Организационные основы

Организационные основы системы физического во­спитания представляют собой органическое сочетание государст­венных и общественно-самодеятельных организационных форм и органов управления. Это сочетание опирается на единую цель системы физического воспитания, ее задачи, на единые принципы, идеологические, методические и программно-нормативные основы, а также на практическое взаимодействие государст­венных и общественных учреждений страны, которые осуществ­ляют, контролируют и направляют развитие физической культуры. Подобное единство государственных и общественных форм, присущее системе физического воспитания, обеспечивается финанси­рованием строительства и эксплуатации спортивных сооружений, изготовления бесплатного или частично платного исполь­зования оборудования и инвентаря, государственной системой подготовки квалифицированных специалистов, функционированием врачебно-физкультурной службы, а также неуклонным увеличе­нием свободного времени трудящихся как непременного условия для занятий физическими упражнениями.

Учреждения, организации и коллективы, осуществляющие фи­зическое воспитание тех или иных контингентов населения, при­нято называть звеньями советской системы физического воспи­тания.

  1. Программное содержание, нормативные и методологические основы.

Методологической основой обучения в системе физического воспитания является теория по­знания. Основой всего процесса познания является практика.

Начальная ступень познания прежде всего связана с функцио­нированием органов чувств. В свете современных данных в чувст­венном отражении человеком объективной действительности участ­вуют не только внешние органы чувств, но и суставно-мышечные (кинестетические или проприоцептивные) ощущения и ощущения, идущие от вестибулярного аппарата.

Еще в работах И. М. Сеченова было показано, что мышечно-двигательные ощущения играют большую роль и в восприятии про­странственных отношений между предметами, и в умении оцени­вать короткие промежутки времени. Мышечное чувство, по Сечено­ву, является «измерителем, или дробным анализатором, простран­ства и времени».

Способность правильно управлять дей­ствием при сосредоточении внимания на способах его выполнения называется двигательным умением.

Другая разновидность умений связана с самостоятельным ре­шением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятель­ности на основе ранее усвоенных знаний и навыков (например, в игре и в спортивном единоборстве). Этого рода двигательные уме­ния теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать на­мерения противника, быстро находить решения и др.

Обучать двигательному действию — значит совершенствовать его технику, добиваться прочности его усвоения и гибкой приспо­собляемости к переменным условиям.

Под двусторонним, или «перекрестным», переносом под­разумевается перенос на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено и левой.

Наблюдения показывают, что различные двигательные навыки имеют разную величину переноса. Некоторые из них могут быть пе­ренесены на те действия, которые выполняются сходными по ко­ординационной структуре способами. Это навыки с ограничен­ным переносом. К ним можно отнести такие, например, гим­настические упражнения, как подъем верхом, разгибом, вперед в упор сзади на перекладине, метание гранаты и метание копья и др.

Под обобщенным переносом подразумевается положи­тельное влияние освоенного навыка на многие действия, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Трудно обнаружить, например, какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конь­кобежца, и тем не менее перенос навыка в них осуществляется, причем в значительной мере. Роднит оба способа передвижения об­щая задача — сохранить равновесие. Бег или ходьба по пересечен­ной местности имеют больший перенос на другие способы передви­жения, чем ходьба или бег по беговой дорожке стадиона. Такую же обобщающую функцию выполняют в спортивной гимнастике так называемые фундаментальные упражнения, в которых объединены с возможной полнотой существенные компоненты других упражне­ний определенной группы. Обобщенному переносу способствует понимание общности принципов, на которых основаны способы выполнения некоторых действий (например, обгон снаряда в легкоатлетических метаниях, передача количества движения от одной части тела к другой в не­которых гимнастических упражнениях на снарядах и др.).

Чем богаче у занимающихся запас таких умений, как, например, умение произвольно расслабить мышцы, целесообразно реагировать на нарушенное равновесие, соразмерять свои движения по направ­лению, амплитуде, скорости и т. п., тем скорее и легче по принципу переноса осваивается тот навык, выполнение которого связано с этими умениями.

В педагогической практике наблюдаются случаи, когда ранее изученный навык тормозит формирование нового. Это явление полу­чило название отрицательного переноса.

С физиологической точки зрения явление отрицательного пере­носа в большинстве случаев объясняется наличием во взаимодей­ствующих навыках не только сходных, но и различных фаз и прие­мов исполнения.

Чем лучше человек владеет сформированным навыком, тем легче освобождается из-под его тормозящего влияния приобретаемый вновь и интерферирующий с ним навык. Если изучение продолжа­ется в течение длительного времени, интерференция навыков может исчезнуть совершенно.

Когда в процессе обучения возникает опасение интерференции навыков, могут быть приняты некоторые меры для ее предотвра­щения или известного снижения ее отрицательного влияния. При этом рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

1. Переходить к формированию новых навыков только после прочного закрепления ранее сформированных.

2. Заранее предупреждать обучаемых о возможных ошибочных движениях, оговаривая их причины и указывая, что во взаимодействующих навыках является общим и совпадающим и что их отличает.

3. В некоторых случаях следовать правилу «от простого к сложному через еще более сложное».

4. Если интерферируют отдельные элементы навыков, вычленить их и закрепить правильные приемы выполнения отдельно путем упражнения.

5. При переучивании неверно усвоенного движения полностью изменить все те привычные раздражители внешней среды, которые сопутствовали выработке старого навыка.

В нормальных условиях двигательная деятельность в целом и отдельные действия человека всегда мотивированы и целесообраз­ны. Двигательные акты, которым предшествует мысль о конечной цели действия и его результатах, принято называть произвольными.

В практике обучения новым физическим упражнениям представ­ление о способах их выполнения создается с помощью словесного объяснения и показа. Для совершенного освоения сложной спортивной техники нужны иногда многие месяцы упорного труда. Объясняется это целым рядом причин, и прежде всего трудностью управления движениями.

Трудность управления движениями связана также с воздействи­ем внешних сил'. Они существуют и действуют независимо от нас, поэтому практически влиять на них мы не можем. Преодолеть и использовать их возможно только с помощью беспрерывного прис­пособительного изменения мышечных напряжений. Так, например, для выполнения двух или более одинаковых движений бывает не­обходимо различное мышечное напряжение в зависимости от дейст­вия внешних сил (так называемые «добавки»).

На рис1. показаны два цикла движений, где нижняя кривая — действие внешних сил, а верхняя — суммарный результат всех сил.

 

 

       Цикл I                 Цикл II

Рис1. Результат взаимодействия сил – по Н. А. Бернштейну

 

Заштрихованная площадь — мышечные «добавки» (по Н. А. Берн­штейну).

 

Воспитывающее обучение обеспечивается не отдельными меро­приятиями или факторами воспитательного характера, а всей сис­темой учебно-воспитательной работы: содержанием учебных заня­тий, методикой и организацией учебно-тренировочной работы и жизни спортивного коллектива. Каждое поручение или требование пе­дагога, будь то построение группы, раздача инвентаря или уборка снарядов должно быть использовано в качестве средства воспита­ния у занимающихся аккуратности, добросовестности, ответствен­ности, настойчивости, инициативности и т. п.

Характерным для воспитывающего обучения в процессе занятий физическими упражнениями является применение методов опосредо­ванного воздействия на занимающихся. Это методы формирования общественного поведения. Ценность этих методов в исключе­нии элемента внутреннего противодействия у обучаемых, которое может быть при применении таких методов непосредственного воз­действия, как, скажем, беседа, негативная оценка педагога или при­нуждение. В процессе физического воспитания как специфическом процессе двигательной деятельности должны найти особенно широкое применение методы приучения к практическим действиям и поведению, отвечающим требованиям коммунистиче­ской морали.

Большое воспитательное значение, имеет эмоциональное прове­дение учебной работы. Обучение не будет успешным, если у уча­щихся не будут сформированы положительные эмоции по отноше­нию к занятиям физическими упражнениями.

Практика физического воспитания богата возможностями фор­мирования различных эстетических чувств. В процессе физического воспитания предметом эстетического переживания и эстетической опенки являются, прежде всего движения человека. Причем краси­выми могут быть не только движения фигуриста на льду, но и бег конькобежца или легкоатлета, и игра баскетболистов или хоккеис­тов. Различны только критерии эстетических оценок их движений: в первом случае оценивается плавность, ритмичность, оригинальность движения, во втором — экономичность и целесообразность.

Немаловажную роль в эстетическом воспитании играет то, что можно было бы назвать эстетикой дисциплины (коллективный темп и ритм движений, симметричные построения, четкость выполнения команд). Развитию эстетических чувств способствует и общение с природой во время занятий лыжным спортом, туризмом. Поскольку реальная жизнь оценивается нами не только эмоционально, но и с определенных мо­ральных позиций, постольку и наши эстетические чувства выступа­ют в единстве с нравственными чувствами. Трудно, например, ска­зать, что именно вызывает восхищение при виде образцово выпол­ненного прыжка с трамплина — красота движений или проявлен­ная при этом смелость.

Обучение становится воспитывающим лишь в том случае, когда задачи воспитания постоянно находятся в сфере внимания педагога, когда он ставит и решает их намеренно и систематически. Это значит, что в конечном итоге воспитывающая роль обучения зависит от педагога. Его высокая спортивная и педагогическая квалификация, идейно-теоретическая подготовленность, справедливость, последова­тельность действий, чуткое отношение к учащимся вызывают у них чувство любви и уважения. Все это содействует успеху учебно-вос­питательного процесса.

Руководящая роль педагога выражается также в том, что он ор­ганизует коллектив и формирует его общественное мнение. Физи­ческое воспитание следует осуществлять в соответствии с основным положением советской педагогики: воспитывать в коллективе, через/ коллектив и для коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: