Объяснение является исходной и важнейшей функцией научного познания.
Исторически первыми были причинные объяснения явлений: причина вызывает следствие. В период становления классической науки не только механические движения и процессы, но и другие явления природы пытались объяснить с помощью простейших каузальных, или причинных законов.
Дедуктивно-номологическая модель объяснения принадлежит Карлу Гемпелю. В ней используются не только причинные, но любые другие законы: функциональные, структурные, эмпирические, теоретические, частные и общие.
Многие представители социально-гуманитарного знания критически отнеслись к возможности применения дедуктивно-номологической модели объяснения. Уникальные исторические события, неповторимые социальные процессы, конкретные действия людей невозможно подвести под общие законы.
Однако: общественное развитие подчиняется определенным закономерностям.
Альтернативные модели и методы объяснения исторического процесса:
1) интенциональные модели (от лат intentio- стремление) – при объяснении истории во главу угла – стремления, намерения или мотивация действующих субъектов.
2) Телеологические объяснения (от греч. telos –цель)- такой способ объяснения, при котором основное внимание обращается на цели, смысл и намерения деятельности людей.
3) Функциональные объяснения применяются тогда, когда приходится выяснять роль и функцию какого-либо элемента или подсистемы элементов в целостной системе.
4) Нормативные объяснения пытаются выявить значение и роль норм для объяснения поведения людей в обществе.
Таким образом, во всех альтернативных моделях объяснения главное внимание обращается, прежде всего, на специфические особенности сознательной и целенаправленной деятельности человека, которая выражается в постановке целей, выяснении его функций и роли в обществе, анализе норм и правил поведения.
Проблема понимания в социально-гуманитарном знании.
Многие представители социально-гуманитарного знания в конце XIX-начале XX вв. выступили против использования естественнонаучных методов познания в общественных науках. В качестве альтернативного способа они выдвинули новый способ исследования, заимствованный из герменевтики.
Герменевтика – искусство интерпретации, или истолкования текстов, их понимания и перевода на другой язык.
Герменевтика как практическое искусство интерпретации и понимания древних текстов впервые возникло в Древней Греции.
Возникла, прежде всего, филологическая герменевтика, изучавшая правила истолкования и перевода текстов античной художественной литературы.
В средние века значительное развитие получила библейская экзегетика, занимавшаяся истолкованием текстов Священного писания.
Значительно позже – юридическая герменевтика, разрабатывавшая правила интерпретации правовых документов.
До начала XIX века герменевтики как общего учения об интерпретации и понимания не существовало.
В 1819 году немецкий ученый Фридрих Шлейермахер выдвинул программу создания герменевтики как общего искусства понимания. Если будут сформулированы общие принципы интерпретации и понимания, тогда будут созданы предпосылки для построения общей герменевтики.
Ф. Шлейермахер предлагает рассматривать текст как особого рода диалог между автором и его интерпретатором.
Способствовал появлению новой герменевтической концепции понимания, которая была создана немецким философом и историком культуры Вильгельмом Дильтеем. Он стал рассматривать герменевтику как методологическую основу для наук, изучающих духовную деятельность человека.
Если для объяснения явлений природы используются законы причинности, то для понимания действий людей и результатов их духовной деятельности, необходимо предварительно интерпретировать их мысли и намерения и только после этого понять.
Решающую роль в гуманитарных исследованиях играет, с точки зрения Дильтея, именно понимание. Только через понимание достигается постижение уникальных и неповторимых явлений духовной жизни человечества и его истории.
Понимание начинается с интерпретации, т.е. истолкования внутренней духовной деятельности через внешние ее проявления в форме различных произведений духовной и материальной культуры.
Если Дильтей рассматривал герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания, то Мартин Хайдеггер превращает ее в философскую концепцию об экзистенциальных основаниях человеческого бытия, рассматривает интерпретацию и понимание как фундаментальные способы человеческого бытия, а тем самым его философия выступает как герменевтическая интерпретация бытия.
Ганс-Георг Гадамер (1900-2002) отмечал, что феномен понимания пронизывает все связи человека с миром, а не является только специальной методологической проблемой наук о духе.
Понимание – это не метод, а искусство понимания. Понимание, в первую очередь, взаимопонимание и всякое понимание есть в конечном итоге самопонимание.
Для Гадамера – понимание как фундаментальная характеристика человека, как нечто, определяющее человеческое бытие даже в большей мере, чем мышление.
Три основных типа понимания (Г.И. Рузавин):
1) понимание, возникающее в языковой коммуникации, происходящей в диалоге;
2) понимание, связанное с переводом с одного языка на другой;
3) понимание, связанное с интерпретацией текстов, произведений художественной литературы и искусства.
Проблема: нужно ли соотносить понимание с современной эпохой?
Две точки зрения:
1) не нужно: адекватное понимание текста сводится к раскрытию того смысла, который вложил в него автор, не допуская каких-либо искажений, добавлений и изменений.
2) Процесс понимания неизбежно связан с приданием дополнительного смысла тому, что пытаются понять.