Специфика философско-методологического анализа текста как основа гуманитарного знания

 

Проблема текста вызывает возрастающий интерес философов и представителей социально-гуманитарных наук. Именно тексты являются главными каналами трансляции культуры, способствуют сохранению культурного наследия.

Выделяют следующие основные признаки текста:

а) знаковость,

б) отграниченность,

в) структурность,

г) тематическое единство, обусловленное авторским замыслом.

Текстом называется любая знаковая система, которая является носителем смысловой информации и имеет языковую природу.

М.М. Бахтин (1895-1975) отмечал, что дух, сознание, мышление человека предстают перед исследователем в форме текстов, в языково-знаковом выражении.

Под текстом он понимал «всякий связный знаковый комплекс», например, произведение искусства.

Основное отличие гуманитарных наук от естественных – работа с текстами разного рода (художественными, философскими, научными, богословскими и др.).

Работа с текстом – это очень сложная творческая деятельность. Она требует диалога: сложного взаимоотношения текста (предмета изучения) и создаваемого контекста (понимающего, комментирующего и т.п. Тем самым происходит встреча двух авторов, двух субъектов – это встреча двух текстов: готового и создаваемого. Причем, сознание второе, сознание воспринимающего, нельзя элиминировать или нейтрализовать из создаваемого текста.

 

Проблема истинности и рациональности

В социально-гуманитарных науках.

1. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.

2. Специфика постижения истины в социально-гуманитарном познании.

Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.

Важнейшим критерием научности является достижение достоверного, объективного и истинного знания.

 

 

Классическое понимание истины сформулировал Аристотель: истина – это соответствие (корреспонденция) мнений, утверждений с действительностью.

Признание объективности истины – одно из принципиальных положений материалистической теории познания. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, она субъективна по своему внутреннему идеальному содержанию и форме.

Истина – это процесс, который можно описать с помощью диалектических понятий относительной и абсолютной истины. Они отражают разные степени – полную и неполную – соответствия знаний действительности.

Важнейший методологический принцип этого учения – абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Важнейшим в марксистской теории истины является обоснование практики как главного, определяющего критерия истины.

Теория когеренции (связности) истины – истинность устанавливает на основе системности знания, его единства.

Прагматическая концепция – фиксирует социальную значимость истины, признание ее обществом.

Также: внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания: простота, красота, внутреннее совершенство и т.п. Важнейший из них – логический критерий истины, выведенный из практики. Он – дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его

Марксистская концепция истины – основывалась на идеалах и нормах классической науки XIX века. Сегодня – постнеклассическая наука.

Поэтому в литературе отмечается, что во многом она не соответствует современным научным представлениям. Отсюда требуют корректировки многие положения теории истины.

 

Для гуманитарного познания характерна не столько логико-методологическая, сколько экзистенциально-антропологическая традиция в трактовке истины, познания в целом.

Первая традиция оказалась наиболее полезной в научном познании, с его объективностью и фактуальностью, хорошо вписалась в идеалы рациональности и парадигму отражения. Она претендовала на выражение сущности познаваемых объектов

Вторая традиция – экзистенциально-антропологическая принимает во внимание не только рациональное, но и иррациональное, не только истину, но и заблуждение, осуществляя содержательный анализ их смыслов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: