Цель: учить представлять черты характера героя, учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.
Ход урока 1
I. Организационный момент
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Вспомните название темы, которую мы изучаем.
— Какие секреты смешного мы разгадали?
— Откройте содержание учебника и найдите фамилию автора и название следующего произведения. (Надежда Тэффи «Преступ н ик».)
— Знакома ли вам писательница? (Учитель выставляет портрет Н. Тэффи.)
Материал для учителя Надежда Александровна Тэффи (настоящая фамилия Н.А. Бучин- ская) — поэтесса и беллетристка. Окончила петербургскую гимназию. Печататься начала с 1901 г. В 1910 г. в издательстве «Шиповник» вышли первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник юмористических рассказов. Кроме стихов и рассказов, Тэффи написала и перевела ряд пьес.
— Найдите в словаре значение слова «преступник».
— Как вы думаете, о чем и о ком пойдет речь в произведении?
— Какие цели мы ставим перед собой?
|
|
IV. Работа по теме урока
Работа по учебпику
(Учитель читает первый абзац на с. 58.)
— Почему автор начала так свое произведение? Что она хотела нам сказать этим вступлением?
— Что значит «страсти»?
— О каких же страстях может идти речь? Прочитаем и узнаем. (Чтение первой части на с. 58—61.)
— Значение каких слов нужно найти в толковом словаре?
— Кто рассказал нам эту историю?
— Кто же «преступник»?
— Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте. (Старшей сестре 6лет, значит, Вовке 5лет.)
— Как вы понимаете выражение «возбуждает страсть»?
— Какой предмет возбуждал страсть Вовки?
— Перечитайте первую часть и найдите в тексте описание карандаша.
— Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг у мальчика? (Он трижды повторяет слово «красота».)
— Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг, радость мальчика. С какой интонацией надо прочитать эти слова?
— Какой литературный прием использовала автор? (Прием контраста, который создается при противопоставлении классной комнаты и карандаша.)
— Найдите и зачитайте нужные строчки. (Карандаш — «яркий, блестящий, сверкающий», классная комната — «скучная, серенькая, все блеклое и унылое».)
— Сразу ли Вовка встал на путь «преступления»? Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что Вовка попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш. (Он пытался выдать за свой; пробовал попросить карандаш.)
— О чем говорит тот фа кг, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?
|
|
— Перечитайте фрагмент текста, выделенный рамочкой. Найдите пословицу. Что нам хотел сказать автор?
— Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без проса карандаши?
— Предположите, как дальше будут развиваться события.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
(Чтение второй части рассказа на с. 61—63.)
— Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста Вовки? («Пятилетнее сердце не выдержало».)
(Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на с. 63.)
— Вы понимаете, что имеет в виду Волшебница? Можете продолжить ее мысль? (Во-первых, если мама сама вернет карандаши, то все поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами.)
— А во-вторых? Прочитайте продолжение высказывания Анишит Йокоповны.
— Чего же больше всего боится мама? (Она боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаш, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.)
— Как вы думаете, что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя.)
— Сработал ли план маминой подруги?
— Чем же закончилась эта часть?
— Почему Вовка не отдал карандаши? Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.
Домашнее задание
1. Перечитать обе части рассказа (с. 58—63).
2. Составить рассказ о Вовке.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Работа по теме урока
— Как вы думаете, продолжил ли Вовка брать чужие вещи?
Прочитаем и узнаем.
(Дети продолжают читать рассказ в учебнике на с. 64—67.)
— О какой истории рассказал нам автор-рассказчик в этой части?
— Что привлекло ребят в ящике для рукоделия?
— Найдите восклицательное предложение во втором абзаце. («Чего только там не напрятала старуха в свой ящик!»)
— Слышите восторженные нотки? Кому из героев они могут принадлежать?
— Можно ли сказать, что Вовка обладает чувством прекрасного?
— В чем же причина того, что Вовка украл наперсток? Зачем ему он?
— Анишит Йокоповна считает, что Вовка снова стал жертвой собственного чувства прекрасного. Вы согласны с ее мнением?
— Найдите фрагмент, где впервые говорится о красном наперстке. Какие строчки подтверждают, что наперсток вызывает у Вовки восхищение?
— Теперь вы понимаете высказывание Волшебницы?
— Кстати, какую басню читала Буба в гостях у старухи? (И. Крылов «Стрекоза и Муравей».)
— Вы верите в рассказ Веры о том, что старуха обнаружила пропажу наперстка и заявила в полицию?
— А можете доказать, обращаясь к тексту, что Вера это выдумала?
— А Буба с Вовкой верят? Подтвердите это строчками из текста.
— Почему же в первый раз Верина выдумка не сработала, а во второй раз сработала? Найдите и перечитайте оба фрагмента. (Примерный ответ. В первый раз Вера пыталась не столько припугнуть Вовку, сколько объяснить, что «нельзя так долго держать у себя чужие вещи», а во второй раз выдумка сработала потому, что Вовка испугался ищеек; Вера сумела создать ситуацию, в которой Вовке пришлось признаться немедленно, пока еще не поздно.)
— А сестра Буба — настоящий друг Вовки? Докажите словами из текста.
— Перечитайте отрывок, обведенный рамочкой. Найдите самые смешные строчки.
— Почему смешно, когда мы читаем? (Примерный ответ. Смешно то, что полиция сразу согласилась, а собак пришлось уговаривать отдельно. Смешно то, что до карандашей «донюхались» ищейки и страшно озверели. Смешно то, что Вовке пришлось пообещать «целую жизнь безупречной честности» вымышленным собакам.)
— Дайте характеристику Вовки. (Любил красивое, упрямый, наивный, доверчивый.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Чтение последней части рассказа на с. 68—69.)
|
|
— Что вы можете добавить к характеристике Вовки?
— Как Вовка реагирует на желание Бубы взять потерянную кем-то булавку?
— Почему эта реакция кажется смешной?
VI.Рефлексия
— Вам понравилось произведение?
— Какой бы совет вы дали его герою?
VII. Подведение итогов урока
— Вспомните, как называется рассказ.
— Надежда Тэффи дала ему такое название всерьез или в названии содержится добрая усмешка автора? (В шутку, так как автор смотрит на маленького Вовку и на его проступки с доброй усмешкой, а не с осуждением.)
— Как вы думаете, для чего автор написала этот рассказ?
Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы: № 12 (с. 22).