Возникновение нового не может быть предсказано, в противном
случае оно не будет новым. Появление творения не может быть известно заранее, иначе не существовало бы творения.
История идет вперед не фронтальным образом как река, а с отклонениями, которые обусловлены внутренними инновациями и творениями или внешними событиями и непредвиденными случаями. Внутренняя трансформация начинается с творений, сначала локальных и квазимикроскопических, которые возникают в среде, ограниченной первоначально несколькими индивидами, и кажутся отклонениями по отношению к нормальному положению дел. Если отклонение не подавлено, то оно может — при благоприятных условиях, часто в состоянии кризиса — парализовать регулирование, которое его сдерживало или подавляло, и затем быстро, эпидемическим образом распространиться, развернуться, использовать момент и превратиться в мощную тенденцию, которая породит новую норму. Таким образом были совершены все технические изобретения: сцепление, компас, книгопечатание, паровая машина, кино — вплоть до компьютера.
|
|
* Эта работа была написана Э. Морено, по-видимому, летом 1999 г. и опубликована ЮНЕСКО в октябре 1999 г. — Прим. перев.
Так установился капитализм в городах-государствах в эпоху Возрождения. Так распространились все великие всемирные религии, рожденные из отдельных и необычных проповедей Сиддхартхи*, Моисея, Иисуса, Мухаммеда,
Лютера. Таким образом появились все великие всеобщие идеологии, рожденные в нескольких маргинальных умах.
Деспотические и тоталитарные системы знают, что индивиды — носители расходящихся с общепринятыми взглядов — служат источником возможных отклонений; эти системы стараются их уничтожить, ликвидируя тем самым микроочаги отклонений. Но раньше или позже деспотические системы все же смягчаются, и отклонение прокладывает себе путь. Оно появляется совершенно неожиданно, причем иногда даже в высших сферах государства, в сознании нового правителя или нового генерального секретаря.
Всякий эволюционный процесс является продуктом удачного отклонения, которое разрастается и изменяет систему, внутри которой оно возникло: отклонение дезорганизует систему, реорганизуя ее. Великие преобразования являются процессами морфогенеза. Новые формы, которые при этом возникают, могут претерпевать подлинные метаморфозы. Во всяком случае, нет эволюции, которая не была бы дезорганизующей/реорганизующей в своем процессе трансформации или метаморфозы.
Существуют не только инновации и творения, но и разрушения. Последние могут возникать в результате самих инновационных процессов: так, процессы развития техники, промышленности и капитализма повлекли за собой разрушение традиционных цивилизаций. Массивные и жестокие разрушения пришли извне, возникли в результате завоеваний и истреблений, которые стерли с лица Земли империи и города древнего мира. В XVI веке испанское завоевание обернулось тотальной катастрофой для империй и цивилизаций инков и ацтеков. XX век был свидетелем краха Оттоманской империи, падения Австро-венгерской империи и распада советской империи. Много приобретений было навеки и безвозвратно утрачено в результате исторических катастроф. Столько знаний, столько плодов мыслительного труда, столько шедевров литературного творчества, запечатленных в книгах, было уничтожено вместе с этими книгами! Интеграция приобретенного человеческого опыта так слаба и хрупка, а потери так велики; значительная часть этого опыта рассеивается в каждом поколении. Фактически на протяжении человеческой истории происходила колоссальная потеря приобретенного опыта и знаний.
|
|
* Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н.э.) — основатель буддизма. — Прим. ред.
Даже многие спасительные идеи были не интегрированы, а, напротив, отвергнуты, ибо они вступили в противоречие с господствующими нормами, табу, запретами.
История рассказывает и об удивительных творениях, таких, как возникновение демократии и философии в Афинах за пять веков до нашей ары, и об ужасных разрушениях обществ и даже цивилизаций.
1аким образом, история не представляет собой линейную эволюцию. Она содержит турбулентные потоки, бифуркации, отклонения от нуiи, периоды неподвижности и застоя, латентные стадии, за которыми следуют бурные события, например, как в случае христианства, которое наводнило Римскую империю после двух веков инкубации. Случаются в истории и чрезвычайно быстрые процессы эпидемического характера, такие, как при распространении ислама. История — это наложение друг на друга негармоничных становлений со случайностями и неопределенностями, включающих в себя процессы эволюции И инволюции, прогрессивные сдвиги и явления упадка, отступления, трещины и надломы. И когда эти процессы охватили всю планету, они привели в XX веке к двум мировым войнам и конвульсиям тоталитаризма. История — это сложное сплетение порядка, беспорядка и организации. Она подчиняется и детерминизму, и случайностям, в / ней беспрестанно появляются «шум и неистовство». Она всегда имеет два противоположных лика: цивилизацию и варварство, творение и разрушение, процессы рождения и убиения, казни...
Неопределенный мир
Неопределенный путь исторического приключения человечества ость просто продолжение в иной сфере неопределенного процесса эволюционного приключения космоса, того космоса, который был рожден в результате непостижимого для нас события и продолжает эволюционировать, порождая новые творения и производя разрушения.
К концу XX века мы пришли к пониманию, что картина безупречно упорядоченной вселенной должна быть заменена такой картиной, на которой вселенная предстает игрой и ставкой в диалогической игре (в антагонистическом, состязательном и дополнительном отношении) между порядком, беспорядком и организацией.
Земля, образовавшаяся, вероятно, из груды космических обломков, возникших в результате солнечного взрыва, самоорганизуется в диалоге между порядком <-> беспорядком <-> организацией, подвергаясь не только извержениям вулканов и землетрясениям, но и сильным ударам аэролитов, один из которых, возможно, привел к образованию Луны.