа по теме урока
(Дети по цепочке читают произведение в учебнике нас. 51-54.)
— О чем этот рассказ?
— Кто его герои?
— Какое настроение у вас вызвало это произведение?
— Прочитаем разговор членов клуба «Ключ и заря» с Михаилом Потаповичем на с. 46 и узнаем, какие моменты им показались самыми смешными.
— Какой отрывок отметил Миша?
— Вас тоже рассмешила эта часть? Зачитайте те отрывки, которые кажутся вам самыми смешными.
|
|
— Какой рассказ вспомнил Миша? Кто его автор? (Н. Носов «Мишкина каша».)
— А какой фрагмент рассказа заинтересовал Машу? Найдите его и прочитайте.
— Что же в нем смешного? (Люся упомянула, что стирает носовые платки, а потом увлеклась и написала, что также стирает свои и мамины вещи и даже занавески и скатерти.)
— А какой отрывок понравился Косте Погодину? Найдите ответ в учебнике. Перечитайте ту часть, которая рассмешила Костю.
— Вы тоже считаете, что Люсина мама — хороший воспитатель?
— Прочитаем по ролям разговор Люсиных родителей. Что делает его смешным? (То, что Люся ожидала услышать одно — она думала, что мама рассердится и будет ее ругать, а услышала совсем другое.)
— Что же услышала Люся? (Мама была очень рада тому, что Люся любит стирать занавески и их теперь не надо нести в прачечную.)
— Каким же образом мама учит свою дочку отвечать за свои слова? (Мама не наказывает ее, не читает ей нотаций, относится к девочке, как ко взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова.)
— Какое воспитание вы считаете действенным: когда человека ругают или когда предлагают сделать то, что он о себе наговорил?
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Вспомните маму Лены из рассказа Л. Каминского и представьте себе ситуацию, когда мама Лены поступает также,
как и мама Люси. Как вы думаете, изменится ли представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении?
— Главный Библиотекарь поинтересовался, доволен ли Миша. Что он имел в виду?
— Как вы думаете, что ответил Миша? Если затрудняетесь, то загляните на с. 46 — вступление к новой главе — и найдите ответ на вопрос. (Миша доволен, потому что он прочитал рассказ, вызывающий веселый смех, а не грустный, как басни.)
|
|
VII. Рефлексия
— Расскажите по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок.
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы можете сказать о произведениях, которые мы прочитали? (Уних одинаковые сюжет и название, а авторы разные.)
— В чем же секрет смешного? (В контрасте между реальным положением дел и тем, что представляют себе герои.)
Домашнее задание
Читать и отвечать на вопросы (учебник, с. 51—54).