Характеристика степеней адаптации

Паспорт группы

Характеристика группы

Общее количество детей

Из них:

Общее количество семей / родителей

Состав родительского комитета

(ФИО, № телефона)

Социальный статус семей воспитанников (количество / %):  

мальчиков девочек

 

 

 

 

 

Полные: Неполные:  
Благополучные: Неблагополучные:  
Обеспеченные: Малообеспеченные:  
Опекунские:  
Семьи, имеющие детей с ОВЗ / детей-инвалидов:  
Многодетные:  

Общие сведения о детях и родителях

№ п/п Ф. И. ребенка Дата рождения Домашний адрес, телефон Ф. И. О. родителей Социальный статус семьи (кратко)
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
10          
11          
12          
13          
14          
15          
16          
17          
18          
19          
20          
21          
22          
23          
24          
25          
26          
27          
28          
29          
30          
31          
32          
33          
34          
35          
36          
37          


Лист здоровья – ГРУППА № 1 (1 МЛАДШАЯ ГРУППА)

 

п/п

Ф. И. ребенка

Группа здоровья

Основной диагноз

Физкультурная группа
(основная или подготовительная)

Антропометрия

Осень

Весна

рост вес Группа мебели рост вес Группа мебели
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    
6                    
7                    
8                    
9                    
10                    
11                    
12                    
13                    
14                    
15                    
16                    
17                    
18                    
19                    
20                    
21                    
22                    
23                    
24                    
25                    
26                    
27                    
28                    
29                    
30                    
31                    
32                    
33                    
34                    
35                    
36                    
37                    

 




Методика для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ

Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Напомним, что успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Можно выделить шесть основных факторов адаптации:

  • эмоциональное состояние ребенка;
  • социальные контакты ребенка;
  • дневной сон;
  • аппетит ребенка;
  • деятельность;
  • речевые проявления.

Каждый из факторов может оцениваться с помощью условных обозначений:

+ (легкая адаптация)

+/- (средняя адаптация)

- (тяжелая адаптация)

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное взаимодействие (общение) с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • активное участие в деятельности;
  • проявление речевой активности;
  • нормальное эмоциональное состояние.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ

Эмоциональное состояние ребенка

+ ü Весел, жизнерадостен, подвижен, активен. ü Улыбается, настроение хорошее, спокоен. ü Иногда задумчив, замкнут.
+/- ü Легкая плаксивость, хныканье. ü Плачет за компанию; плач приступообразный.
- ü Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

Социальные контакты ребенка

+ ü Легко, по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, ярко выражена потребность в сотрудничестве, охотно играет с детьми. ü Сдержан, просится на руки; в контакт с детьми и взрослыми вступает по инициативе взрослых
+/- ü Безразличен к взаимодействию с детьми и взрослыми, отстранен, замкнут. ü Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру. ü Проявляет тревогу, бросает начатые игры, не уравновешен при взаимодействии с детьми и взрослыми.
- ü Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

Сон ребенка

+ ü Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро. ü Сон спокойный. ü Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
+/- ü Засыпает с хныканьем, тревожен во сне
- ü Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне. ü Отсутствие сна, плач.

Аппетит ребенка

+ ü Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием. ü Нормальный аппетит, ест до насыщения. ü Аппетит выборочный, но насыщенный.
+/- ü Отвергает некоторые блюда, капризничает. ü Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.
- ü Отвращение к еде, кормление мучительно, отказ от принятия пищи.

Деятельность

+ ü Активно участвует в предметной деятельности, играх, сам проявляет инициативу. ü С интересом участвует в играх, предложенных взрослым. ü Наблюдает за деятельностью других детей, подражает действиям взрослых.
+/- ü Не проявляет интереса к деятельности и играм, неохотно вступает в игровое взаимодействие. ü Отказывается от совместной деятельности, играет в одиночестве, бросает начатые игры.
- ü Деятельность практически отсутствует.

Речевые проявления

+ ü Речь инициативная, сам обращается к детям и взрослым ü Речевая активность несколько снижена, наблюдается ответная речь – ребенок отвечает на вопросы детей и взрослых
+/- ü Речевая активность проявляется только в определенных условиях, речь ответная ü Речевая активность замедляется, речь связана с насущными потребностями ребенка ü Речевая активность низкая, речь связана с воспоминаниями о близких.
- ü Речевые проявления практически отсутствуют

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ

РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ 

 

  Степень адаптация Сроки адаптации Поведенческие реакции
1 Легкая 1 – 16 дней Преобладают +
2 Средняя 16 – 32 дня Преобладают +/-
3 Тяжелая 32 – 64 дня Преобладают -,  но встречаются и +/-
4 Дезадаптация Более 64 дней Преобладают -


Характеристика степеней адаптации 

 

Степень

Количество дней привыкания

Показатели поведения

Содержание потребности в общении

Характеристика

Рекомендации

Эмоциональное состояние Деятельность Взаимоотношения со взрослыми Взаимоотношения со сверстниками Речь
Тяжелая степень адаптации 32 – 64 дня – привыкание. Заболевания случаются более 3-х раз продолжительностью свыше 10 дней, часто с осложнениями Слезы, плач Отсутствует Отрицательные (ребенок не воспринимает предложений вос-ля) Отрицательные Отсутствует или связана с воспоминаниями о близких Потребность в общении только с близкими взрослыми Плохой сон, снижение аппетита или стойкий отказ от еды. Невротические реакции: рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции. Эмоциональное состояние может быть активным: плач, крик, агрессивно-разрушительное поведение; либо пассивным: подавленность, напряжение, отказ от общения и деятельности. Наблюдаются замедление роста и прибавки в весе, задержка речевого развития. Необходимо готовить ребенка к поступлению в детский сад заблаговременно. Расширение круга общения. Развитие навыков самообслуживания.
Средняя степень адаптации 16 – 32 дня – привыкание. Заболеваемость случается не более 2-х раз и длится не больше 10 дней, без осложнений. Неуравновешенное Наблюдение, подражание действиям взрослого Положительные (по инициативе вос-ля) Отсутствуют или положительные (ответные) Ответная (отвечает на вопросы детей и взрослых) Потребность в общении со взрослыми, в сотрудничестве с ними Сон и аппетит восстанавливаются через 20 – 40 дней. Эмоциональное состояние неустойчивое: плаксивость в течение дня, плач, крик при расставании и встрече с близкими. Отношение к сверстникам безразличное, речевая активность замедляется. Могут быть признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Характерны вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез). Эмоциональная поддержка, доброжелательность, интерес к ребенку и его деятельности, инициативность взрослых, развитие самостоятельности 
Легкая степень адаптации 1 – 16 дней – привыкание. Заболеваемость случается не более 1 раза, без осложнений.   Спокойное, уравновешенное Предметная деят-ть, с/р игра Положительные (по инициативе ребенка) Положительные Инициативная (сам обращается к детям и взрослым) Потребность в общении со взрослыми и в активных самостоятельных действиях Поведение нормализуется в течение 2-х недель, аппетит восстанавливается к концу 1-ой недели, через 1 – 2 недели налаживается сон. У ребенка преобладает радостное или спокойное эмоциональное состояние, он контактирует с детьми и взрослыми, проявляет интерес к окружающему, быстро привыкает к новым условиям, активен, откликается и выполняет указания педагога.  Эмоциональная поддержка, доброжелательность, интерес к ребенку и его деятельности, поощрение активности и инициативы ребенка



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: