Проблема текста вызывает возрастающий интерес философов и представителей социально-гуманитарных наук. Именно тексты являются главными каналами трансляции культуры, способствуют сохранению культурного наследия.
Выделяют следующие основные признаки текста:
а) знаковость,
б) отграниченность,
в) структурность,
г) тематическое единство, обусловленное авторским замыслом.
Текстом называется любая знаковая система, которая является носителем смысловой информации и имеет языковую природу.
М.М. Бахтин (1895-1975) отмечал, что дух, сознание, мышление человека предстают перед исследователем в форме текстов, в языково-знаковом выражении.
Под текстом он понимал «всякий связный знаковый комплекс», например, произведение искусства.
Основное отличие гуманитарных наук от естественных – работа с текстами разного рода (художественными, философскими, научными, богословскими и др.).
Работа с текстом – это очень сложная творческая деятельность. Она требует диалога: сложного взаимоотношения текста (предмета изучения) и создаваемого контекста (понимающего, комментирующего и т.п. Тем самым происходит встреча двух авторов, двух субъектов – это встреча двух текстов: готового и создаваемого. Причем, сознание второе, сознание воспринимающего, нельзя элиминировать или нейтрализовать из создаваемого текста.
|
|
Проблема истинности и рациональности
В социально-гуманитарных науках.
1. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
2. Специфика постижения истины в социально-гуманитарном познании.
Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
Важнейшим критерием научности является достижение достоверного, объективного и истинного знания.
Классическое понимание истины сформулировал Аристотель: истина – это соответствие (корреспонденция) мнений, утверждений с действительностью.
Признание объективности истины – одно из принципиальных положений материалистической теории познания. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, она субъективна по своему внутреннему идеальному содержанию и форме.
Истина – это процесс, который можно описать с помощью диалектических понятий относительной и абсолютной истины. Они отражают разные степени – полную и неполную – соответствия знаний действительности.
Важнейший методологический принцип этого учения – абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Важнейшим в марксистской теории истины является обоснование практики как главного, определяющего критерия истины.
Теория когеренции (связности) истины – истинность устанавливает на основе системности знания, его единства.
|
|
Прагматическая концепция – фиксирует социальную значимость истины, признание ее обществом.
Также: внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания: простота, красота, внутреннее совершенство и т.п. Важнейший из них – логический критерий истины, выведенный из практики. Он – дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его
Марксистская концепция истины – основывалась на идеалах и нормах классической науки XIX века. Сегодня – постнеклассическая наука.
Поэтому в литературе отмечается, что во многом она не соответствует современным научным представлениям. Отсюда требуют корректировки многие положения теории истины.
Для гуманитарного познания характерна не столько логико-методологическая, сколько экзистенциально-антропологическая традиция в трактовке истины, познания в целом.
Первая традиция оказалась наиболее полезной в научном познании, с его объективностью и фактуальностью, хорошо вписалась в идеалы рациональности и парадигму отражения. Она претендовала на выражение сущности познаваемых объектов
Вторая традиция – экзистенциально-антропологическая принимает во внимание не только рациональное, но и иррациональное, не только истину, но и заблуждение, осуществляя содержательный анализ их смыслов.