Ведущая роль в обучении и воспитании занимающихся принадлежит педагогу. Однако ни знания, ни двигательные умения и навыки передать обучающимся непосредственно нельзя. Педагог может лишь стимулировать проявление у них нужной активности и сознательности. Говоря о принципе сознательности и активности в обучении, имеют в виду формирование:
¨ сознательного отношения к целям физического воспитания и к своему учебному труду;
¨ сознательного и активного участия в самой учебно-тренировочной деятельности;
¨ самостоятельности в контроле и оценке своих двигательных действий и достигнутых результатов.
Не всегда все три фактора в процессе обучения выступают одновременно. Иногда занимающиеся отдают себе отчет в том, зачем они тренируются, но не осмысливают значения отдельных учебных заданий; иногда сознательно и активно учатся, но не контролируют и не оценивают результатов занятий.
Роль педагога, таким образом, заключается, прежде всего, в такой организации учебно-тренировочного процесса, которая стимулировала бы сознательное отношение занимающихся к своим действиям и воспитывала бы у них самостоятельность и способность к самооценке.
|
|
Характер учебно-тренировочной деятельности находится в непосредственной зависимости от того, чем эта деятельность побуждается, т. е. от ее мотива. Наблюдения показывают, что в процессе занятий мотивы «сдвигаются»: субъективные мотивы, выражаемые словами «хочется», «нравится», уступают место перспективно-целенаправленным, выражаемым понятиями «нужно», «должно», «необходимо» и т. п.
Сознательное отношение к учебному труду является и основной предпосылкой для активной деятельности. Творческая активность обучаемых — это высшая форма проявления сознательности. На занятиях следует широко пользоваться различными заданиями, требующими от занимающихся систематического пополнения специальных знаний, размышлений и самостоятельных решений (обоснованное составление упражнений разминки и комплекса утренней зарядки, совместное с педагогом участие в планировании тренировки и др.).
Принцип активности обязывает также воспитывать инициативу и самостоятельность занимающихся в трудовой и общественной деятельности. Один из путей решения этой задачи — вовлечение их в общественно полезную работу: ремонт спортивного инвентаря, подготовка спортивной площадки, проведение соревнований и т. п. Следует также возможно шире привлекать занимающихся к общественной работе в качестве физкультурных организаторов, помощников судей, инструкторов-общественников.
В повышении активности обучаемых немалую роль играет и личность самого педагога. Если он всегда бодр, инициативен и искренне стремится передать свои знания учащимся, то это будет вызывать у них активность, жизнерадостность, рабочее настроение.
|
|
Все произвольные действия человека, в том числе и физические упражнения, являются действиями сознательными. В процессе освоения новых действий, если даже он происходит неорганизованным путем, всегда имеет место осмысливание движений. Однако обучение становится рациональным и приводит к должным результатам, если осмысливание движений является предметом специальной деятельности. Необходимо, чтобы занимающиеся: а) понимали смысл каждого отдельного задания; б) знали основные закономерности данного упражнения (почему надо выполнять так, а не иначе); в) анализировали свои мышечные ощущения; г) знали и оценивали результаты своих действий.
Преподаватель в своей деятельности должен руководствоваться следующими правилами, вытекающими из принципа сознательности и активности:
1. Объяснять цель каждого нового учебно-тренировочного задания и значение способов его выполнения.
2. Учить самостоятельно находить причины ошибок.
3. Отмечать и объективно оценивать успехи занимающихся.
4. Практиковать задания для самостоятельного их выполнения.
Принцип наглядности.
Всякая учебно-познавательная деятельность на определенных этапах связана с активным восприятием конкретных предметов, явлений или их верных изображений нашими органами чувств. При согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, осязательного и др.) обучаемый более точно воспринимает учебный материал. Поэтому наглядность как дидактический принцип следует понимать не дословно (от глагола «глядеть»), а толковать его шире, т. е. как положение, обязывающее строить процесс обучения так, чтобы в восприятии участвовало возможно большее число органов чувств.
Наглядное восприятие большей частью является начальным звеном в процессе обучения. На этапе ознакомления с физическими упражнениями основная задача наглядности — создание яркого образа движения, четкого его представления.
Эта задача решается посредством живого показа, изобразительной наглядности (фото, рисунки, кинограммы) и современными техническими средствами (учебные фильмы, кинокольцовки). Кроме представления о пространственных характеристиках движения формируются представления о временных характеристиках (темпе и ритме движений). Для этого используются звуковые раздражители (подсчеты, хлопки, звуколидеры, музыкальное сопровождение).
На этапе практического разучивания движений с целью регулирования их нередко обращаются к дополнительным внешним ориентирам (достать рукой подвешенный мяч, коснуться коленом маховой ноги какого-либо предмета при прыжке в длину с разбега и т. п.). Такими ориентирами могут быть не только внешние предметы, но и части собственного тела.
Для ориентировки во времени и фиксации момента своевременного выполнения какого-либо элемента движения применяются звуковые средства точной информации.
Чтобы создать представление о мышечном усилии, необходимом для правильного выполнения движения, обучающимся оказывают либо намеренное сопротивление, либо непосредственную помощь, используя кожный анализатор (нажимом, подталкиванием, созданием дополнительной опоры).
Благодаря такой системе ориентиров обучаемый получает возможность управлять своими движениями. Именно так обеспечивается немедленно текущая обратная связь, позволяющая контролировать и регулировать движение не только по конечному результату, но и по ходу выполнения движения:
|
|
Средством обеспечения наглядности может быть и слово. Но в этом случае оно должно быть образным, т. е. вызывающим соответствующее зрительно-двигательное представление. Образное объяснение приобретает значение средства наглядности, когда оно находит опору в жизненном опыте занимающихся, когда из зрительной и двигательной памяти могут быть извлечены по слову нужные сходные представления.
Различные средства обеспечения наглядности выполняют различные функции. Поэтому, прибегая к этим средствам, следует определять их точное педагогическое значение. В физическом воспитании они применяются довольно широко, однако нельзя их переоценивать.
Обеспечивая наглядность в обучении и воспитании, необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности.
2. Ориентировать занимающихся на всестороннее восприятие движений с помощью разных органов чувств.
3. Использовать средства наглядности в меру необходимости, не превращая наглядность в самоцель.
4. Учитывать возрастные особенности и общую подготовленность занимающихся: чем меньше возраст и слабее подготовка, тем шире применять средства наглядности.