Безбоязненно встречать неопределенности

Начинает складываться новое понимание: человек, повсюду сталки­ваясь с неопределенностями, оказывается вовлеченным в новую аван­тюру. Надо научиться безбоязненно встречать неопределенность, так как мы живем в эпоху изменений, когда ценности являются двойствен­ными и все взаимосвязано. Поэтому в будущем в процессе образо­вания нельзя забывать о неопределенностях, связанных с познанием (см. раздел II), ибо существуют:

• принцип церебрально-ментальной неопределенности, который про­истекает из процесса перевода/реконструкции, присущего всяко­му познанию;

• принцип логической неопределенности, который был столь ясно сформулирован еще Паскалем: «Противоречие не свидетельству­ет о ложности, так же как и непротиворечие не свидетельствует об истинности»;

• принцип рациональной неопределенности, потому что рациональ­ность, если она не поддерживает свою самокритичную бдитель­ность, превращается в рационализацию;

• принцип психологической неопределенности: невозможно полно­стью осознавать то, что происходит в «машинном отделении» наше­го ума, в работе которого всегда остается нечто фундаментально неосознаваемое. Критический самоанализ всегда труден, наша ис­кренность в нем не является гарантией определенности; существу­ют пределы для всякого самопознания.

Множество драматически связанных проблем приводит нас к за­ключению, что мир находится не только в состоянии кризиса, но и в таком насильственном состоянии, где сталкиваются силы смерти и силы жизни, которое можно назвать агонией. Несмотря на проявле­ния солидаризма, люди остаются врагами по отношению друг к другу, и приливы расовой, религиозной, идеологической ненависти всегда влекут за собой войны, массовые истребления, пытки, приступы зло­бы и презрения. Эти процессы разрушительны для прежнего мира, тут они длятся много тысячелетий, там — много веков. Человечеству не удается разрешиться от бремени и родить Человечество. Мы пока не знаем, имеем ли мы здесь дело только с агонией старого мира, который возвещает о новом рождении, или же со смертельной аго­нией. Появляется новое сознание: человечество вовлекается в неиз­вестный и непредсказуемый процесс.

4.1. Неопределенность реального. Реальность, очевидно, не­легко понять. Идеи и теории не отражают, а переводят реальность, этот перевод может быть и ошибочным. Наша реальность есть не что иное, как наша идея о реальности.

Поэтому нам не следует быть ни реалистами в тривиальном смысле (адаптироваться к непосредственному и ближайшему окружению), ни ирреалистом в тривиальном смысле (уклоняться от принуждений ре­альности). Нам надлежит быть реалистами в сложном смысле, т.е. понимать неопределенность реального, допуская, что в реальном воз­можно существует еще и невидимое.

Сказанное убеждает нас в том, что надо уметь интерпретировать реальность до того, как приходит осознание, в чем заключается реализм.

Еще раз мы доходим до понимания неопределенностей реальности, которые повергают в неопределенность различные виды реализма и порой обнаруживают, что кажущиеся позиции ирреализма являются реалистическими.

4.2. Неопределенность познания. Познание является, стало
быть, неопределенным путешествием, которое постоянно подверже­но риску иллюзии и заблуждения.

Ведь именно в доктринальных, догматических, нетерпимых определенностях обнаруживаются самые худшие иллюзии, и, напротив, осознание неопределенного характера когнитивных актов дает шанс осу­ществить надлежащее познание, которое включает в себя исследова­ние, проверку, установление совпадения показаний. Так, разгадывая кроссворд, вы должны найти правильное слово, которое не только coответствует своему определению, но и совмещается в другими сло­нами, в составе которых есть общие буквы, и затем общая согласованность, которая устанавливается между всеми словами, становится проверкой для всей совокупности слов, что подтверждает правиль­ность выбора каждого отдельного вписанного вами слова. Но жизнь, и отличие от кроссвордов, допускает случаи без определения, случаи, имеющие ложные определения, и особенно — отсутствие общих и яс­ных рамок рассмотрения. Определенность достижима только там, где можно выделить некий аспект рассмотрения и обсуждать классифици­руемые элементы, как в таблице Менделеева. Стоит повторить еще раз, что познание есть плавание в океане неопределенностей через архипелаги определенностей.

4.3. Неопределенности и экология действия. Иногда создается впечатление, что действие упрощает вещи, потому что в ситуа­ции, когда открываются возможные альтернативы, принимается какое-то одно решение. Действие есть решение, определенный выбор, а также это — пари. А в понятии пари заключено осознание риска и неопределенности.

Здесь оказывается важным представление об экологии действия. Как только индивид предпринимает действие, каким бы оно ни было, оно начинает ускользать от его намерений. Это действие вливается во вселенную взаимодействий и в конечном счете поглощается окру­жением, так что в результате может получиться даже нечто противопо­ложное по отношению в первоначальному намерению. Часто действие возвращается бумерангом к нам самим. Это обязывает нас внима­тельно следить за действием, пытаться его исправить, — если еще не поздно, — а иногда его торпедировать, как это делают ответственные работники в НАСА, которые взрывают ракету в том случае, если она отклоняется от заданной траектории.

Экология действия означает принятие в расчет всей предполагае­мой сложности действия, т. е. учет случайностей, шансов и рисков, инициативы и решения, неожиданного и непредвиденного, осознание отклонений и трансформаций.

Одним из наиболее крупных достижений XX века было установле­ние теорем, ограничивающих познание как в логическом рассужде­нии (теоремы Гёделя, теоремы Хайтина), так и в действии. В этой области стоит упомянуть теорему стрелы, которая устанавливает не­возможность постижения коллективного интереса, исходя из анализа индивидуальных интересов, или определения коллективного счастья, исходя из набора индивидуальных удач и благополучных событий. В более широком смысле, невозможно установить алгоритм оптимиза­ции в решении человеческих проблем, ибо поиск оптимизации выхо­дит за пределы всей мощи имеющихся в распоряжении средств поис­ка. Поиск оптимума превращается в конечном счете в неоптимальное, даже наихудшее, действие. Обнаруживается новая неопределенность между поиском наибольшего добра и поиском наименьшего зла.

Кроме того, теория игр фон Неймана показывает нам, что для любо­го случая, за исключением спора между двумя рациональными участ­никами, невозможно решить определенным образом, чья стратегия лучше. А ведь игры жизни редко ограничиваются двумя участниками и еще реже — их участники рациональны.

Наконец, мы сталкиваемся с большой неопределенностью, проис­текающей из того, что мы называем экологией действия. Эта неопре­деленность включает в себя четыре принципа.

4.3.1. Петля риск -предосторожность. Это принцип неопределен­ности, вытекающий из двоякой необходимости — необходимости риска и предосторожности. Для всякого действия, предпринимаемого в не­определенной среде, существует противоречие между риском и пре­досторожностью, ибо и то и другое необходимо. Вопрос в том, как их соединить, несмотря на их противоположность. По словам Перикла, «мы умеем и проявлять свою предельную смелость, и не предпри­нимать ничего, пока здраво не поразмышляем. У других же отвага является результатом незнания, а размышление порождает нерешительность» (из сочинения Фукидида «Пелопоннесская война»).

4.3.2. Петля цели - средства. Это принцип неопределенности целей и средств. Так как средства и цели взаимно и обратно воздействуют друг на друга, подлые средства для осуществления благородных целей почти неизбежно извращают эти цели и в итоге сами становятся целями. Средства порабощения, используемые в целях освобожде­нии, могут не только загрязнить эти цели, но и сами стать целями. Так, например, ЧК, извратив программу построения социализма и выступая последовательно под именами ГПУ, НКВД, КГБ, сама превра­тила себя в высшую полицейскую власть, предназначенную для того, чтобы непрерывно укреплять себя. Тем не менее хитрость, ложь и сила на службе правого дела могут сохранить его незапятнанным при ЮМ условии, что эти средства используются как чрезвычайные и вре­менные. И напротив, порочные действия могут приводить, именно из-за противодействий, которые они вызывают, к удачным результатам. Поэтому нельзя быть абсолютно уверенным ни в том, что чистота средств приведет к желаемым целям, ни в том, что их нечистота будет обязательно пагубной.

4.3.3. Петля действие <-> контекст. Всякое действие ускользает от поли его исполнителя, вступая в игру взаимных и обратных воздействий среды, в которой оно осуществляется. Таков принцип экологии действия. Действие рискует не только провалиться, но и отклониться или извратить свой первоначальный смысл, и оно может даже обер­нуться против его инициаторов. Так, революция, совершенная в октябре 1917 г., установила не диктатуру пролетариата, а диктатуру над пролетариатом. В более широком плане, оба пути к социализму — реформистский социал-демократический путь и ленинский революци­онный путь— привели к совершенно иному, отличному от их конечных целей. Приход к власти короля Хуана Карлоса в Испании, который, согласно намерению генерала Франко, был призван укрепить деспотиче­ский порядок в стране, напротив, в значительной мере способствовал развитию демократии в Испании,

Действие может иметь три типа непредусмотренных последствий, как их классифицировал Хиршман, а именно:

• извращенный результат (неожиданный пагубный результат более важен, чем благоприятный результат, на который возлагались на­дежды);

• тщетность нововведения (чем больше изменений, тем большей сте­пени все остается по-прежнему);

• достижения, подвергаемые опасности (хотели улучшить общество, но в результате удалось только подавить свободу и упразднить системы безопасности). Порочные, бесполезные, пагубные последствия октябрьской (1917 г.) революции обнаружились в советском опыте социальных преобразований.

5. Долгосрочная непредсказуемость

Конечно, можно предвидеть или рассчитать кратковременные по­следствия действия, но его долговременные последствия непредска­зуемы. Так, цепь последствий событий 1789 г. была совершенно не­ожиданной. Террор, затем Термидор, затем Империя, затем восста­новление власти Бурбонов, а в более широком плане, европейские и мировые последствия Французской революции были непредсказуемы­ми вплоть до октября 1917 г., точно так же, как последствия событий октября 1917 г. были непредсказуемыми — начинай с формирования и вплоть до падения тоталитарной империи.

Итак, ни для одного действия нет гарантии, что оно будет осуще­ствляться в направлении, совпадающем с намерением.

Экология действия призывает нас, однако, не к бездействию, а к заключению пари с осознанием всех рисков и к гибкой стратегии, которая дает возможность изменять или даже прекращать предпри­нимаемое действие.

5.1. Пари и стратегия. Действительно, существуют два методоло­гических средства, чтобы справиться с неопределенностью действия. Первое — это полное осознание пари, которое связано с принятием решения, второе — это использование стратегии.

Как только принято продуманное решение, полное осознание не­определенности становится полным осознанием того, что ты держишь пари. Паскаль признавал, что его вера содержала готовность дер­жать пари. Понятие пари должно быть обобщено и распространено на утверждение веры самого разного рода — веры в лучший мир, веры в братство и справедливость, а также веры в этический выбор.

Преимущественно должна использоваться стратегия, а не програм­ма. Программа устанавливает последовательность действий, кото­рые должны быть выполнены без каких-либо отклонений в стабильном окружении, но как только внешние условия изменяются, выполнение программы оказывается заблокированным. Стратегия, напротив, раз­рабатывает сценарий действия, базируясь на оценке определенностей и неопределенностей ситуации, вероятных и маловероятных событий. Сценарий может и должен быть видоизменен в соответствии с со­бранными информационными данными, случайностями, удачами или препятствиями, встретившимися по ходу дела. В наших стратегиях мы можем использовать короткие спрограммированные последовательно­сти операций, но для всего того, что совершается в нестабильном и неопределенном окружении, настоятельно необходима стратегия. Она должна отдавать предпочтение то осмотрительности, то смелости, и — нисколько это возможно — обоим качествам одновременно. Стратегия может и часто должна прибегать к компромиссам. И в какой мере? Нет общего ответа на этот вопрос, здесь присутствует риск: или риск непреклонности, который ведет к провалу, или риск соглашательства, который ведет к отказу от деятельности. Именно при использовании стратегии всегда возникает проблема диалога между целями и средствами, причем она ставится и решается здесь единственным и не­повторимым образом в зависимости от контекста действия и в силу его собственного развертывания.

Наконец, нам надо рассмотреть трудности разработки стратегии в случае преследования сложной конечной цели, скажем, такой цели, которая определена в лозунге «свобода, равенство, братство». Эти три взаимодополнительных понятия являются в то же время антаго­нистическими; свобода ведет к разрушению равенства; последнее, если оно предписано, — к разрушению свободы; наконец, братство не может быть ни предписано законом, ни вменено в обязанность, к нему можно только побуждать. В зависимости от исторических условий стратегия должна способствовать достижению или свободы, или равенства, или братства, но она никогда не должна по сути противо­стоять двум другим терминам.

Итак, ответ на неопределенности действия — это продуманный вы­бор решения, осознание того, что держится пари, выработка страте­ги, которая учитывает сложность, присущую ее собственным конеч­ным целям. Стратегии могут видоизменяться в процессе осуществле­ния действия в зависимости от случайностей, поступающих инфор­мационных данных, изменений контекста и должны предусматривать возможное торпедирование такого действия, которое взяло пагубный курс. Именно так мы можем и должны бороться против неопределен­ностей действия. Неопределенности могут быть преодолены в крат­косрочной или среднесрочной перспективе, но никто не может пре­тендовать на возможность их устранения в долгосрочной перспективе. Стратегия, как и всякий процесс познания, остается навигацией в оке­ане неопределенностей через архипелаги определенностей.

В таком случае желание полностью ликвидировать Неопределен­ность предстает перед нами как болезнь, которой может страдать ум человека, и страстное стремление достичь великой Определенности может быть сравнимо только с ложной, воображаемой беременностью.

Мышление должно быть вооружено и получить закалку, чтобы безбоязненно встречать неопределенность. Все то, что несет в себе слу­чайность, несет в себе и риск, и мышление должно признавать слу­чайности рисков как риски случайностей.

 

Отказ от прогресса, гарантированного «законами Истории», не означает отказа от прогресса вообще. Это есть признание его неопределенного и ломкого характера. Отречение от лучшего из всех миров в коей мере не является отречением от лучшего мира.

Увы, в истории мы часто наблюдали, что возможное становит невозможным. И мы предчувствуем, что самые богатые человеческие возможности пока остаются нереализованными. Но мы также были свидетелями того, как безнадежное становится возможным и реализуется. Мы часто замечали, что невероятное осуществляется скорее, чем вероятное. Так давайте возлагать надежды на безнадежное и трудиться для осуществления невероятного!

VI. Обучать взаимопониманию

На Земле сложилась парадоксальная ситуация. Увеличилось взаимозависимостей. Осознание единой планетарной судьбы не связывает всех людей друг с другом. Средства связи пол чудовищное развитие, планета пронизана сетями, линиями факсов, портативными телефонами, модемами, Интернетом. И тем не менее непонимание остается общей проблемой. Налицо, конечно, огромные прогрессивные сдвиги в понимании, но прогресс непонимания кажется еще большим.

Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтов учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем.

Напомним, что ни одно средство связи, начиная с телефона и кончая Интернетом, само по себе не обеспечивает понимания. Понимание не может быть закодировано и передано в числовой форме. Обучать пониманию математики или иной подобной дисциплины одно; обучать человеческому пониманию — другое. В этом состоит собственная духовная миссия образования: обучать пониманию между людьми как условию и гарантии интеллектуальной и моральной солидарности человеческого рода.

Проблема понимания имеет два аспекта, или полюса, рассмотрения.

Понимание между людьми, которое приобретает планетарный масштаб, ибо чудовищно возрастает число встреч и усложняются отношения между отдельными личностями, культурами, народами, представляющими различные культуры.

Индивидуальное понимание между близкими людьми в их личных отношениях. В личных отношениях все более угрожающе увеличивается непонимание (об этом будет говориться ниже). Аксиома «чем ближе находятся, тем лучше понимают друг друга» имеет только относительную истинность, и можно ей противопоставить обратную аксиому: «чем ближе находятся, тем меньше понимают друг друга». Близость может содействовать недопониманию, обострению зависти и ревности, проявлениям агрессивности на всех уровнях общества, даже в средах, наиболее развитых в интеллектуальном отношении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: