Образование, препятствующее пониманию

Внешние препятствия для интеллектуального, или объективного понимания многочисленны.

Понимание смысла слов другого, его идей, его видения мира всегда и всюду подвергается угрозе из-за множества факторов.

Существует «шум», который создает помехи при передаче инфор­мации, порождая недопонимание или непонимание.

Существует многозначность понятий, которые, будучи высказанны­ми в одном смысле, поняты в другом. Так, слово «культура» — на­стоящий концептуальный хамелеон: оно может означать все то, что должно быть приобретено и усвоено в процессе обучения, а не из­начально врождено человеку; оно может означать обычаи, ценности, верования этнической группы или нации; оно может означать все то, что вносят гуманитарные науки, литература, искусство, философия.

Существует незнание обрядов и привычек другого, особенно пра­вил вежливости, что может привести к неумышленному оскорблению другого или к тому, что опозорит тебя в глазах другого.

Существует непонимание обязательных и безапелляционных Цен­ностей, принятых в другой культуре, каковыми являются в традици­онных обществах уважение к старшим, беспрекословное повиновение детей, религиозная вера, а в наших современных демократических об­ществах, напротив, культ индивидуальности и уважение прав человека.

Существует непонимание этических императивов, присущих каждой отдельной культуре: императива мести в племенных обществах или императива закона в развитых обществах. Часто невозможно, будучи приверженцем какого-то определенного видения мира, понять идеи и аргументы, развитые в рамках другого видения мира, как, впрочем, находясь внутри одной философии, понять другую философию.

Существует, наконец, невозможность понимания ментальной струк­туры, присущей другому человеку.

Внутренние препятствия для этих двух типов понимания колоссаль­ны: это не только равнодушие, но и эгоцентризм, этноцентризм, социоцентризм, которые сходны в том, что ставят себя в центр мира и считают вторичным, незначительным или враждебным все то, что является чужим или удаленным.

2.1. Эгоцентризм. Эгоцентризм культивирует самообман, наду­вательство по отношению к самому себе, порожденные самооправда­нием, самовосхвалением и склонностью свалить на другого, будь он посторонний или нет, причину всех бед. Самообман — это сложная подвижная игра лжи, искренности, убеждения, двойственности, кото­рая ведет к пренебрежительному восприятию слов и поступков дру­гих, отбирая то, что им не благоприятствует, и уничтожению того, что им благоприятствует. Мы лелеем воспоминания о наших заслугах и вознаграждениях и безжалостно вычеркиваем из памяти или видоиз­меняем позорящие нас факты.

В «Круге креста» Иена Пирса содержатся четыре различных расска­за об одних и тех же событиях и об одном и том же убийстве, что убедительно демонстрирует несовместимость между этими рассказами, вызванную не только утаиванием мыслей и чувств и выдумкой, но и предвзятыми мнениями, рационализацией, эгоцентризмом и ре­лигиозными верованиями. «Феерия в другой раз» Луи-Фердинанда Селина представляет собой уникальное свидетельство неистового са­мооправдания автора, его неспособности к самокритике, его параноидальной рассудочной деятельности.

Фактически непонимание самого себя является очень важным ис-ючником непонимания других. Когда человек скрывает свои недостатки и слабости, он делается беспощадным к недостаткам и сла­бостям других.

Эгоцентризм усиливается в случае ослабления принуждений и обя­зательств, которые прежде заставляли отказываться от индивидуаль­ных желаний, когда они противостояли желаниям родителей или су­пругов. Сегодня непонимание опустошает отношения между родителями и детьми, а также между супругами. Оно распространяется быстро и всюду как рак в повседневной жизни, вызывая клевету, наси­лие, психические убийства (желания смерти близких). Мир интеллектуалов, писателей и преподавателей университетов, людей, которые, по идее, должны прекрасно понимать друг друга, в наибольшей сте­пени подвержен разложению в результате гипертрофии Я, питаемой потребностью признания и славы.

2.2. Этноцентризм и социоцентризм. Они питают ксенофобию и расизм и могут доходить до того, что обращаются с иностранца­ми, как будто они не люди. Поэтому борьба против различных форм расизма была бы более эффективной, если бы она была направле­на на уничтожение его эгосоциоцентрических корней, а не его внеш­них проявлений.

Предвзятые мнения, рациональные размышления, базирующиеся на произвольных посылках, исступленное самооправдание, неспособ­ность к самокритике, параноидальная рассудочная деятельность, вы­сокомерие, отречение, пренебрежение, фабрикация обвинений и осу­ждение виновных — все это причины и следствия худшего непонима­ния, проистекающего из эгоцентризма и этноцентризма.

Непонимание порождает отупение, точно также как и отупение по­рождает непонимание. Негодование не тратит время на обсуждения и анализ. Как говорит Клемент Россе, «дисквалификация по при­чине морального порядка — это способ избежать всякого умствен­ного усилия понять дисквалифицируемый объект, так что моральное суждение всегда выражает отказ анализировать и даже отказ мыслить». Как заметил по этому поводу Вестермарк: «отличительная особенность морального негодования заключается в инстинктивном желании причинить боль за боль».

Неспособность понять сложное целое и сведение познания целого к познанию одной из его частей приводит к гораздо более пагубным последствиям в мире человеческих отношений, чем в случае познания физического мира.

2.3. Редуцирующий рассудок.  Сведение познания сложного целого к познанию одного из его элементов, расцениваемого как единственно значимый, имеет более губительные последствия в этике в физическом познании. К тому же, именно этот преобладающий, редуцирующий и упрощающий способ мышления, связанный с механизмами непонимания, обусловливает сведение множественной по своей природе личности к одной-единственной из ее характерных черт. Если это положительная черта, то негативные качества этой личности останутся незамеченными. Если это негативная черта, то игнорируются ее позитивные черты. Как в том, так и в другом случае будет иметь место непонимание. Понимание требует от нас, например, не ограничивать, не сводить человеческое существо к его преступлению или же, если человек совершил несколько преступлений, к его преступности. Как говорил Гегель: «Абстрактное мышление видит в убийце не что иное, как его абстрактное качество (вытянутое из его сложного целого) и (разрушает) в нем, с помощью этого единственного качества все остальное в его человеческой природе».

И нельзя забывать, что обладание одной идеей или верой наделяет абсолютным убеждением в ее истинности и уничтожает всякую возможность понимания другой идеи, другой веры, другой личности.

Итак, препятствия для понимания множественны и многообразны: самые серьезные возникают из-за эгоцентризма <-> самооправдания - самообмана, из-за одержимости и редукции, а также оплаты и мщения. Эти структуры, укорененные неизгладимым образом в человеческом рассудке, не могут быть вырваны из него, но могут и должны быть преодолены.

Наложение друг на друга непонимания разных типов — интеллектуального и человеческого, индивидуального и коллективного – это главное препятствие для улучшения отношений между индивидами, группами, народами, нациями.

Пути понимания прокладываются не только экономическими, юридическими, социальными, культурными средствами, но и интеллектуальными и этическими средствами. Именно последние открывают возможность развивать двоякое, интеллектуальное и человеческое, понимание.

Этика понимания

Этика понимания — это своего рода искусство жить, которое предусматривает прежде всего бескорыстное понимание. Это требует большого напряжения сил, поскольку иногда безнадежно ждать взаимности: человек, который подвержен смертельной угрозе со стороны фанатика, понимает, почему фанатик хочет его убить, и знает, что фанатик никогда его не поймет. Понять фанатика, который неспособен понять нас, означает понять корни, формы и проявления человеческого фанатизма. То есть понять, почему и как ненавидят и презирают. Этика понимания требует от нас умения понимать непонимание, им понимания требует, чтобы мы приводили аргументы и опровергали, а не отстранялись от общения и проклинали. Замыкание на понятии "изменник» — что освобождает наиболее широкую способность мышления от ее деятельности — препятствует признанию заблуждений и ошибок, пониманию иных идеологий и отклонений.

Понимание ни извиняет, ни обвиняет: оно требует от нас избегать безапеляционного, бесповоротного осуждения, ведь и мы сами порой подвержены внезапным слабостям и совершаем ошибки. Если мы научимся понимать до того, как осуждать, то мы вступим на путь гуманизации человеческих отношений.

Вот что способствует пониманию.                                  

3.I. «Хорошо мыслить». Это — способ мышления, который позволяет схватить текст и контекст, индивида и его окружение, локальное и глобальное, многомерное, короче говоря, сложное целое, т.е. условия человеческого поведения. Такое всестороннее осмысливание дает возможность понять как объективные, так и субъективные условия поведения (самообман, одержимость верой, манию и истерию).
3.2. Интроспекция. Умственная практика постоянного самоанализа необходима, потому что, осознавая свои собственные слабости и недостатки, мы можем понимать слабости и недостатки других людей. Если мы сможем осознать, что все мы являемся грешными, хрупкими, неспособными к чему-то и лишенными чего-то существами, то мы обнаружим, что все мы имеем взаимную потребность в понимании.
Критический самоанализ дает нам возможность в определенной мере децентрализоваться, т.е. признать свой эгоцентризм и выносить суждения о нем. Он позволяет не ставить себя в позицию знатоков всех вещей *.                     

«Это дурак», «это подлец» — два словосочетания, которые выражают одновременно и полное непонимание, и претензию на интеллектуальную и моральную самостоятельность.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: