Цель: учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты его характера, обнаруживать причины смешного.
Ход урока
I. Организационный момент
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
Продолжаем разгадывать секреты смешного.
(Чтение текста в хрестоматии на с. 72.)
— Рассказ Николая Носова, который мы будем читать, тоже о двух мальчиках — Коле и Мише. Расшифруйте его название.
(На доске запись.)
«АШАК АНИКШИМ» («Мишкина каша».)
— Вам знаком этот писатель?
(Учителя выставляет портрет Н. Носова.)
Материал для учителя
Николай Николаевич Носов (1908—1976) — известный детский писатель. Носов одним из первых в мировой детской литературе создал обаятельный образ комического героя-ребенка — любознательного и изобретательного мальчишки, одержимого кипучей жаждой деятельности, познания окружающего мира. Герои веселых книг Носова часто попадают в смешные бытовые ситуации, но писатель всегда с большой любовью и сочувствием относится к своим героям, даже самым нерадивым.
|
|
«Какое это чистое, замечательное существо — ребенок, как оно восприимчиво к добру, сколько в нем от самой природы человеческой заложено прекрасного, умного, сердечного, поэтического и как оно нуждается во внимании и сочувствии, ласке», — писал Н. Носов.
Сам писатель родился в семье киноактера в Киеве. Закончил Московский государственный институт кинематографии. Затем занимался режиссерской работой, связанной с постановкой мультипликационных и учебных фильмов. Но не режиссура стала настоящим призванием. Опыт общения с детьми привел его к мысли самому создавать произведения для детей.
Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным юмором. Открывай любую страницу — без улыбки, а то и без неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент (то есть опыт): спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или «Вити Малеева», «Веселой семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса»...
А поскольку «взрослых» книг Носов почти не писал, так и останется он в памяти читателей истинным детским юмористом.
Литературный дебют Носова состоялся в 1938 г., когда в журнале «Мурзилка» был опубликован рассказ «Затейники».
— Составьте пословицу и узнайте любимую тему автора.
Друг, старый, лучше, двух, новых. (Старый друг лучше новых двух.)
— Как вы понимаете смысл пословицы. О ком любит писать автор? (О детях и друзьях.)
— Хотите узнать об их приключениях?
IV. Работа по теме урока
(Чтение рассказа в хрестоматии на с. 73—84 по цепочке с остановками.)
|
|
1- я остановка
— Оба ли мальчика уверены, что смогут сварить кашу? (Нет, уверен только Миша.)
— Как относится к этой проблеме Коля?
— А что говорит Миша? Докажите словами текста.
— Как вы думаете, кашу сварить трудно?
— Прочитаем дальше и посмотрим, смогут ли мальчики накормить себя.
2- я остановка
— Кто из друзей принимает решение за обоих?
— А кто полностью рассчитывает на другого?
— Уверенно ли действует Мишка?
— Найдите в тексте слово, которым друг уважительно называет Мишку.
— Предположите, получится ли у них каша.
3- я остановка
— Вам нравится рассказ? Что вас рассмешило? Зачитайте самые смешные строчки.
— От чьего имени ведется повествование? Автор рассказа и друг Мишки — один и тот же человек? Докажите свою точку зрения.
— Разные ли характеры у мальчиков?
— Что вы можете сказать о Мишке? (Самоуверенный, легкомысленный, не задумывается о последствиях.)
— Найдите слова Мишки, которые показывают его самоуверенность и оптимизм.
— Кстати, что такое оптимизм?
— А были ли основания для такой уверенности в себе? Мишка действительно оказался специалистом или это слово можно применить к нему только с иронией?
— Кого называют специалистом? (Того, кто обладает знаниями в какой-нибудь области.)
— Прочитайте фразу с правильной интонацией.
— А какой Коля по характеру? (Осторожный, сомневающийся, разумный.)
— Какие слова и поступки Коли доказывают, что он более осторожный, более разумный, но в то же время с удовольствием перекладывает на друга решение сложной задачи?
— Кто из друзей лучше понимает причины неудачи?
— Какие это причины?
— Предположите, как можно выйти из этой ситуации.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
4-я остановка
— Изменилось ли у вас представление о характере мальчиков?
— Мишка в этой части рассказа такой же самоуверенный? Какие его высказывания это подтверждают?
— А кому принадлежат все идеи по добыванию воды из колодца?
— Кто из них придумал, как достать из колодца ведро и чайник?
— Какое качество Мишки особенно проявляется в этой части рассказа?
— Коля по-прежнему рассудителен и разумен?
— В чем главный недостаток его советов?
— Кто из мальчиков способен по-взрослому сделать выводы и принять решение?
— Что кажется самым смешным в этой части? Прочитайте эти строчки.
— Рамочкой обведены строчки, которые Миша считает самыми смешными. Прочитайте их.
— Можете объяснить, почему именно они показались ему самыми смешными? (Коля спрашивал, где вода, а Мишка ответил, что она в колодце. Здесь несоответствие между ожиданиями Коли и реальностью (Мишка не только не принес воды, но и уронил ведро в колодец).)
— Отрывок, который заинтересовал Машу, отмечен сбоку серой полоской. Найдите его и прочитайте.
— Как вы думаете, что заинтересовало Машу?
— Кто из двух друзей обладает чувством юмора?
— Найдите фрагмент, который показался самым смешным Косте. Он отмечен сбоку цветной полоской. Что вызвало смех у Кости? (Несоответствие между простыми действиями Мишки и неожиданно бурной реакцией Коли.)
VII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Составим синквейн, выразим свое отношение к Мишке.
(Правила составления синквейна см. в уроке 37.)
Например:
Мишка.
Легкомысленный, самоуверенный.
Приехал, варит, жарит.
Но ничего не получилось. Специалист!
— Можно ли назвать Мишку и Колю настоящими друзьями?
Дружба верная не сломается, Не развеется от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит — Вот что значит настоящий верный друг.
М. Пляцковский
— А как вы понимаете выражение «верный друг»? (Преданный, на него можно положиться, никогда не подведет, в любую минуту придет на помощь.)
— Расскажите о своем друге.
|
|
— Что вы любите делать вместе?
VIII. Подведение итогов урока
— С каким произведением вы познакомились?
— Почему рассказ назван «Мишкина каша»?
— Можно ли сказать, что Мишка — главный герой рассказа?
— Вы понимаете, почему герой-рассказчик так по нему соскучился и был рад его приезду?
— Что еще можете добавить к характеристике друзей?
— В чем же секрет смешного в этом произведении? (В несоответствии и противоречии.)
Домашнее задание
1. Составить синквейн про Колю.
2. Выполнить задание «Поход в библиотеку» (хрестоматия, с. 86).